Файл: Гккп актюбинский автомобильнодорожный колледж АТбе автожол колледжі мкк оу сабаыны жоспары.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГККП «АКТЮБИНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

«АҚТӨБЕ АВТОЖОЛ КОЛЛЕДЖІ» МКҚК
Оқу сабағының жоспары/План учебного занятия №__9-10___

(теориялық немесе өндірістік оқыту/теоретического или производственного обучения)
Модуль/пән атауы / Наименование модуля/дисциплины _________ФИЗИКА___________

Педагог _______Изтлеуова А.С._______дайындады/Подготовил педагог

І Жалпы мәліметтер/ Общие сведения

Тақырыбы/ Тема занятия __ Составляет возможные алгоритмы решения задач при движении тел под действием нескольких сил

Курс, топ / курс, группы

102













Мерзімі / Дата

8.09.2022














Сабақ түрі/Тип занятия _ Комбинированный урок
2. Мақсаты, міндеттері/ Цели, задачи

- Знать и уметь применять законы Ньютона при решении качественных и количественных задач

- смогут формулировать законы Ньютона и применять их при решении качественных задач

3. Оқу-жаттығу процесінде білім алушылар меңгеретін күтілетін нәтижелер және (немесе) кәсіби дағдылар тізбесі / Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений,

которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия

• составлять возможные алгоритмы решения задач при движении тел под действием нескольких сил

• знать и понимать формулировки законов Ньютона;

• решать задачи с применением уравнения F=ma, понимая, что ускорение и равнодействующая сила направлены в одну сторону.

а) Пәнаралық байланыс / Межпредметная связь

- Математика, геометрия, устройство автомобиля

4. Қажетті ресурстар/ Необходимые ресурсы

а) оқу-көрнекілік құралдар/ учебно-наглядные пособия

- Интерактивная доска, PowerPoint, приборы: весы, гири, динамометр, штатив с муфтой, виды пружин, линейка

Қолданатың әдебиет /Литература к занятию

  • Б.Кронгарт, Д.Казахбаева, О.Иманбеков, Т.Қыстаубаев. Физика. Учебник. 1, 2 часть. Мектеп. 2019., С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, В.Кем , В.Загайнова . Физика.


Өз бетінше жұмыс/Самостоятельная работа

Взаимопроверка

Вопросы:

сформулируйте три знаменитые законы движения.

I закон (закон инерции): Материальная точка (тело) сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока воздействие со стороны других тел не заставит её (его) изменить это состояние.

II закон В ИСО ускорение тела пропорционально векторной сумме всех действующих на тело сил и обратно пропорционально массе тела:



III закон Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению:




В) Тест (Индивидуальная работа)
5. Сабақтың барысы /Ход занятия
Ұйымдасытру кезеңі / Организационный момент

- Вступительное слово учителя (Мобилизующее начало урока. Психологический настрой на урок.)
Проверка выполнения домашнего задания (сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля)

- Цель: Проверить уровень усвоения учебного материала, выявить пробелы и скорректировать их.

А)Актуализация опорных знаний

Форма: коллективная

Метод: индивидуальный

Прием: вопрос-ответ
Білім алушылардың біліктілігі мен дағдысын тексеру/Проверка знаний и умений обучающихся (өткен тақырыпты пысықтау/ обобщение пройденной темы)

  1. Подготовка к активному усвоению и осмысления учебного материала (решение задач)

Цель: Обеспечить мотивацию и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Форма: ППС и индивидуальная

Метод: поисково-эврестический
А) Учитель может привести примеры использования законов Ньютона, начиная с простых примеров и включая примеры, в которых на тело действует сразу несколько сил.

Учащиеся должны попрактиковаться на примерах, для проверки правильности применения формул и знания терминологии.

Алгоритм решения задач на законы динамики Ньютона.

1. Прочитать внимательно условие задачи.

2. Выделить заданные условием тела.

3. Выполнить анализ взаимодействия тел.

4. Кратко записать условие задачи.


5. Сделать рисунок, изобразить на нем векторы сил, действующие на каждое из тел, показать направление векторов перемещения, ускорения.

6. Записать в векторной форме уравнение для равнодействующей силы.

7. Выбрать наиболее рациональное в данных условиях задачи направление координатных осей в ИСО.

8. Определить проекции векторов на координатные оси.

9. Записать дополнительные уравнения кинематики (если необходимо).

10. Решить в общем виде полученные уравнения относительно искомой величины.

11. Сделать проверку размерности.

12. Вычислить.

13. Оценить полученные значения искомых величин.
Если в движении находится не одно, а несколько связанных между собой тел, то необходимо для каждого тела отдельно выполнить все вышесказанные действия и решить полученную систему уравнений.

1) тела, связанные невесомой нерастяжимой нитью, движущиеся по горизонтали;

2) эти же тела, поднимающиеся вверх;

3) нить, связывающая грузы, переброшена через неподвижный блок.


В) Тест (Индивидуальная работа)
Приложение 1

1. Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю. Движется это тело или находится в состоянии покоя?

А. Тело обязательно находится в состоянии покоя.
B. Тело движется равномерно прямолинейно или находится в состоянии покоя.
C. Тело обязательно движется равномерно прямолинейно.
D. Тело движется равноускорено.

2. Какие из величин (скорость, сила, ускорение, перемещение) при механическом движении всегда совпадают по направлению?

  1. сила и ускорение

  2. сила и скорость

  3.  сила и перемещение

  4. ускорение и перемещение

3. На рис. А показаны направления скорости и ускорения тела в данный момент времени. Какая из стрелок (1-4) на рисунке Б соответствует направлению результирующей всех сил, действующих на тело?



1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

4. Человек тянет за один крючок динамометр с силой 60 Н, другой крючок динамометра прикреплен к стене. Каковы показания динамометра?

А. 0 Б. 30 Н В. 60 Н Г. 120 Н

5 . Две силы F1 = 4 H и F2 = 3 Н приложены к одной точке тела. Угол между векторами
и равен 900. Чему равен модуль равнодействующей этих сил?
А. 1Н Б. 5Н В. 7 Н Г. 12 Н

6. Координата тела меняется по закону х = - 5 + 12 ∙ t. Определите модуль равнодействующих сил, действующих на тело, если его масса 15 кг.

А. 147 Н. Б. 73,5 Н В. 60 Н. Г. 0 Д. 90 Н.

7. На рисунке представлен график зависимости силы F, действующей на тело, от времени t. Какой из участков графика соответствует равномерному движению?

А. 0-1 Б. 1-2 В. 2-3 Г. 3-4
Д. на графике такого участка нет.



8. На рисунке представлен график зависимости силы F, действующей на тело, от времени t, какой из участков графика соответствует равноускоренному движению?

А. 0-1 Б. 1- 2 В. 2- 3 Г. 3- 4 Д. 4- 5



9. Модуль скорости автомобиля массой 500 кг изменяется в соответствии с графиком, приведённым на рисунке. Определите модуль равнодействующей силы в момент времени t =3 c.

1) 0Н 2) 500Н 3) 1000Н 4) 2000Н



10. При столкновении двух тележек массами m1 = 2 кг и m2 = 8 кг первая получила ускорение, равное a1=4 м/с2. Определите модуль ускорения второй тележки.

А. 0,5 м/с2. Б. 1 м/с2. В. 4 м/с2. Г. 2 м/с2. Д. 1,5 м/с2.
Жаңа тақырыптың мазмұны мен жүйесі /Содержание и последовательность изложения новой темы

Задача № 1: Два тела, связанные невесомой нерастяжимой нитью (см. рис.) тянут с силой 15 Н вправо по столу. Массы брусков m1 = 1 кг и m2 = 4 кг, μ = 0,1.

С каким ускорением движутся бруски? Чему равна сила натяжения нити?



Учитель: Условие невесомости и нерастяжимости нити позволяет считать, что сила натяжения нити на всех участках одинакова и все тела движутся с одним и тем же ускорением, т.е. Т1 = Т2 = Т, .

Для того, чтобы решить задачу надо её проанализировать.

Рассмотрим все силы, действующие на каждое тело отдельно. Оба тела взаимодействуют с землёй, столом и нитью.

На первое тело действуют:
m1g, Т1, Fтр1, N1

На второе тело действуют: m2g, N2, T2, Fтр2 и сила F

Системы отсчета свяжем со столом.

Учитель: Анализ провели, теперь приступаем к решению задачи.

Дано:

Равноускоренное движение связанных тел

F= 15 Н
m1= 1 кг
m2 = 4 кг
μ = 0,1
_____________________
- ? (м/с2)
Т - ? (Н)

1. Изобразим все силы, действующие на тела.

Ускорение тела направлено вправо:

Из условия задачи => Т1 = Т2 = Т;



2. Запишем II закон Ньютона в общем виде ∑ = m и для каждого тела в векторной форме, для этого страницу разделим пополам:





 

3. Выберем координатные оси: ось ОУ направим по направлению, а ось ОХ по направлению системы тел.

4. Проецируем векторные уравнения II закона Ньютона для I и II тела на координатные оси:

OX:   T – Fтр1 = m1  (1)
OУ1:  N1– m1g = 0 (2)
Поскольку из уравнения 2 => что
N1 = m1g; то Fтр1= μ * N1 = μ * m1g,
тогда ур-ние (1) примет вид
Т – μ * m1g = m1   (3)

OX:  F – T – Fтр2 = m2 *  (1/)
ОУ2:  N2 – m2g = 0 (2/)
Аналогично:
N2 = m2 * g; то Fтр2 = μ N2 = μ * m g
тогда уравнение (1/) II- го  тела примет вид
F – T – μ * m2  * g = m2  (31)