Файл: Учебнометодическое пособие для студентов направления подготовки 18. 03. 01 Химическая технология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное образовательное учреждение

высшего образования

Тольяттинский государственный университет

Институт химии и энергетики

Кафедра «Химическая технология и ресурсосбережение»

«ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

Учебно-методическое пособие

для студентов направления подготовки

18.03.01 «Химическая технология»




Составители И.В. Цветкова.

Тольятти

ТГУ

2019

УДК: 66.0 (075/8): 378

ББК 35+74/58+73

В927

Учебно-методическое пособие «Химическая технология» Выпускная квалификационная работа. Основные требования к содержанию» для студентов направления подготовки 18.03.01 ″Химическая технология″

Сост.: И.В. Цветкова ; ТГУ, т. Тольятти, 2019. - с.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………..4

1. Организация выполнения ВКР…………………………………………………...5

2. Структура выпускной квалификационной работы..…………………… ……...6

3. Научно-исследовательская работа ……………………………………...............8

3.1. Пояснительная записка………………………………………………...…..9

3.2. Иллюстративный материал…………………………………………...……13

4. Технологическая работа…………………………………………………………15

4.1.Теоретическая часть………………………………………………………..16

4.2. Технологическая часть ...………………………………………………......17

4.3 Расчетная часть ….……………………………………………………….....18

4.4. Графическая часть……………………………………………………….....21

5. Основные требования по оформлению выпускной квалификационной работе……………………………………………………………………………..…21

5.1. Оформление пояснительной записки…………………………….………22

5.2. Оформление графической части ВКР……………………….…………...29

6. Порядок защиты выпускной квалификационной работы……………….…….30

7. Список рекомендуемой литературы..………………………………………….31

Приложения

А. Форма титульного листа выпускной квалификационной работы…...………39

Б. Форма задания на ВКР…………………………………………………………..40

В. Форма календарного плана выполнения ВКР…………...…………………….44
ВВЕДЕНИЕ
Выпускная квалификационная работа (ВКР) – обязательный вид государственной итоговой аттестации выпускника, является результатом самостоятельного законченного исследования, демонстрирующего уровень подготовленности выпускника, к самостоятельной профессиональной деятельности


ВКР выполняется в форме соответствующей уровню высшего образования: для квалификации «бакалавр» - в форме бакалаврской работы.

ВКР бакалавра по направлению подготовки ″Химическая технология″ должна быть ориентирована на инновационную деятельность, и представлять собой разработку и решение актуальных задач по исследованию, совершенствованию и оптимизации технологических процессов, обеспечивающих выпуск химической продукции соответствующего качества; изучению состава и свойств веществ и материалов; разработке технологических процессов получения и применения объектов химической технологии в химической промышленности.

В работе выпускник должен использовать методы решения задач на определение оптимальных параметров отдельных процессов и технологических схем, методы исследования состава, структуры и свойств веществ и материалов, компьютерные методы сбора и обработки информации, прикладные программы обработки экспериментальных данных, применяемые в сфере профессиональной деятельности. ВКР может включать также результаты патентной, технико-экономической и экологической оценки законченной разработки.

ВКР бакалавра выполняется на основе знаний, полученных при изучении дисциплин естественнонаучного и общепрофессионального циклов, а также может основываться на обобщении выполнения выпускником курсовых работ (проектов), и содержать материалы, собранные выпускником в период производственной или преддипломной практики.

ВКР бакалавра проходят обязательную проверку на наличие заимствований (плагиата) из общедоступных сетевых источников и электронной базы данных ВКР университета в соответствии с Порядком обеспечения самостоятельности и выполнения выпускных квалификационных работ в ТГУ на основе системы «Антиплагиат. ВУЗ».

Тексты ВКР бакалавра размещаются в электронно- библиотечной системе ТГУ.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВКР

ВКР выполняется выпускником на четвертом курсе обучения в соответствии с учебными планами и является результатом самостоятельного законченного исследования на заданную (выбранную) тему, подготовленного выпускником под руководством руководителя.

ВКР в зависимости от характера темы может выполняться на кафедре, на промышленных предприятиях, в научно-исследовательских

институтах или в других организациях, предложивших тему, соответствующую профилю специальности и научно-методическим требованиям кафедры.

Примерная тематика ВКР доводится до сведения студентов не позднее, чем за 6 месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации.

Тема ВКР может быть определена работодателем.

На время выполнения выпускной работы каждому выпускнику назначается руководитель из числа наиболее опытных преподавателей кафедры, а также высококвалифицированных специалистов других учебных заведений, предприятий, организаций. Руководители утверждаются приказом по институту по представлению кафедры.

Руководитель выпускной работы:

  • определяет совместно с выпускником конкретную тему ВКР;

  • разрабатывает и выдает задание на выполнение ВКР;

  • составляют календарный план выполнения ВКР

  • оказывает консультационную помощь:

;

  • систематически контролирует регулярность работы выпускника;

  • подтверждает своей подписью возможность сдачи и защиты ВКР на заседании ГАК;

  • дает письменный отзыв о ВКР.

Выпускник является исполнителем и автором своей работы, поэтому он отвечает

  • за полное и своевременное выполнение задания на ВКР,

  • за целесообразность и обоснованность представленных решений,

  • за правильность и корректность данных и вычислений,

  • за самостоятельность выполнения ВКР, наличие заимствования (плагиата) и цитирования,

  • за качество оформления пояснительной записки, графического материала, а также за выступление на защите.

Для выпускников направления подготовки «Химическая технология» рекомендуются следующие виды выпускных квалификационных работ:

• научно-исследовательская;

• технологическая;

Объем работы включает пояснительную записку 40-60 страниц стандартного печатного текста и дополнительно графические материалы. Графические материалы выполняются в форме плакатов (формат А1).

На плакатах возможно представление технологических схем, схем основного оборудования, графических зависимостей, диаграмм, таблиц параметров, химических формул и уравнений реакций.

Дополнительно в ВКР могут быть включены планшеты, стенды, макеты, натурные образцы и модели, презентации.




2. СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Структура ВКР включает в себя следующие элементы:

  • титульный лист (Приложение А);

  • задание на выполнение ВКР (Приложение Б);

  • календарный план выполнения ВРК (Приложение В);

  • аннотацию (Приложение Г);

  • содержание (оглавление);

  • введение;

  • основная часть;

  • заключение;

  • список использованной литературы и (или) источников;

  • приложения.

Титульный лист является первой страницей работы и оформ­ляется в соответствии с принятым в ТГУ стандартом. Пример оформления титульного листа приведен в приложении А.

Второй страницей работы является задание, выдаваемое руко­водителем темы и утверждаемое заведующим кафедрой «Химическая технология и ресурсосбережение» представлен в Приложение Б.

Третьей страницей является Календарный план, разрабатываемый руко­водителем темы и утверждаемый заведующим кафедрой «Химическая технология и ресурсосбережение» представлен в Приложении В.

Аннотация должна включать:

• сведения об объеме пояснительной записки, количестве ил­люстраций, таблиц, приложений, использованных литератур­ных источников;
• перечень ключевых слов;

• краткие сведения об объ­ект исследования или разработки и краткое описание содержания выпол­ненной работы;

• краткое описание полученных результатов и область их применения, особенностей принятых проектных реше­ний;

• сведения об ожидаемой технологиче­ской и (или) экономической эффективности, экологических преимуществах (если таковые имеются) от использования ра­боты.

Объем аннотации не должен превышать одной страницы.

Аннотация может быть выполнена на русском и английском языках.
Содержание включает заголовки структурных частей выпускной квалификационной работы, а также наименование всех разделов и подразделов основной части работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало соответствующих частей.

Во введении должно быть освещено современное состояние решаемой научно-технической проблемы, дано обоснование необхо­димости проведения данного исследования или разработки, которое призвано под­твердить, уточнить или скорректировать уже имеющиеся решения обозначенной в задании проблемы. Введение должно завершаться формулировкой цели и задач исследования.
Основная часть пояснительной записки оформляется в соответствии с видом выпускной квалификационной работы.

В заключении приводятся основные выводы по работе.
Список использованной литературы должен включать не менее 30 источников, в том числе не менее 5 источников на английском языке.

Список использованной литературы оформляется в соответ­ствии с ГОСТ Р 7.0.100 –2018 (БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА).

Оформление пояснительной записки производится в соответст­вии с правилами, принятыми в ТГУ и действующим ГОСТ 7.32-2001 и подлежит обязательному нормоконтролю.


  1. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Научно-исследовательская работа (НИР) по своему научно­му уровню относится к разряду учебно-исследовательских работ при­кладного характера.
Выполнение и защита результатов научно-исследовательской работы должны свидетельствовать о наличии у студента первона­чальных навыков научной работы в области технологии органических веществ, по­нимания практической значимости решаемой им задачи.

НИР может быть посвящена:

- синтезу химических соединений на основе стандартных методик,

- созданию и разработке новых перспективных материалов и химических технологий;

- исследованию состава, строения и свойств веществ и химических процессов;

- закономерностям протекания химических процессов;

- решению фундаментальных и прикладных задач в области химии и химической технологии;

- разработке новой или модернизации действующей лабораторной работы,

- моделирова­нию того или иного явления или процесса;

- разработке методов аналитического контроля производства.

Работа по предложенной теме начинается с получения инфор­мации об уже имеющихся решениях проблемы путем ознакомления с соответствующими литературными источниками. После обсуждения с руководителем достоинств и недостатков, описанных в литературе решений проблемы, формулируются конкретные задачи, выбираются наиболее рациональные методы исследования и составляется план экспериментальной части работы.

В ходе экспериментальной работы студент аккуратно ведет ра­бочий журнал, фиксируя в нем цель каждого эксперимента, точное описание условий его проведения и полученные результаты.

Перио­дически промежуточные результаты обсуждаются с руководителем для корректировки плана эксперимента. По завершению эксперимен­тальной части работы студент обсуждает конечные результаты с ру­ководителем, формулирует выводы и рекомендации по возможности использования результатов работы для совершенствования той или иной стадии технологического процесса.

Заключительным этапом работы является оформление поясни­тельной записки и иллюстрационного материала, представляемого к защите в Государственной аттестационной комиссии.

3.1. Пояснительная записка
Основная часть НИР содержит литературный обзор, экспериментальные исследования, методики эксперимента, химического анализа и расчета. В зависимости от специфики работы один из разделов может отсутствовать (кроме литературного обзора).

Литературный обзор, как правило, состоит из нескольких под­разделов, в которых приводятся:

• сведения об основных объектах исследования, например, о физико-химических свойствах материалов, используемых в работе;
• описание и критический анализ имеющихся научно-технических решений по теме работы;
• перспективы развития данного направления исследования. При описании экспериментальных исследований излагаются: характеристика объектов исследования; методики исследования; обсуждение результатов.

Пример составления литературного обзора по теме:

«Синтез алкил-трет-бутиловых эфиров с использованием цеолитов в качестве катализаторов»

Использование катионообменных смол в качестве катализаторов синтеза алкил-трет-бутиловых эфиров ограничивается температурным режимом, т.к. при температурах выше 363 - 393 К начинаются процессы деструкции в применяемых катионитах [4, 90, 150]. В связи с этим представляло интерес испытать в качестве катализаторов этого процесса другой тип кислотно-основных катализаторов. В последнее время высокую каталитическую активность в реакциях кислотно-основного типа проявляют высококремнеземные цеолиты, обладающие ярко выраженными кислотными свойствами и уникальной пористой структурой

Цеолит в переводе с греческого – «кипящий камень»: цео – от zein – кипятить, lithos – камень. Из-за сложности физических свойств цеолитов им трудно дать точное определение. Так один из авторов [2] предлагает называть цеолитами “алюмосиликаты с каркасной структурой, в которой имеются полости, занятые большими ионами и молекулами воды, причем и те и другие характеризуются значительной подвижностью, что обеспечивает возможность ионного обмена и обратимой дегидратации”. Белые, иногда бесцветные и прозрачные, реже окрашенные в желтые, розовые и зеленые тона кристаллы. Плотность 1,9-2,8 г/см3, твердость 3-5. Цеолиты способны избирательно поглощать вещества, размеры молекул которых менее размера микропор. Общая формула цеолитов:

М2/n * Al2O3n *xSiO2* yH2O

где М - щелочной или щелочно-земельный металл;

n - его степень окисления »

Экспериментальная часть представляет описание условий, при которых были получены результаты. Сами результаты представляются в виде табличных данных или графических зависимостей.

Пример оформления экспериментальной части.

« 2.2.2. Влияние количества загружаемого в реактор катализатора на степень превращения и селективность синтеза этил-трет-бутилового фира.»

Эксперименты проводились с различным количеством цеолита от 5 до 40% от общей реакционной массы.

Исследования проводились для цеолита 0.95HNaY-БС при температуре 114 °С, времени синтеза 2 часа, загрузке катализатора 10 % от массы реакционной смеси и при мольном соотношении t-BuOH : EtOH = 1 : 3. Из рисунка 2.3. и таблицы 2.7. видно, что конверсия ТМК закономерно возрастает с увеличением загрузки катализатора, селективность же на цеолите 0.95HNaY-БС тпо, практически не зависит от загрузки катализатора и колеблется в пределах 62-72 %.

Таблица 2.7 – зависимость степени превращения трет-бутанола и селективности по этил-трет-бутиловому эфиру от загрузки катализатора




Цеолит

Загрузка, %

Состав реакционной смеси, масс. %

αt-BuOH, %

st-BuOEt, %

i-C4H9

t-BuOEt

t-BuOH

EtOH

H2O

1

V

5

2.86

8.63

25.4

60.3

2.81

30.9

62.4

2

V

20

4.45

20.7

15.6

54.3

4.91

63.9

71.9

3

V

40

5.97

27.5

10.4

51.9

4.72

85.7

71.7




Рисунок 2.3 – Зависимость степени превращения трет-бутанола и селективности по этил-трет-бутиловому эфиру от загрузки катализатора ».

В приложении могут быть помещены следующие материалы:
• массивы исходных данных для математической обработки ре­зультатов;
• схемы оригинальных лабораторных установок и устройств, использованных при осуществлении эксперимен­та;
• компьютерные программы для расчета;

• спектральные характеристики и хроматограммы.

3.2 Иллюстрационный материал

Иллюстрации (рисунки) следует располагать в отчете непосредственно по­сле текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации должны иметь название, которое помещают под рисунком. При необходимости за названием помещают пояснительные данные. Иллюстрация обозначается словом "Рисунок" с соответствующим номером. Пример оформления рисунка приведен ниже.

Рисунок 3.1 - Зависимость показателя преломления водных растворов капролактама от его концентрации.

Номер рисунка обозначается двумя цифрами, разделенными точкой: первая цифра соответствует номеру раздела, вторая - поряд­ковому номеру иллюстрации в данном разделе. Нумерация линий на рисунке производится сверху вниз или по часовой стрелке. Из приведенного примера следует, что данный рисунок отно­сится к разделу 3 и является первым по счету.

Допускается сквозная нумерация рисунков по всему тексту. При ссылке на иллюстрацию пишут: в соответствии с рисунком 1 (при сквозной нумерации) или в соответствии с рисунком 1.1 ( при нумерации в пределах раздела).

Цифровой материал должен оформляться в форме таблиц. Таблицу следует
Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией или же в пределах одного раздела двумя цифрами, разделенными точкой (первая цифра - номер раздела). Таблица должна иметь номер и название по схеме:

Таблица_________ - ___________________________

Номер название
Нумерация граф в таблице производится в том случае, если таблица переносится с одной страницы на другую для того, чтобы избежать повторения заголовка таблицы, заголовков подразделов граф.
Пример оформления таблицы с переносом на другую страницу

Первая страницы

Таблица 3.1 - Спектральное и хроматографическое определение примесей в капролактаме