Файл: Достижение данной цели обусловлено необходимостью решения следующих задач.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В то же время необходимо сделать оговорку о том, что для немецкой уголовно-правовой доктрины, несмотря на высокую оценку проблемы объекта преступления («защищаемое благо» — rechtsgut), проблема классификации объекта преступления по вертикали и объему не ставится вообще.
Таким образом, выделение в системе Особенной части уголовного закона специального раздела или главы о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина является характерной чертой так называемой «восточной» ветви романо-германской системы уголовного права, то есть уголовного законодательства стран бывшего социалистического лагеря.
В большинстве же стран остального мира вышеуказанные составы преступлений занимают различное место в системе Особенной части и не воспринимаются законодателем как нечто однородное. Место данных преступлений в уголовном законе определяется историческими традициями построения системы Особенной части уголовного закона.
2. Характеристика отдельных составов преступлений против конституционных прав и свобод человека (гражданина)
2.1. Уголовно-правовая характеристика нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина
Объективную сторону преступления составляют действия (бездействие), выраженные в дискриминации (нарушении) прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от расовой, национальной принадлежности, от пола, языка и т.д., например, увольнение с работы по признакам принадлежности к определенной политической партии, отказ в приеме на учебу по признакам национальности и т.п.
Виды нарушений могут быть многообразны и зависят от характера нарушаемого права, свободы, законного интереса, но с нашей точки зрения все их можно объединить понятием воспрепятствования в реализации имеющегося права и т.д. Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от иных обстоятельств или по иным основаниям не образует рассматриваемого состава преступления[11].
Рассматриваемый состав преступления будет иметь место только в том случае, если деяние совершено с использованием служебного положения, т.е. с использованием тех возможностей, прав и полномочий, которыми лицо обладает в связи с занимаемой должностью. При этом не имеет значения, занимает ли лицо должность в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ или в коммерческих или общественных организациях. Для наличия состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, важно лишь то, что лицо по службе обладает полномочиями или возможностями, которые позволяют ему ущемлять права свободы и законные интересы граждан, нарушая тем самым принцип равенства граждан (например, незаконные назначения на вышестоящие должности своих земляков, не имеющих на это право других лиц, установление повышенных надбавок к заработной плате сотрудникам определенной национальности, предоставление льгот лицам определенного вероисповедания и др.).
Состав нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина формальный. Преступление считается оконченным с момента выполнения действия ограничивающего равноправие по признакам, указанным в законе, независимо от наступивших последствий.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотив преступления и его цель не имеют значения для квалификации деяния.
Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, занимающее должность в государственной, муниципальной, коммерческой или общественной структуре.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В развитие данного конституционного положения, ст. 136 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) предусматривает уголовную ответственность за дискриминацию, т.е. за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким- либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Дискриминация заключается в умалении или ограничении прав, свобод или законных интересов одного лица (группы лиц) по признаку недоброжелательного отношения к его (их) этническим и общественным качествам, перечисленным в диспозиции ст. 136 УК РФ. Современные демократические государства (к которым с полным правом можно отнести Россию) негативно относятся к дискриминации и пытаются всячески бороться с этим негативным явлением. Дискриминация возможна в различных сферах общественной жизни[12].
Во-первых, дискриминация возможна в сфере трудовых отношений, когда работодатель устанавливает дополнительные признаки и свойства (помимо различных квалификационных требований), которыми должен обладать претендент, но которые не предусмотрены действующим законодательством. К ним можно отнести требования: к полу (мужской или женский); возрасту; к месту жительства; к наличию или отсутствию детей (уголовная ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 145 УК РФ); к отсутствию судимости; и др. Во всех этих случаях имеются основания для привлечения должностного или иного лица, наделенного соответствующими полномочиями, к уголовной ответственности.
Во-вторых, дискриминационным может быть само законодательство. Например, в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» дается понятие «религиозное объединение» по ряду признаков, не раскрывающих, однако, точное определение религиозного объединения, что может дискриминировать ряд конфессий и верующих граждан в нашей стране. Дискриминационной также является, например, уголовно-правовая норма, направленная на борьбу со специальным видом дискриминации, а именно ст. 145 УК РФ. Она предусматривает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. В настоящее время иметь детей в возрасте до трех лет может и мужчина, который является единственным родителем. Дискриминационные признаки содержат также уголовно-правовые нормы, регулирующие вопросы индивидуализации наказания. В данном случае суду предоставляются широкие полномочия по определению вида и размера наказаний, и, соответственно, возникают ситуации, когда при очень схожих обстоятельствах разным лицам назначаются разные наказания за одинаковые преступления.
Помимо вышеуказанных случаев, дискриминация возможна и в других сферах. Например, возможна дискриминация по национальному признаку в сфере досуга и быта, когда представителей определенной нации не пускают в развлекательное заведение, не предоставляют в найм жилое или нежилое помещение и др. Очень часто встречается дискриминация такой социальной группы, как «бомжи». Их могут не пустить в магазин, в общественный транспорт, не оказать должным образом медицинскую помощь и т.д.
В соответствии со ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ), уголовные дела по ст. 136 УК РФ отнесены к категории дел публичного обвинения, т. е. они возбуждаются не по жалобе потерпевшего. По каким-то причинам правоохранительные органы либо не могут, либо не хотят возбуждать уголовные дела по рассматриваемой статье УК РФ. О совершенном акте дискриминации в правоохранительные органы может сообщить сам потерпевший. Однако таких обращений в практике не наблюдается. Связано это может быть с неверием населения России в возможности правоохранительной системы. По нашему мнению, такие дела в принципе трудно выявить, поскольку обнаружить подобные факты без помощи потерпевшего практически невозможно. Кроме того, факт дискриминации бывает трудно доказать.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), также содержит норму, направленную на борьбу с дискриминацией. Такая норма содержится в ст. 5.62 КоАП РФ «Дискриминация». Основное отличие состава административного правонарушения дискриминации от схожего состава преступления в субъекте преступления. Субъектом преступной дискриминации может быть только лицо, наделенное определенными полномочиями (государственный или муниципальный служащий, иное лицо, наделенное административно- хозяйственными или организационно- управленческими функциями). Субъектом административного правонарушения «Дискриминация», является физическое или юридическое лицо. На наш взгляд, разграничение рассматриваемых составов только по признакам субъект не совсем удачно. Любое преступление должно быть более общественно опасным по сравнению с административным правонарушением. Если, например, дискриминация осуществляется в трудовой сфере, где одна из сторон - работодатель, то придется наказывать за одно деяние и юридическое лицо (в административном порядке), и соответствующее должностное лицо этой организации (в уголовном порядке), которое непосредственно осуществило дискриминационный акт поведения, чего быть, на наш взгляд, не должно, поскольку общественная опасность деяния в данном случае будет одинаковой.
Практика применения административно-правовой нормы в данном случае, аналогична практике применения похожей уголовно-правовой нормы, даже, несмотря на то, что имеются наказанные по ст. 5.62 КоАП РФ. Их количество в масштабах всей страны ничтожно мало. Статистика выглядит следующим образом: в 2013 году было наказано одно физическое и одно юридическое лицо; в 2014 - одно юридическое лицо, шесть должностных лиц и два физических лица. Несмотря на то, что в санкции ст. 5.62 КоАП РФ не фигурируют должностные лица, их все равно, каким-то образом наказали.
Таким образом, несмотря на то, что факты дискриминации в России имеют место, население Российской Федерации не особо стремится защищаться от таких правонарушений ни в административном, ни в уголовно- правовом порядке. Соответственно административно-правовые и уголовно- правовые нормы, направленные на защиту от дискриминации нуждаются в совершенствовании, с тем, чтобы правовая защита людей от актов дискриминации была гармоничной и эффективной.
2.2. Уголовно-правовая характеристика нарушения неприкосновенности частной жизни
Объективная сторона преступления характеризуется активной формой поведения и выражается в выполнении одного из следующих альтернативных действий:
1) незаконного собирания сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
2) незаконного распространения таких сведений без согласия лица;
3) распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, что характеризует не только само деяние, но и способ его совершения.
Как собирание сведений может рассматриваться любой способ их получения — подслушивание, опрос осведомленных лиц, фотографирование, аудио-, видеозапись информации, ознакомление с документами и материалами, их похищение, копирование и др. Способ собирания сведений для квалификации рассматриваемого деяния как преступления значения не имеет. Главное, что эти сведения собираются незаконно, без согласия потерпевшего. Собирание сведений, сопряженное с проникновением в жилище, подключением к телефонной линии, образует совокупность составов преступления и должно квалифицироваться по совокупности преступлений (со ст. ст. 138 или 139 УК). Незаконность собирания сведений означает осуществление этих действий не на основаниях или с нарушением процедуры, установленной законом, не должным субъектом и т.д
[13].
Под распространением сведений можно рассматривать любое незаконное или без согласия лица их доведение до сведения хотя бы одного лица. Способ распространения сведений не влияет на квалификацию деяния. Распространение сведений в публичном выступлении означает доведение их до сведения иных лиц в выступлении, рассчитанном на неопределенно большую аудиторию, например, в выступлении перед избирателями, работающими на конкретном предприятии, на митинге, лекции и т.п. Распространение сведений в публично демонстрирующемся произведении имеет место в тех случаях, когда указанные выше сведения включаются в содержание произведения и это произведение различными способами доводится до сведения иных лиц (в кинофильме, романе, произведении живописи и т.п.).
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. В тех случаях, когда ответственность за распространение отдельных сведений установлена и иными статьями УК (например, разглашение тайны усыновления — ст. 155 УК), деяние следует квалифицировать по специальной норме в соответствии с ч. 3 ст. 17 УК. Если же сведения о частной жизни являются частью иных сведений, также охраняемых уголовным законом, например данные предварительного следствия, то разглашение таких сведений следует квалифицировать по совокупности преступлений по комментируемой статье и ст. 310 УК.
Собирание и распространение информации, основанное на положениях закона, например УПК, о полиции, об оперативно-розыскной деятельности, о средствах массовой информации и т.п., не образует рассматриваемого состава преступления.
Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента выполнения противоправных действий по собиранию или распространению информации о частной жизни человека.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотив и цель не влияют на квалификацию преступления.
Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни предусмотрена ст. 137 Уголовного кодекса РФ. Соответственно, в системе правовых средств охраны неприкосновенности частной жизни положения ст. 137 УК РФ являются наиболее строгими и применяются в тех случаях, когда ее нарушения носят общественно опасный характер. Однако структура ст. 137 УК РФ несколько отличается от конституционных норм, в которых закреплены основные положения об охране неприкосновенности частной жизни.