Файл: Лекция 14 по дисциплине Автоматизированные системы управления и связь тема 4 Организация связи в пожарной охране Специальность 20. 05. 01 Пожарная безопасность РостовнаДону 2022.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





МИНИCТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

В.И. Зыков, А.Н. Петренко, В.Е. Мереняшев
ЛЕКЦИЯ № 14

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Автоматизированные системы управления и связь»

ТЕМА 4: Организация связи в пожарной охране



Специальность 20.05.01 «Пожарная безопасность»

Ростов-на-Дону

2022
4.5. Организация деятельности ЦУКС, ПСО, ПСЧ

Связь в гарнизонах ПО строится на основе сетей проводной и радиосвязи путем создания разветвленной сети стационарных и подвижных узлов (пунктов) связи, оборудованных средствами связи, в соответствии со своим назначением.

При организации связи в гарнизонах пожарной охраны создаются стационарные и подвижные узлы связи. К стационарным и подвижным узлам связи гарнизона пожарной охраны относятся:

- центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС);

- пункт связи отряда (ПСО);

- пункт связи части (ПСЧ);

- подвижной узел связи (ПУС).

Главным организующим и управляющим звеном службы связи пожарной охраны является ЦУС, обеспечивающий все основные виды связи.

Центр управления силами организуется в гарнизоне ГПС республиканского, краевого и областного центра, а также в городе или населенном пункте с числом пожарных частей не менее четырех.

В зависимости от численности населения, территории, защищаемой гарнизоном, и количества входящих в него пожарных частей ЦУС подразделяются на разряды: первый – более 20 ПЧ, второй – от 10 до 20 ПЧ, третий – до 10 ПЧ, которые определяются руководящими документами ГУ ГПС МЧС России.

В случае организации в гарнизоне пожарной охраны автоматизированной системы связи оперативного управления пожарной охраны (АСОУПО) центр управления силами (ЦУС) входит в состав центра АСОУПО и выполняет его основные функции по управлению силами гарнизона.


На ЦУС возлагается выполнение следующих функций:

-прием извещений о пожарах и ЧС;

-своевременное направление подразделений на тушение пожаров или ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий, а в необходимых случаях - обеспечение временной передислокации подразделений, а также оповещение руководящего состава управлений ГПС, ОГПС;

-обеспечение оперативно-диспетчерской связи с подразделениями пожарной охраны;

-передача и прием информации с места работы подразделений;

-обеспечение надежной связи с наиболее важными объектами города и службами, взаимодействующими с пожарной охраной;

-обеспечение оперативного учета пожарной техники гарнизона, находящейся в боевом расчете, в резерве, на выполнении заданий.

ЦУС должен иметь:

- диспетчерский зал - основное помещение ЦУС, где размещаются рабочие места диспетчеров с техническими средствами связи и отображения информации (пульты управления приемной и передающей аппаратуры связи, средства радиосвязи, светоплан города, табло наличия и состояния техники);

- аппаратную, где устанавливается кросс, стативы, испытательные приборы, звукозаписывающая аппаратура, зарядные и распределительные устройства, усилители оповещения и другая вспомогательная аппаратура;

- аккумуляторную;

- комнату отдыха диспетчеров.

Пульты связи диспетчеров ЦУС должны быть оборудованы станциями оперативной диспетчерской связи с подключением к ним: специальных входящих линий "01" для принятия извещений о пожарах (и ЧС), а также входящих и исходящих соединительных линий для связи с подразделениями гарнизона, со службами взаимодействия города, наиболее важными и пожароопасными объектами.

Одной из составных частей ЦУС является центральный пункт радиосвязи (ЦПР). ЦУС размещается, как правило, совместно с ЦПР. Допускается раздельное размещение центрального пункта радиосвязи и ЦУС, но при этом должен быть организован прямой телефонный канал для связи с ЦУС.

Центральный пункт радиосвязи оборудуется радиостанциями из расчета одна радиостанция на каждую радиосеть или радионаправление. Для обеспечения надежной радиосвязи должны быть предусмотрены резервные радиостанции для организации резервной радиосети или радионаправления.



(Стационарные радиостанции типа Виола-Ц и т.д.)

Для регистрации передаваемой оперативной информации по радиоканалам на ЦПР должна быть установлена специальная аппаратура магнитной звукозаписи. (Магнитофоны, цифровые приборы звукозаписи (Хронос)).

ПСО – организуются и оборудуются по принципу ЦУС.

ПСЧ – создается при каждой пожарной части и осуществляет следующие функции:

- прием и фиксирование информации о пожаре и ЧС от заявителей;

- прием приказов о выезде на пожары и ЧС, поступающих от диспетчера ЦУС;

- прием извещений о пожарах и ЧС, поступающих от соседних подразделений гарнизона;

- высылку боевых расчетов части на тушение пожаров и ликвидации ЧС;

- поддержание связи с пожарными автомобилями подразделения;

- информирование ЦУС, а также должностных лиц и организаций о пожарах и ЧС.

Рабочие места диспетчеров с техническими средствами связи и отображения информации (пульты управления приемной и передающей аппаратуры связи, средства радиосвязи, светоплан района выезда.

ПУС используется в качестве временного пункта связи для управления силами и средствами пожарной охраны при решении оперативно-тактических задач.

Он создается начальником оперативного штаба по распоряжению РТП.

ПУС организуется на базе оборудования автомобиля связи (или авт. связи и освещения), бортовых средств связи других основных, вспомогательных и специальных пожарных автомобилей, а также средств связи объектов, где возник пожар или ЧС.

На ПУС возлагается выполнение следующих функций:

- организация оперативного управления подразделениями ГПС при тушении пожара и ликвидации ЧС;

- информационный обмен с ЦУС (передача оперативных данных непосредственно с места пожара (ЧС));

- доступ к информационным базам данных (получение сведений об объекте, карт района, план газовых и водопроводных линий, различных справочных сведений и др.).

- решение функциональных задач с использованием специализированных АРМ.
4.6. Организация единых дежурно-диспетчерских служб

Нормативное правовое и нормативно-техническое обеспечение создания ЕДДС.


В соответствии с поручением Правительства РФ от 16 июля 1998 г. № БН-П4-20705 в целях необходимого правового пространства для создания и развития ЕДДС в 1998 г. был разработан пакет документов по созданию ЕДДС в городах России (концепция, технико-экономическое обоснование и др.), согласованный с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Приказ МЧС России от 25.08.98 № 517 ввел в действие концепцию создания ЕДДС в городах РФ. Постановлением Госстандарта России от 9.11.99 № 400-ст введен в действие ГОСТ Р.22.7.01-99 «ЕДДС. Основные положения». В том же году были утверждены типовой штатный перечень и типовой табель оснащения ЕДДС.

Приказ МЧС России от 28.06.99 № 331 по вопросам создания единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах РФ.

С целью реализации единой научно-технической политики в части создания АС, ОСОДУ субъектов РФ и ЕДДС городов приказом МЧС России от 30.06.2000 № 351 определена головная организация и назначен главный конструктор по созданию АС ОСОДУ и ЕДДС – ВНИИ ГОЧС, которым разработан и издан типовой технический проект ОСОДУ (объединенная система оперативно-диспетчерского управления) субъекта РФ.

приказами МЧС России от 10 сентября 2002г. № 428 и от 2 декабря 2002г. № 553 определены основные направления развития ЕДДС с учетом изменения статуса телефонного номера «01» как единого номера вызова пожарных и спасателей, а также сроки опытного функционирования ЕДДС «01».

В состав типовой ОСОДУ города, наряду с ЕДДС «01» входят ДДС экстренного реагирования («02», «03», «04»), жилищно-коммунального и топливно-энергетического хозяйства, наблюдения и контроля за окружающей средой, а также диспетчерские службы потенциально опасных объектов.
Возможны следующие варианты организации ЕДДС «01»:

1. ЕДДС-РД («Раздельные диспетчерские»).

Характеризуется наличием отдельных разнесенных диспетчерских по вопросам ГОЧС и ГПС, между которыми осуществляется тесное взаимодействие по каналам связи и передачи данных. В этом случае телефонные номера «01» и «051» работают параллельно. Сообщения сразу перекоммутируются в зависимости от характера ситуации. Затраты на сопряжение диспетчерских ГОЧС и ГПС минимальны.

Рекомендуется для муниципальных образований с эффективно работающими ЕДДС. ЕДДС-РД постепенно преобразуется в ЕДДС-ОД.


2. ЕДДС-ОД («Объединенная диспетчерская»).

Характеризуется размещением рабочих мест диспетчеров ГОЧС и ГПС в одном помещении. Всю информационную нагрузку по пожарам и ЧС берет на себя телефонный номер «01». При этом требуется увеличение количества линий специальной связи «01» и использование в диспетчерской службе комплексных программно-технических решений по компьютеро-телефонной интеграции, что повлечет дополнительные затраты.


Целесообразно сразу внедрять в городах и районах, где ЕДДС еще не была создана или не зарекомендовала себя в качестве эффективно работающей службы.


3. ЕДДС-ЕД («Единая диспетчерская»).

Характеризуется дальнейшей оптимизацией состава и функций диспетчеров, при которой их специализация становится универсальной: каждый диспетчер способен принять и обработать любую поступившую информацию. Потребует создания принципиально новой учебной базы для подготовки (переподготовки) диспетчеров.


4. ЕДДС-ЕС («Единая служба»).

Предусматривает переход на трехзначный номер доступа к объединенной экстренной службе спасения «112» вместо номеров «01», «02», «03», «04» и «051». На этом этапе нормативно закрепляется передача сообщений о любых опасных ситуациях в ЕДДС по бесплатному номеру «112» при одновременном решении вопроса коммутации поступающих сообщений в требуемых случаях и в другие экстренные службы.

При изменении статуса телефонного номера «01» увеличится количество вызовов, занятость телефонной линии, а следовательно потребуется дополнительное число линий связи и подготовка (переподготовка) операторов ЕДДС.

Создание ЕДДС требует решения не только технических вопросов, но и разработки нового интегрированного специального программного и информационного обеспечения (СПИО) с отработкой алгоритмов взаимодействия диспетчеров при одновременной обработке вызовов на пожары и ЧС.

Диспетчерские комплексы по пожарам и ЧС должны обеспечивать:

  • формирование журнала событий с учетом привязки к объекту проведения работ, данных о привлекаемых силах и средствах, а также классификации событий по виду, масштабу негативных последствий, текущему состоянию и др.;

  • автоматическое присвоение регистрационного номера карточке;

  • передачу введенных данных из полей одной карточки в соответствующие поля других на соседние АРМ;

  • прием по радиоканалам информации с места пожара и ЧС;

  • обеспечение возможности обращения из журнала событий к комплексам поддержки принятия решений или подготовки отчетной документации.