Файл: Семинарского занятия 1 Россия и мир на пути к индустриальному обществу xix в начало хх века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1837-1838 гг. были внесены изменения в порядок управления государственными крестьянами. В связи с чем в губерниях создавались Палаты государственных имуществ, а в уездах — Окружные управления государственных имуществ. В подчинении последних находились волостные правления. Палата государственных имуществ получила право утверждать избранных членов волостных правлений.

Армия сохранила основные организационно-правовые принципы, заложенные еще в законодательных актах первой четверти XVIII в. Тем не менее изменения затронули и этот важный карательный институт Российской империи. В связи с необходимостью укрепления дисциплины в армии была усилена полочная дисциплина и муштра. Наиболее жестким был режим в военных поселениях, созданных в 1816 г. Однако не оправдав себя ни с экономической, ни с военной точки зрения, военные поселения в 30-е годы стали ликвидироваться. Полностью они были упразднены только в 50-е годы XIX в.

Полиция. В органах полиции в рассматриваемый период произошли заметные изменения. После ликвидации в 1801 г. Тайной экспедиции при Сенате учрежденное в 1802 г. Министерство внутренних дел возглавило все органы полиции. В 1810 г. руководство ими было передано Министерству полиции, основные департаменты которого после ликвидации в 1819 г. вновь вошли в состав Министерства внутренних дел. Однако уже в 1826 г. Особая канцелярия Министерства внутренних дел, к ведению которой относились вопросы государственной и политической безопасности страны, была передана в Собственную его императорского величества канцелярию и на ее основе было создано III отделение. Именно ему было поручено осуществлять руководство полицией, вести борьбу с революционным движением, раскольниками и сектантами, управление тюрьмами и наблюдение за иностранными гражданами.

В связи с делением уездов на станы в 1837 г. была введена новая полицейская должность — становой пристав, который должен был опираться на сельскую выборную полицию (сотских и десятских), а также на вотчинную полицию помещиков.

Тюрьмы представляли важное звено карательных органов, действовавших в стране. В 1832 году был принят «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных», в который были внесены дополнения и изменения в 1842 г. В нем определялся порядок размещения осужденных, отбывавших соответствующие сроки наказания. В то же время в данном законе была закреплена зависимость порядка размещения и режима заключенных от их сословной принадлежности. Так, например, представители дворянства, чиновники и купцы находились в тюрьмах на особом положении. Условия их размещения, питание и обращение с ними надзирателей существенно отличались от других заключенных. Кроме того, помещикам разрешалось пользоваться услугами своих крепостных крестьян, которых также помещали в тюрьмы. Для простых заключенных в тюрьмах действовал суровый режим, получили широкое применение телесные наказания, а также использование рогаток, стульев, колодок, цепей и т.д.


Церковь. В первой половине XIX в. продолжились меры, направленные на полное огосударствление церкви. Их целью было преобразование церковного аппарата по аналогии с аппаратами министерств на основе принципа единоначалия. Возглавлял церковь светский чиновник — обер-прокурор Синода.

В 1817 году было учреждено Министерство духовных дел и народного просвещения, которое не смогло в силу экономических и историко-культурных причин решать поставленные задачи и в 1824 г. оно было ликвидировано. Однако во второй четверти XIX в. обер-прокурору были переданы некоторые функции Синода, связанные с управлением и организацией церковных учреждений. Так, компетенция обер-прокурора была распространена на канцелярию Синода и комиссию духовных училищ, а в 1836 г. в его подчинение перешли канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет. После того, как все исполнительные органы Синода стали подчиняться обер-прокурору, он как высший орган церковного управления фактически потерял связь с местными церковными учреждениями и был отделен от церкви соответствующими светскими органами. Однако данные изменения не были юридически закреплены в соответствующих нормативных правовых актах.

  1. Отмена крепостного права в России: предпосылки, подготовка, ход и последствия реформы. Её влияние на российский вариант модернизации государства и общества?


Ответ: Отмена крепостного права в России, также известная как Крестьянская реформа — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России. Явилась первой и наиболее значимой из «великих реформ» Александра II; провозглашена Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта1861 года.

Российское законодательство во второй половине XVIII века закрепило право владения землёй de jure за помещиками уже без их привязки к службе: Манифест о вольности дворянства 1762 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г. фактически превратили имения в полноценную собственность.

Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права были сделаны Павлом I в 1797 году с подписанием Манифеста о трёхдневной барщине об ограничении подневольного труда и Александром I в 1803 году с подписанием Указа о вольных хлебопашцах

, в котором прописано правовое положение отпускаемых на волю крестьян. Александр I одобрил проект А. А. Аракчеева о постепенной ликвидации крепостного права путём выкупа помещичьих крестьян с их наделов казной. Но практически реализован этот проект не был. В 1816—1819 гг. крепостное право было отменено в прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия, остров Эзель): крестьяне получили личную свободу, но без предоставления земельного надела. Земля осталась в собственности помещиков, которые сдавали её в аренду, причем срок аренды мог составлять и один год, что не создавало долговременных условий для развития сельскохозяйственного производства.

Согласно данным историков, изучавших этот вопрос, доля помещичьих крепостных крестьян во всём взрослом мужском населении империи достигла своего наибольшего значения к концу царствования Петра I (55 %), в течение последующего периода XVIII века составляла около 50 % и опять выросла к началу XIX века, достигнув 57-58 % в 1811—1817 годах. Впервые существенное сокращение этого соотношения произошло при Николае I, к концу царствования которого она, по разным оценкам, сократилась до 35-45 %. Так, к 10-й ревизии (1858) доля крепостных во всём населении империи упала до 37 %. Согласно переписи населения 1857—1859 годов, в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек (обоих полов) из 62,5 миллионов человек, населявших Российскую империю. Из 65 губерний и областей и штатов, существовавших в Российской империи на 1858 год, в трёх остзейских губерниях (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия), в Земле Черноморского войска, в Приморской области, Семипалатинской области и области Сибирских киргизов, в Дербентской губернииПрикаспийским краем) и Эриванской губернии крепостных не было вовсе; ещё в двух губерниях и двух областях (Архангельской и Шемахинской губерниях, Забайкальской и Якутской областях) крепостных крестьян также не было, за исключением нескольких десятков дворовых людей (слуг). В оставшихся 52 губерниях и областях доля помещичьих крепостных в численности населения составляла от 1,17 % (Бессарабская область, в которой вместо крепостных были феодально-зависимые царане) до 69,07 % (Смоленская губерния).

В течение царствования Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения вопроса об упразднении крепостного права, но все они оказались бесплодными ввиду противодействия помещиков. Указ Николая I от 2 (14) мая 1833 года запрещал продавать крепостных крестьян с публичного торга и отбирать у них наделы, если они имелись, запрещалось разлучать членов одного семейства при продаже. Тем не менее, в течение данного периода произошла
существенная трансформация данного института и резко сократилась численность крепостных, что облегчало задачу окончательного устранения крепостного права. К 1850-м годам сложилась обстановка, в которой оно могло произойти и без согласия помещиков. Как указывал историк В. О. Ключевский, к 1850 году более 2/3 дворянских имений и 2/3 крепостных душ были заложены в обеспечение взятых у государства ссуд. Поэтому освобождение крестьян могло произойти и без всеобщего государственного акта. Для этого правительству достаточно было провести национализацию заложенных имений — с уплатой помещикам лишь небольшой разницы между стоимостью имения и накопленной недоимкой по просроченной ссуде. В результате такого выкупа множество имений перешло бы к государству, а большинство крепостных перешло бы в разряд государственных (то есть по сути лично свободных) крестьян. Именно такой план и вынашивал П. Д. Киселёв, отвечавший за управление государственным имуществом в правительстве Николая I.

Однако эти планы вызывали сильное недовольство помещиков. Как писал о Киселёве барон М. А. Корф, «известные его замыслы об эмансипации крепостных людей давно уже навлекли на него ненависть помещичьего класса». Кроме того, в 1850-е годы усилились восстания крестьян. Поэтому новое правительство, собранное Александром II, решило ускорить решение крестьянского вопроса. Как сказал сам царь 30 марта 1856 года перед московскими губернским и уездными предводителями дворянства, «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо,— и Вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убеждён, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и Вы одного мнения со мной; следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

Основными причинами реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Крестьяне, к которым царская власть обратилась за помощью, призывая в ополчение, полагали тем самым, что своей службой они заслужат себе свободу от крепостной зависимости. Надежды крестьян не оправдались. Росло число крестьянских выступлений. Если за 10 лет с 1845 по 1854 гг. произошло 348 выступлений, то за последующие 6 лет (1855 по 1860 гг.) — 474.

На бо́льшей части территории Российской империи крепостного права не было: во всех сибирских, азиатских и дальневосточных губерниях и областях, в казачьих областях, на Северном Кавказе, на самом Кавказе, в Закавказье, в Финляндии и на Аляске. Однако на этих территориях проживало лишь около четверти всего населения империи.


Принципы землеустройства крестьян, положенные в основу реформы, пересекаются с идеями К. Д. Кавелина и В. А. Кокорева, получившими широкий общественный резонанс в 1850-е годы. Так, Кавелин в «Записке об освобождении крестьян» (1855) предлагал выкупать крестьянам землю посредством ссуды и выплачивать в течение 37 лет по 5 % ежегодно через специальный крестьянский банк. И по Положениям о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, крестьяне уплачивали в казну в течение 49 лет 6 % годовых с полученной ссуды. Как говорил Кавелин о необходимости вознаграждения помещиков, так и по реформе помещик в итоге получали % из казны бумагами в качестве компенсации и т. п. Даже Крестьянский поземельный банк, о котором ратовал Кавелин, был в итоге создан в 1883 году. Кокорев в статье «Миллиард в тумане» (1859) предложил план выкупа крестьян на волю с помощью капитала специально созданного частного банка. Он предлагал освободить крестьян с землёй, а помещикам выплатить за это деньги посредством уплачиваемого крестьянами кредита в течение 37 лет.

Впервые в царствование Александра II крестьянский вопрос был поднят 10 мая 1855 года вице-президентом Императорского вольного экономического общества князем В. В. Долгоруковым в докладе, направленным для поднесения Государю. Поднятый вопрос остался без последствий.

Как указывают историки, в отличие от комиссий Николая I, где преобладали нейтральные лица или специалисты по аграрному вопросу (в том числе Киселёв, Бибиков и др.), теперь подготовка крестьянского вопроса была поручена крупным помещикам-крепостникам (включая председателя Секретного комитета по помещичьим крестьянам А. Ф. Орлова и министров Панина и Муравьёва, сменивших Киселёва и Бибикова), что во многом предопределило результаты реформы. Вместе с тем, историк Л. Г. Захарова указывает, что среди них были и представители «либеральной бюрократии» (Н. А. Милютин), руководствовавшиеся нравственной идеей ликвидации крепостного права.

3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки. Эта программа была узаконена в