Файл: Реферат дисциплина "История" по теме " История русского рока".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования


"Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет"

Кафедра истории философии психологии


РЕФЕРАТ
Дисциплина
"История"

по теме

"История русского рока"






Выполнил

Студент 1 курса гр. ОТФ 2201 Аксенов А.А

Преподаватель доцент Белоус Т.И

Нижний Новгород

2022


ВВЕДЕНИЕ
Самодельные гитары, подпольные записи и главная музыка целых поколений.

Само понятие «русский рок», конечно, не уникально. В каждой стране рок-музыка адаптируется к местной культуре, фольклору и языку. Но всё же стиль, появившийся в СССР, значительно отличается от большинства аналогичных примеров из других стран.

Чаще всего рок-н-ролл и последовавшие за ним разновидности рока становились символом бунта молодёжи против закостенелых порядков предыдущих поколений, а потом быстро адаптировались под коммерцию. В СССР же это стало выражением протеста против самой системы.

С учётом запретов, цензуры и отсутствия оборудования отечественные рок-группы даже звучали несколько иначе, чем западные аналоги. Из этого и сформировалась своя особенная культура, которая по идеологии, звучанию и смысловой нагрузке песен отличается от рок-музыки большинства других стран.

Цель работы – рассмотреть все основные этапы появления и развития русского рока, а также историю самых известных представителей этого поистине народного жанра.

В связи с целью определены задачи:

- выявить основные этапы развития истории русского рока

- oпределить значение русского рока и его влияние на ход истории


ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ

1.1 Отцы основатели и пeрвые ласточки
Вопрос, какую команду считать «первой русской рок-группой», остаётся открытым. Разные историки и исследователи называют множество вариантов. Артемий Троицкий в книге «Back in the USSR» утверждает что этого титула достойны «Ревенджерс» из Риги под руководством Валерия Зайнутдинова, он же Сэйтски. Всё тот же Троицкий упоминает «Юниоров» из Эстонии. Но гораздо чаще основоположниками русского рока называют московские команды «Сокол» Юрия Ермакова и «Славяне» Александра Градского.


Вероятно, всё дело в том, что по всему СССР музыканты проходили примерно один и тот же путь. Всевозможные бит-группы начинали играть американские рок-н-роллы, подражая Элвису Пресли или The Beatles. Потом музыканты придумывали собственные песни. А поскольку далеко не все из них знали в достаточной мере английский язык, команды переходили на русский.

В 1965 году «Сокол» исполнил первые песни на родном языке. Градский примерно тогда же основал новую команду «Скоморохи» с упором на русские тексты. Также параллельно он собрал «Лос Панчос», игравшую популярные иностранные песни с чисто коммерческими целями, ведь на танцах все еще ценили западную музыку.

Вообще первопроходцам русского рока приходилось несладко. Например, в стране практически не делали бас-гитар, поэтому их приходилось собирать кустарным способом, натягивая на гитарный корпус струны от рояля.

Путь Градского отличается от судьбы большинства других русских рок-музыкантов. Его дядя, работавший в ансамбле Игоря Моисеева привозил джазовые и рок-н-ролльные записи из-за границы. Юный Александр любил не только модную музыку, но и классику, хотя поворотным моментом стало, конечно, прослушивание The Beatles.

В дальнейшем Градский так и останется одним из самых необычных музыкантов и вокалистов живой сцены. Он продолжит играть рок-музыку, но параллельно начнёт сотрудничество с официальными композиторами и даже будет выступать в опере.
Но, конечно же, главное открытие московской рок-сцены в период становления — группа «Машина времени» под руководством Андрея Макаревича. Как обычно, всё началось ещё с англоязычной школьной команды The Kids. После знакомства с русскими бит-группами, в первую очередь с быстро канувшими в лету «Атлантами», юный музыкант основал коллектив Time Machines (название писали именно на английском и во множественном числе). Команда Макаревича, как и большинство других, играла кавер-версии западных песен. Вскоре группа перешла на песни собственного сочинения: часть на английском, часть — уже на русском языке. Тогда и сформировался стиль, который превратит «Машину времени» (уже в таком написании) в главных хитмейкеров русской рок-музыки.

Макаревича можно считать основоположником и одним из ярких представителей стиля «бард-рок». В его творчестве поэзия явно больше ссылается на авторскую песню с её морализаторством и философией, нежели на классику рок-н-ролла.

Команда будет многократно менять составы, причём к вокалу Макаревича добавятся и песни других музыкантов. В начале девяностых в «Машине времени» сольные номера получат сразу четверо участников.

Кстати, говоря о «Машине времени» невозможно не упомянуть о группе «Воскресение». Её будущий лидер Алексей Романов начинал играть Макаревича. Потом первый клавишник «Машины Времени» Сергей Кавагоэ перешёл в новую команду на барабаны. Позже место соло-гитариста «Воскресения» займёт кузен Андрея — Алексей Макаревич. Маргулис какое-то время окажется участником обеих команд одновременно. Из-за этого на совместных юбилейных концертах обеих групп он будет стоять посередине сцены, меняя гитару на бас.

Историю рок-музыки во второй столице СССР — Ленинграде — стоит начать с команды «Санкт-Петербург» с её бессменным лидером Владимиром Рекшаном. В1967 году собралась студенческая группа «Корабль дураков», игравшая хиты рок-н-ролла. Через пару лет талантливый автор и музыкант организовал новый коллектив «Санкт-Петербург». Эта команда появилась позже московских аналогов — в 1969 году. Но зато именно Рекшан первым решился выступать перед зрителями с полностью русскоязычной программой. «Санкт-Петербург» неплохо раскрутится в Ленинграде и на время даже получит славу по всему СССР. В команде будет играть виртуоз Никита Зайцев, одинаково хорошо владеющий гитарой и скрипкой — потом он уйдёт в «ДДТ» и исполнит там самые запоминающиеся скрипичные партии.

Но всё же «Санкт-Петербург» так и остался скорее культовой группой, точно так же, как и «Мифы» Сергея Данилова и «Россияне» Георгия Ордановского. Всенародная слава ленинградского рок-н-ролла началась с «Аквариума» Бориса Гребенщикова. В 1972 году он вместе со своим другом Анатолием Гуницким основал «поэтически-музыкальный проект». Причём, в отличие от большинства рок-групп, «Аквариум» обычно играл акустику. Присоединившийся к ним Андрей Дюша Романов быстро сменил клавиши на флейту, потом появился Всеволод Гаккель с виолончелью. Причём команда не замыкалась в одном стиле, ориентируясь на самых разнообразных западных музыкантов: от Боба Дилана до Лу Рида.

Всё того же БГ будут называть своим кумиром музыканты новой волны русского рока: Виктор Цой, Константин Кинчев. Сам же «Аквариум» сменит составы и стиль чуть ли не десяток раз. Гребенщиков будет увлекаться русским фольклором, буддизмом, панк-роком и прочими стилям. Каждый раз звучание группы будет меняться под его интересы.

1.2 Первые фестивали и альбомы
К концу 1960-х рок-музыка окончательно превратилась из увлечения студентов в массовое творчество. На фоне огромного количества «любительских» коллективов стали появляться и «профессиональные». Их называли не рок-группами, а ВИА. Важно, что команды чаще выходили на высокий уровень выступлений, иначе просто игры на танцах и в миниатюрных ДК. Эти мероприятия устраивала неофициальная организация «Поп-федерация» под руководством известного битломана СССР и России Коли Васина. Выяснилось, что менеджер организации большую часть полученных денег попросту прикарманивал, хотя обещал пускать их на развитие молодых групп, из-за чего «Поп-федерация» развалилась. Васина, не знавшего об этих махинациях не арестовали, хотя он с испуга даже зарыл где-то в лесу подаренную пластинку The Beatles с автографом Джона Леннона.

Но всё же исполнителям хватало славы и заработка: зрители просто ломились на выступления, хотя на первых порах рок-музыка в СССР оставалась локальной и разобщённой. Следующими этапами, превратившими русский рок из набора небольших групп в цельную общину, стали фестивали и записи альбомов. Часто первым мероприятием такого формата называют концерт в Каменске-Уральском Свердловской области 1966 года.

А вот первым действительно крупным событием можно считать ереванский рок-фестиваль, который проводили ежегодно с 1968 по 1972 год. Его устраивал предприниматель Рафик Мкртчян, привозивший на стадион «Динамо» в столице Армении различные популярные группы. Ереван на некоторое время превратился чуть ли не в главный город русского рока. В Армении в тот момент существовало немало собственных ярких коллективов. Увы, история этого фестиваля завершилась с арестом Мкртчяна за мошенничество.

Во второй половине семидесятых в подмосковном городе Черноголовка прошло два масштабных концерта. В первом приняло участие «Високосное лето». Команда создаст необычную рок-оперу «Прометей прикованный» и запишет один из первых магнитоальбомов. Позже Ситковецкий создаст «Автограф», а Кельми уйдёт в поп-музыку с коллективом «Рок-ателье». Также выступали «Сонанс» из Свердловска «Магнетик бэнд» из Таллина и «Машина времени». Второй фестиваль в Черноголовке отменили за пару дней до начала по непонятным причинам. Руководство испугалось неизвестных групп и отказалось предоставить зал. Хотя в результате концерт всё же прошёл подпольно в конференц-зале издательства «Молодая гвардия». И именно там «Аквариум» впервые сыграл для московской публики. Это был первый масштабный официальный рок-концерт, на который пригласили группы со всего Союза. Его организовал заместитель директора Грузинской национальной филармонии Гайоз Канделаки с подачи Артемия Троицкого и поддержал первый секретарь ЦК КП Грузинской ССР Эдуард Шеварднадзе.


Позже этот концерт будут называть «Советским Вудстоком», что отчасти справедливо: именно здесь проявился масштаб и значимость рок-движения в СССР. Но всё же атмосфера там царила совершенно иная. По традиции присутствовало жюри, проводили конкурс и даже вручали награды.

Лучшими группами ожидаемо признали «Машину времени» и опытный «Магнетик Бэнд». Второй приз поделили Ситковецкий с новой группой «Автограф» и «Гунеш» из Ашхабада. На третьем месте оказался «Интеграл» Бари Алибасова и пара менее известных групп. Но главное событие — выступление «Аквариума». Борис Гребенщиков решил превратить первое официальное выступление в панк-шоу. Во время исполнения песни «Летающая Тарелка» он лёг на сцену, зажав между ног гитару, Гаккель засунул в отверстие деки ножку своей виолончели, а фаготист изображал, что расстреливает зал из своего инструмента. Кроме того, жюри смутила песня с рефреном «Хомо хай-фай!»: здесь кому-то послышались гомосексуальные намёки. Во время выступления группы потребовали зажечь свет и жюри покинуло зал, а «Аквариум» дисквалифицировали с конкурса. Но зато о группе пошла всенародная молва.

ГЛАВА 2. РОЖДЕНИЕ ЗВУКОЗАПИСИ
Несмотря на то, что в семидесятых рок уже вовсю гремел среди музыкальной молодёжи, найти официальные записи большинства групп было совершенно невозможно. Официальные власти попросту отказывались признавать и выпускать эту музыку. Да и сами артисты считали сотрудничество с «Мелодией» чем-то постыдным. Исключение составляли разве что «Цветы». В 1973 году у них вышли два сингла. Но творчество большинства коллективов записывалось и распространялось подпольно. И здесь важную роль сыграли магнитоальбомы. Как понятно из названия — записи на катушечные магнитофоны.

Эта практика берёт своё начало ещё из шестидесятых. Первое время выступления бардов записывали просто «с воздуха» — то есть через микрофон, направленный на сцену. Вот только если голос и акустическая гитара в авторской песне звучали хоть сколько-то разборчиво, то электрические инструменты, да ещё и с плохим оборудованием (и исполнением) у молодёжных групп превращались в неразборчивый шум. Именно поэтому немалая часть первых советских рок-групп не оставила после себя никаких записей.

Первым рок-музыкантом, начавшим записывать полноценные и даже хорошо звучащие альбомы, стал Юрий Морозов. Здесь дело не только в таланте, но и в стечении обстоятельств. Он работал звукорежиссёром на ленинградской «Мелодии» и по ночам записывал на штатном оборудовании собственные песни. Кстати, Морозов, что редкость для советских рокеров, вскоре почти отказался от концертов в пользу студийной работы.