Файл: Лекция. Гражданская оборона, основные понятия и определения. Задачи гражданской обороны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РСЧС - объединяет органы управления, силы и средства ФОИФ, органов

исполнительной власти субъектов РФ, ОМСУ, организаций, в полномочия, которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС,

РСЧС при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов передает

свои полномочия системе ГО.

ОУ и силы РСЧС функционирует в трех режимах:

- повседневной деятельности;

- повышенной готовности;

- чрезвычайной ситуации.

Организационная структура РСЧС

Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем:

Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоит из звеньев, соответствующих административно- территориальному делению этих территорий.

Подсистемы имеют пять уровней:

  • федеральный, охватывающий всю территорию РФ;

  • межрегиональный, территорию нескольких субъектов РФ;

  • региональный, территорию субъекта РФ;

  • муниципальный, территорию муниципального образования;

  • объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы:

  • на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

  • на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

  • Органы повседневного управления:

  • на федеральном уровне — Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС);

  • на межрегиональном уровне — Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России;

  • на региональном уровне — Центры управления в кризисных ситуациях Главных управлений МЧС России;

  • на муниципальном уровне — Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (ЕДДС МО);

  • на объектовом уровне — дежурно-диспетчерские службы предприятий.



Постоянно действующие органы:

  • на федеральном уровне — МЧС России;

  • на межрегиональном уровне — региональные центры МЧС России;

  • на региональном уровне — Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;

  • на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

  • на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.

На территориях муниципальных образований органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов.

В администрациях сельских и городских поселений могут быть созданы нештатные органы управления гражданской обороны или функции органа управления могут быть возложены на заместителя главы сельского поселения.

Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).

Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.

Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной.

В свою очередь они:

1. планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;



2. осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

3. организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;

4. организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;

5. обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

6. организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий , и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки.

В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:

1. по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);

2. специалиста по связи;

3. специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;

4. специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;

5. специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.

В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.

Кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

К ним относятся:

  • координирующий орган управления объектовым звеном – КЧС и ОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации;

  • орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба (ДДС).

Да, такое множество органов управления может создавать некоторую неопределенность при решении практических задач. Поэтому первый руководитель организации, который по закону является руководителем гражданской обороны, должен определиться с концентрацией управления гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций на одном органе. Таким органом может быть или штаб гражданской обороны (несмотря на то, что в законе «О гражданской обороне» слово «штаб» не упоминается) или КЧС и ОПБ объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.


Силы гражданской обороны.

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.