Файл: Семинарского занятия 1 Россия и мир на пути к индустриальному обществу xix в начало хх века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Промышленными центрами страны были Москва, Уральский горнопромышленный район и Петербург. Половина рабочих России была занята в ткацком и обрабатывающем производстве Москвы, Тулы, Иваново-Вознесенска, Ярославля, Нижнего Новгорода. Объяснялось это высокой плотностью населения в этих губерниях, удобным местоположением на пересечении старых торговых путей (сухопутных и речных), наличием сырья и топлива, малоземельем крестьян, из-за чего они издавна занимались промыслами, приобретая опыт и квалификацию. К середине XIX в. на Урале производили 71 % чугуна, в Москве и Петербурге — 15 %, в Польше — 7 %, на севере европейской части России — 2 %, в Сибири — 1 %, в прочих районах — 4 %.

Традиционными для России были водный и гужевой транспорт. Грузы переправляли по Волге, Северной и Западной Двине, Днепру, Днестру, Дону.

В 1815 г. начал курсировать первый пароход по Неве, а в начале 1820-х гг. — по Волге и Каме. В 1850 г. на внутренних водных путях насчитывалось почти 100 пароходов. В 1849 г. начал действовать Сормовский судостроительный завод (Нижний Новгород). Первая железная дорога длиной 25 верст была проложена в 1837 г. между Царским Селом и Петербургом. В 1839—1848 гг. была построена Варшавско-Венская железная дорога. В 1859 г. начала функционировать железная дорога сообщением Варшава — Петербург. В 1861 г. в стране было проложено всего 1,5 тыс. верст железных дорог. Слабое развитие транспортных путей в России сдерживало хозяйственный подъем.


  1. Государственно-политические изменения в Российской империи в первой половине XIX в.: основные направления, методы проведения результаты?

Ответ: В первой половине XIX в. абсолютизм в России достиг своего расцвета. В начале данного периода была предпринята попытка реформ государственного управления с тем, чтобы в условиях кризиса феодально-крепостнического строя, развития капиталистических отношений и обострения социально-политической ситуации в стране добиться более эффективной деятельности государственного аппарата.

Центральные органы власти и управления. Возглавлял огромный государственный аппарат император, обладавший всеми атрибутами абсолютного монарха. В управлении государством он опирался на большой чиновничий аппарат.

В 1801 году был создан Непременный совет, состоявший из 12 человек с чисто совещательными функциями, который заменил действовавший до этого Совет при Высочайшем дворе. Непременный совет прекратил свою деятельность после учреждения в 1810 г. Государственного совета.


Государственный совет, функционировавший до 1917 г., являлся высшим законосовещательным органом Российской империи. В Указе от 1 января 1810 г. о его учреждении, подчеркивалось, что законы не должны были представляться императору на утверждение, если они не обсуждались в Государственном совете. Тем не менее Государственный совет обладал только совещательными функциями, так как высшие законодательные полномочия принадлежали императору. Поэтому постановления Государственного совета по тому или иному проекту закона назывались мнениями, а вопрос об их утверждении решал монарх. Законопроекты вносились в Государственный совет министрами по инициативе императора. К ведению Государственного совета относились также вопросы, связанные с рассмотрением смет, уставов различных обществ, предложений по штатному составу отдельных учреждений.

Император назначал членами Государственного совета высокопоставленных чиновников, а министры становились его членами по должности. Первоначально в Государственный совет было включено 35 человек, а затем его численный состав неоднократно менялся. Так, в 1825 г. он насчитывал уже 42 человека. Руководил заседаниями Государственного совета император. Если же он отсутствовал в стране, то назначался председатель из состава членов Государственного совета.

Государственный совет состоял из пяти структурных подразделений: 1) департамента законов; 2) департамента военных дел; 3) департамента гражданских и духовных дел; 4) департамента государственной экономии; 5) департамента дел царства Польского. Пятый департамент был создан в 1832 г. после восстания в Польше. Департаменты фактически выполняли функции подготовительных комиссий по предварительному обсуждению проектов законов, а также рассматривали и решали незначительные вопросы.

Наиболее важные вопросы обсуждались на общих собраниях Государственного совета. Государственный секретарь возглавлял канцелярию Госсовета, отвечавшую за ведение делопроизводства по всем делам, поступавшим на его рассмотрение.

Однако начиная со второй четверти XIX в. законопроекты, поступавшие в Государственный совет, стали разрабатываться в Собственной его императорского величества канцелярии, министерствах и специальных комитетах. А их обсуждение в Государственном совете было по существу формальным, так как император предварительно высказывал свое мнение в форме резолюций на законопроектах о необходимости их принятия.



Собственная его императорского величества канцелярия приобрела функции общегосударственного органа в 1812 г. На первом этапе к ее ведению относились следующие вопросы: переписка с главнокомандующими армий, размещение военнопленных, комплектование и размещение армейских подразделений, сбор сведений о пострадавших во время войны 1812 г. дворянских имениях и др. Императорская канцелярия стала фактически органом, связывавшим монарха со всеми государственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики, оттесняя постепенно Государственный совет на второй план.

Во второй четверти XIX в. Собственная его императорского величества канцелярия стала высшим органом управления при монархе, компетенция которого распространялась на решение всех важнейших государственных вопросов. В связи с этим был увеличен аппарат канцелярии, а также изменена его структура. Так, в 1826 г. были учреждены I, II и III отделения, в 1828 г. — IV, в 1836 г. — V, а в 1842 г. — VI отделения.

I отделение занималось подготовкой проектов указов императора, контролировало деятельность министерств и органов местного управления, управляло кадрами чиновничьего аппарата (назначением и увольнением высших должностных лиц, их пенсионными делами и т.д.). К ведению II отделения были отнесены вопросы кодификации российского законодательства. Важную роль в его деятельности, а затем и успешной кодификации сыграл известный государственный деятель М.М. Сперанский.

III отделение, занимавшее особое место в государственном аппарате страны, стало органом политического сыска и следствия, борьбы с революционным движением. III отделение опиралось в своей деятельности на собственные воинские подразделения прежде всего на Корпус жандармов, созданный в 1827 г. и преобразованный в 1836 г. в Отдельный корпус жандармов.

IV отделение было сформировано на основе канцелярии императрицы Марии Федоровны (вдовы Павла I) и ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

V К ведению V отделения, действовавшего до 1866 г., относились вопросы разработки проекта реформ управления государственными крестьянами, а также контроля за ее реализацией.

VI отделение, существовавшее с 1842 по 1845 г., занималось разработкой проектов административных реформ на Кавказе. После того как в 1845 г. по его предложению было учреждено кавказское наместничество, оно было упразднено.

В годы правления Николая I распространилась практика создания при Собственной его императорского величества канцелярии особых высших комитетов (секретных комитетов), непосредственно разрабатывавших проекты законов.


Сенат. Место и роль Сената в системе органов государственной власти и управления в рассматриваемый период значительно снизилась. Он был высшим судебным учреждением, а его департаменты являлись высшими апелляционными инстанциями для губернских судов.

В 1802 г. император Александр I предпринял попытку восстановить полномочия Сената, которыми он располагал в годы правления Петра I. Так, ему был передан контроль за деятельностью коллегий и губернаторов, а также право доклада монарху о несоответствии вновь издаваемых законов уже действовавшим правовым актам. Тем не менее вскоре функции Сената были существенно сужены и он остался в основном высшим судебным учреждением страны. Хотя он еще имел право осуществлять контроль за деятельностью местных органов власти, но принимать решения организационного характера Сенат самостоятельно уже не мог и должен был передавать свои заключения в Государственный совет, а затем в Собственную его императорского величества канцелярию.

В начале XIX в. коллегиальная система управления в России была заменена на министерскую, которая показала достаточно высокую эффективность управления в странах Западной Европы. В соответствии с Манифестом «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г., было создано восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, внутренних дел, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения и юстиции. В данном манифесте указывалось, что министры обязаны были ежегодно отчитываться в Сенате о своей деятельности. Однако фактически они были ответственны только перед императором.

В законах от 25 июля и 17 августа 1810 г. уточнялись функции министерств и, прежде всего министерства внутренних дел и министерства финансов. 25 июня 1811 г. было издано «Общее учреждение министерств», в подготовке которого принимал активное участие М.М. Сперанский. В нем получила юридическое закрепление сложившаяся к тому времени система министерств и приравненных к ним главных управлений. Были также более четко определены внутренняя структура министерств, порядок их деятельности и права. Министры, получившие единоличную власть в пределах отведенной им компетенции, несли персональную ответственность и подчинялись непосредственно императору. В состав министерства входили: совет министра, канцелярия, департаменты (управления) и отделения (экспедиции и делопроизводства). Совет министра состоял из товарищей (помощников) министра, директоров департаментов и других лиц, назначавшихся министром. Для рассмотрения специальных и чрезвычайных дел при министерствах создавались комитеты, комиссии и другие учреждения.


Компетенция министров регламентировалась в уставах отдельных министерств. Хотя министры не обладали ни законодательной, ни судебной властью, они пользовались правом законодательной инициативы и личного доклада императору о состоянии государственной сферы, отнесенной к их ведению.

В первой половине XIX в. число министерств и приравненных к ним органов изменялось. Так, были созданы: Министерство полиции (1810-1819 гг.), Министерство Императорского двора и уделов (1826 г.), Государственный контроль (1836 г.), Главное управление путей сообщения (1809 г.) и др.

Комитет министров. После учреждения министерств начал оформляться и Комитет министров, деятельность которого не была регламентирована в Манифесте 1802 г. В нем лишь указывалось, что министры могли проводить совместные совещания для решения сложных вопросов. Комитет министров рассматривал вопросы, относившиеся к ведению нескольких министерств, а председательствовал на его заседаниях император.

В законе от 20 марта 1812 г. Комитет министров получил юридическое оформление своих функций и полномочий. Он являлся высшим органом управления при императоре и рассматривал ежегодные отчеты министров, дела о внутренней безопасности, проекты законодательных актов, дела о награждениях и взысканиях чиновников и др. Он мог обратить внимание императора на необходимость разработки проекта того или иного закона, а также принимать временные постановления, обязательные для министерств.

В состав Комитета министров входили председатель Государственного совета, министры, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица, назначавшиеся царем. После усиления роли Собственной канцелярии его императорского величества роль Комитета министров в годы правления Николая I стала снижаться.

В данный период получила распространение деятельность Временных комитетов, создававшихся императором для решения важных вопросов, требовавших закрытого обсуждения. Поэтому их часто называли Секретными комитетами. Они создавались для обсуждения вопросов об устройстве государственных и крепостных крестьян, дворовых людей, финансовых проблем и др.

Местное управление. В системе органов местного управления не произошло существенных изменений. Изменения затронули в основном систему управления некоторых национальных окраин (Царства Польского и Великого княжества Финляндского), имевших особый правовой статус, и были направлены на укрепление централизации, единообразия и русификации этих территорий.