Файл: Методические рекомендации по написанию курсовой работы по междисциплинарному курсу мдк 04. 02 основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчётности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
МДК 04.02 «ОСНОВЫ АНАЛИЗА БУХГАЛТЕРСКОЙ
(ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЁТНОСТИ»
Уровень образования: среднее профессиональное образование
Специальность:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Квалификация:
бухгалтер
Форма обучения:
очная, заочная
Москва 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1.
Общие положения ............................................................................................... 3 2.
Требования к выполнению курсовой работы ................................................... 3 2.2.
Содержание и структура курсовой работы ................................................... 4 2.3. Требования к оформлению курсовой работы ................................................ 8 3. Защита курсовой работы .................................................................................. 12
Приложения .......................................................................................................... 14

1. Общие положения
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по
МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности» разработаны для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям).
Курсовая работа представляет собой логически завершенную, самостоятельно выполненную исследовательскую работу обучающегося и выполняется с целью углубленного изучения отдельных тем междисциплинарного курса, формирования у обучающегося навыков исследовательской работы, повышения уровня его профессиональной подготовки в области бухгалтерского учета, развития умения и интереса к самостоятельной работе с научной и справочной литературой, нормативно- правовыми источниками.
Выполнение курсовой работы проводится с целью формирования общепрофессиональных компетенций и способностей к исследовательской работе, позволяющих:
– осуществлять поиск и использование информации (в том числе справочной, нормативной и правовой) по выбранной теме исследования, сбор данных с применением современных информационных технологий, необходимых для решения профессиональных задач;
– проводить необходимые расчеты и анализировать результаты расчетов, используя современные методы бухгалтерского учета и анализа, обосновывать полученные выводы.
В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие
задачи:
– систематизация и конкретизация теоретических знаний по соответствующим темам дисциплины;
– приобретение навыков ведения самостоятельной исследовательской работы, включая поиск и анализ необходимой информации;
– формирование у обучающихся системного мышления через определение целей и постановку задач работы и навыков ведения научно- исследовательской работы;
– самостоятельное исследование актуальных вопросов анализа бухгалтерской отчётности организации;
– развитие у обучающихся логического мышления и умения аргументированно излагать мысли при анализе теоретических проблем и практических примеров, умения формулировать выводы и предложения.
2. Требования к выполнению курсовой работы
К курсовой работе, которая является самостоятельной учебно- исследовательской работой, предъявляются требования, такие как:
– глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа специальной литературы;


– всестороннее использование данных, характеризующих деятельность объекта исследования;
– умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития тех или иных социально-экономических систем;
– аргументированность выводов, обоснованность рекомендаций;
– логически последовательное изложение материала;
– оформление материала в соответствии с требованиями государственных стандартов.
Курсовая работа выполняется на примере экономического субъекта
(организации). Выбор объекта исследования во многом определяется темой работы. Например, если тема работы посвящена исследованию вопросов анализа кредитов и займов, то в качестве объекта необходимо выбрать организацию, у которой имеются долгосрочные или краткосрочные кредиты и займы. Также не рекомендуется выбирать в качестве объекта исследования предприятия малого бизнеса и банковского сектора.
При выполнении курсовой работы должны соблюдаться сроки, установленные учебным планом и согласованные с научным руководителем.
Объем курсовой работы для программ среднего профессионального образования (далее – СПО) должен составлять 30-35 страниц печатного текста.
2.1. Выбор темы курсовой работы
От правильного выбора темы в немалой степени зависит успех работы обучающегося, поэтому необходимо очень серьезно отнестись к данному этапу подготовки курсового исследования.
Тему курсовой работы обучающийся может выбрать из утвержденного кафедрой Бухгалтерского учета и налогообложения примерного перечня, который представлен в Приложении 1.
Однако по согласованию с научным руководителем, заведующим кафедрой и при условии обоснования, обучающийся может предложить свою тему, не входящую в этот список.
Тема, выбранная обучающимся, закрепляется за ним на основе поданного заявления (Приложение 2) в деканат Колледжа «Синергия».
2.2. Содержание и структура курсовой работы
Содержание курсовой работы должно свидетельствовать о достаточно высокой теоретической подготовке обучающегося и о наличии у автора необходимых знаний по теме работы. Работа должна иметь правильно составленную библиографию, логичную структуру, обеспечивающую раскрытие темы. Курсовая работа должна быть написана грамотно, литературным и профессиональным языком, иметь правильно оформленный инструментальный аппарат. Кроме того, в работе должны присутствовать достаточное количество таблиц, содержащих анализ финансовой отчётности, анализ отчёта о финансовых результатах, анализ финансовой устойчивости,

ликвидности и платёжеспособности.
Для обеспечения указанных требований исследование темы курсовой работы должно вестись по плану. Правильно составленный план является основой успешного написания работы по теме исследования:
– план определяет круг вопросов и проблем, которые будут затронуты в работе;
– основное содержание темы работы;
– обеспечивает логику в изложении материала.
План курсовой работы должен обязательно согласовываться с руководителем. План в процессе фундаментальной работы с литературой может быть уточнен, изменен, что не является недостатком работы студента.
План задает направление работы. В то же время грамотно составленный план позволяет избежать одной из самых распространенных ошибок при написании курсовой работы – отсутствия логики в работе.
Также одна и та же информация может встречаться в параграфе, а то и в главе несколько раз. Иногда студенты заостряют свое внимание на второстепенных факторах, а о главных упоминают только вскользь. Часто встречается, что содержание параграфа не раскрывает название или не соответствует ему. Чтобы избежать вышеуказанных ошибок, обучающемуся настоятельно рекомендуется составлять для себя на черновике расширенный план. Это позволит логически отразить имеющуюся информацию в работе.
Структура курсовой работы должна включать следующие разделы:
– титульный лист;
– содержание;
– введение;
– основная часть;
– заключение;
– список использованной литературы;
– приложения.
Титульный лист
Курсовая работа выполняется в соответствии с «Общими требованиями, предъявляемыми к оформлению всех видов письменных работ», разработанными в Университете «Синергия». Образец титульного листа приведен в Приложении 3.
Содержание
Содержание включает наименование структурных элементов курсовой работы (глав, параграфов) с указанием номера страницы, на которой они помещены. Пример оформления приведен в Приложении 4.
Введение
Во введении курсовой работы необходимо: обосновать актуальность темы работы в современных условиях, показать практическое значение выбранной темы; сформулировать цель и задачи работы; указать объект исследования (организацию, на примере которой проводилось исследование); обозначить предмет исследования; указать методы исследования, применяемые в работе.

Содержащиеся во введении формулировки актуальности темы, цели, задач работы, практической значимости должны быть четкими и не иметь двояких толкований.
Объем введения должен быть в пределах 2-3 страниц.
Основная часть
Основная часть курсовой работы может содержать следующие части:
– главы;
– разделы.
Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент курсовой работы.
Курсовая работа должна состоять из 2 глав. Первая глава представляет собой теоретическое исследование. Вторая глава – практическое обоснование.
В теоретической части работы необходимо раскрыть сущность предмета исследования, его современное состояние и тенденции развития. На основе обзора учебной и специальной научной литературы оценивается степень изученности исследуемой проблемы. Содержание этой части должно показать степень ознакомления обучающегося с сущностью и содержанием конкретного источника финансирования деятельности организации, методикой отражения данного источника финансирования деятельности в бухгалтерском учете, а также умение работать с нормативно-правовой базой и фактическим материалом, сжато и аргументированно формулировать задачи и результаты исследований и давать обоснованные рекомендации по решению выявленных проблем.
Практическая часть работы вне зависимости от темы исследования должна начинаться с краткой организационно-экономической характеристики предприятия. Необходимо описать вид деятельности, текущее финансовое положение исследуемой организации, привести организационную структуру предприятия, описать порядок организации бухгалтерского учета, провести анализ финансовой отчётности, сформировав аналитические таблицы, рассчитать структуру бухгалтерского баланса, определить абсолютное отклонение показателей отчёта, определить темпы роста показателей, рассчитать структуру доходов и расходов, провести анализ финансовой устойчивости, определить и обосновать мероприятия для улучшения финансовой эффективности организации и её финансового положения.
В последующих параграфах второй главы нужно на конкретных практических примерах рассмотреть методику проведения анализа бухгалтерской отчётности организации.
В завершении практической части нужно дать оценку анализа финансовой отчётности в организации, обосновать мероприятия для улучшения финансового положения предприятия.
Части курсовой работы должны быть взаимосвязаны. Рекомендуется, чтобы каждая глава заканчивалась выводами, позволяющими логически перейти к изложению следующего материала.


Название главы не должно дублировать название темы, а название параграфов – название глав. Формулировки должны быть лаконичными и отражать суть главы (параграфа).
Заключение
Заключение – краткое изложение основных, наиболее существенных результатов проведенного анализа, сформулированных в виде выводов, соответствующих цели и поставленным во введении задачам исследования.
Не следует повторять положения основного текста (копировать отдельные фразы, абзацы). Формулировка общих выводов в заключении предполагает качественную оценку проведенной работы.
Объем заключения должен быть не менее 2 страниц.
Список
использованной
литературы
отражает перечень источников, которые использовались при написании курсовой работы (не менее 15-20 источников), составленный в следующем порядке:
1.
Нормативно-правовая база:
– законы Российской Федерации;
– указы Президента Российской Федерации;
– постановления Правительства Российской Федерации;
– нормативные акты, инструкции;
– иные официальные материалы
(резолюции-рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.);
2.
Основная литература:
– монографии, учебники, учебные пособия (в алфавитном порядке);
– иностранная литература;
– периодические издания;

Интернет-ресурсы.
При оформлении журнальных статей обязательно указываются автор
(фамилия и первая буква имени), название статьи, название журнала, год, номер и страницы используемой статьи. Пример оформления списка использованной литературы приведен в приложении 5.
Подбор и изучение законодательных и нормативных актов, а также литературных источников, материалов периодической печати для выполнения курсовой работы являются одним из наиболее важных этапов работы обучающегося по выбранной теме.
В ходе изложения курсовой работы необходимо делать ссылки на используемые нормативные документы и другие источники.
Приложения
Включают в себя графические, табличные, справочные материалы, как правило, крупные по объему. Это могут быть формы бухгалтерской отчетности, первичные и сводные бухгалтерские документы по соответствующим разделам учета, крупные аналитические таблицы, рисунки и диаграммы.

2.3. Требования к оформлению курсовой работы
1.
Курсовая работа в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008
(Библиографическая ссылка); ГОСТ 7.32-2001 в ред. Изменения №1 от
01.12.2005, ИУС №12, 2005 (Отчет о научно-исследовательской работе);
ГОСТ 7.1-2003 (Библиографическая запись. Библиографическое описание.
Общие требования и правила составления).
2.
Основной объем курсовой работы должен составлять, как правило, не менее 30, но не более 35 страниц без учета приложений. Объем приложений не ограничен. Курсовая работа должна быть выполнена с использованием компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата
А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, шрифт –
Times New Roman, размер 14, полужирный шрифт не применяется.
3.
Текст курсовой работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – не менее 10мм, верхнее и нижнее – не менее 20мм, левое – не менее 30 мм (ГОСТ 7.32-2002, в ред. изменения № 1 от 01.12.2005, ИУС № 12, 2005).
4.
«ВВЕДЕНИЕ»,
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ»,
«СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ»,
«ПРИЛОЖЕНИЕ» служат заголовками структурных элементов курсовой работы. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая.
5.
Главы должны быть пронумерованы (Глава 1, 2 и т.д.) арабскими цифрами в пределах всей курсовой работы и записываться посредине страницы. После номера главы ставится точка и пишется название главы.
«ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» не нумеруются как главы.
6.
Параграфы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер параграфа должен состоять из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой (например: 1.1, 2.3, и т.д.). Заголовки параграфов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной).
Нумерация сносок – сквозная.
7.
Графики, схемы, диаграммы располагаются в курсовой работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру страницы). Название графиков, схем, диаграмм помещается под ними, пишется без кавычек и содержит слово Рис. без кавычек и указание на порядковый номер рисунка, без знака №. Шрифт жирный, 14, Times New
Roman, межстрочный интервал – 1.


Например:
Рис. 1. Структура дебиторской задолженности
Рис. 2. Структура ассортимента женской одежды,
обуви и аксессуаров в среднем ценовом сегменте
8.
Таблицы располагаются в курсовой работе непосредственно после текста, имеющего на них ссылку (выравнивание по центру
страницы). Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной
нумерацией в пределах всей работы. Слово «Таблица», «График»
«Диаграмма» и ее порядковый номер (без знака №) пишется сверху самой таблицы в правой стороне. Шрифт жирный, 14, Times New Roman,
межстрочный интервал – 1.
9.
Название таблицы оформлено посередине сверху. Шрифт
жирный, 14, Times New Roman, межстрочный интервал – 1.
10. Текст названия столбцов выполнен жирным шрифтом посередине столбца, текст в столбцах отформатирован по ширине столбца.
Шрифт жирный, 12, Times New Roman, межстрочный интервал – 1.
11. Текст Таблицы оформлен размером 12, шрифт Times New Roman, межстрочный интервал – 1.
Разрывать таблицу и переносить ее часть на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице. При этом на другую страницу переносится и шапка таблицы, а также заголовок
«Продолжение таблицы».
Если таблица заимствована или рассчитана по данным экономической периодики или другого литературного источника, делается обязательная ссылка на первоисточник (по правилам цитирования).
Например:
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели финансово-хозяйственной
деятельности АО «Компания ЭМК Инжиниринг» за 2020-2021 гг.
Показатели
2020 г.
2021 г.
Абсолютное
отклонение, (+,-)
Относит.
отклонение, %
Выручка, тыс. руб.
1 904 256 110 769
-1 793 487
- 94,18
Себестоимость продаж, тыс. руб.
1 700 985 135 950
-1 565 035
- 92,01
Прибыль от продаж, тыс. руб.
49 160
- 95 552
-144 712
-294,37
Чистая прибыль, тыс. руб.
- 19 397 63 152 82 549
-425,58
Стоимость основных средств, тыс. руб.
51 094 12 345
-38 749
- 75,83
Стоимость активов, тыс. руб.
7 754 002 7 074 650
-679 352
-8,76
Фондоотдача
37,27 8,97
-28
-75,13
Фондоемкость
0,027 0,111 0,084 311,11
Оборачиваемость активов, оборот.
0,25 0,02
-0,23
-88,46
Рентабельность продаж, %
2,6
-86,3
-89 х
Рентабельность по чистой прибыли, %
-1,02 57,01 58,03 х
Рентабельность активов, %
-0,25 0,89 1,14 х
Таблица 2
Анализ состава и динамики дебиторской задолженности
АО «Компания ЭМК Инжиниринг за 2019-2021 гг.
Показатели, тыс. руб.
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Абсолютное
отклонение
2020-
2019
2021-
2020
1 2
3 4
5 6
Дебиторская задолженность, в т.ч.
7204240 6641136 5828407
-563104
-812729
Расчеты с покупателями и заказчиками
1861999 566905 576617
-1295094 9712