Файл: Программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опора на звуковую дифференциацию необходима при изучении темы «Двойная согласная».
С учетом уровня речевого развития обучающихся и изучаемой грамматической темы упражнения по развитию звуко-буквенного анализа выполняются на словах, относящихся к разным частям речи. Звукослоговой и морфемный состав анализируемых слов усложняется от класса к классу следующим образом:
- слова, произношение которых не расходится с написанием (мак, зонт);
- слова, произношение которых расходится с написанием, но количество звуков и букв одинаково (дуб, кора, Москва);
- слова, в которых количество звуков и букв неодинаково (конь, пальто, местный)',
- слова с разделительным мягким знаком (листья); слова с йотированными гласными в сильной позиции; в начале слова и в середине слова после нейотированной гласной (яма, маяк).
Обучающиеся с ТНР овладевают знанием алфавита: правильным называнием букв, знанием их последовательности, использованием алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
В связи с тем, что изучение и анализ звукового состава русского языка является условием изучения многих грамматических тем, в программе не выделяется определенное количество часов на этот раздел.
Содержание программы по данным разделам организует и направляет работу учителя на совершенствование культуры речи обучающихся (четкое артикулирование звуков, правильное произношение слов, развитие дикции), на предупреждение и коррекцию дисграфии, профилактику дизорфографии, на овладение навыками орфографически правильного письма.
Лексика (состав слова, морфология). Программа предусматривает рассмотрение слова в единстве его лексического и грамматического значений. В связи с этим при изучении данного раздела программы выделяются два направления:
1) лексико-семантическое (изучается лексическое значение слова и семантические связи слов с другими словами), многозначность слова (антонимы, синонимы и т. д.)
2) лексико-грамматическое (слово изучается как элемент грамматического строя, как носитель тех или иных грамматических значений).
При обучении русскому языку обучающихся с ТНР с целью предупреждения и коррекции лексико-фонетических, лексико-семантических, лексико-грамматических, лексико-стилистических ошибок повышается роль целенаправленного, системного введения языкового материала, постепенного его усложнения.
Неотъемлемой частью уроков русского языка является словарная работа как важное направление развития речи обучающихся.
Организуя наблюдения за значениями слов в различных предложениях, учитель подводит обучающихся к осознанию того, что слова обозначают те или иные предметы и явления действительности, действия, признаки предметов, что одно и то же слово может употребляться в разных значениях (многозначность). Обучающиеся знакомятся с употреблением слов в переносном значении, учатся подбирать слова, сходные по значению (синонимы), выявлять в них оттенки, подбирать слова противоположного значения (антонимы).
Упражнения на подбор синонимов, антонимов, рассмотрение синонимических рядов, антонимических противопоставлений, включение слова в тематический ряд, в лексико-семантическую группу, установление родовидовых и других семантических отношений помогают обучающимся осознать место слова в лексической системе языка, способствуют формированию семантических полей, актуализации словаря. При изучении раздела «Лексика» необходимо уделять большое внимание закреплению связи звукового и графического образа слова с его значением, формированию способности к словообразованию, развитию навыков семантического и морфологического анализа слов.
Программой предусматривается тщательный выбор слов для лексических упражнений на уроке с учетом уровня речевой подготовки обучающихся, изучаемой грамматической и лексической темы, словарного состава текстов учебников. Необходимо, чтобы лексические упражнения способствовали не только расширению, обогащению, уточнению и актуализации словаря, но и формированию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Состав слова (морфемика). При изучении данной темы обучающиеся знакомятся с родственными словами и признаками их определения, овладевают навыком морфологического анализа слова, учатся дифференцировать грамматические значения, выраженные в некорневых морфемах. Ориентировка в морфологическом составе слова, изучение родственных слов, сравнение этих слов по значению и звуковому составу способствуют уточнению и расширению структуры значения слова, обогащению словаря, формированию у обучающихся навыков орфографически правильного письма.
Программой II класса предусмотрено развитие у детей представлений о составе слова, об однокоренных словах, о некоторых морфемах (корне, окончании).
Первоначально в упражнениях по выделению корня слова используются такие слова, корень которых имеет конкретное значение и может существовать в качестве самостоятельного слова (дом, мир). Позднее используются слова, в которых корень не представляет собой самостоятельного слова, но легко выделяется как часть слова (соты, леса). Уделяется большое внимание умению отличать родственные слова от формы слова. В процессе этой работы обучающиеся приобретают навыки словоизменения и правильного его использования в устной речи. Знакомство с новой морфологической частью слова - окончанием - начинается с дифференциации формы существительных единственного и множественного числа, существительных различных падежных форм. Упражнения по выделению окончания слова включают на первых этапах работы слова, в которых окончание непосредственно следует за корнем и является ударным, а их грамматическое значение доступно пониманию обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (например, значение множественности: стол — столы, слон — слоны).
Во II классе учащиеся обучаются образованию слов более сложной морфологической структуры (по образцу).
В III классе состав слова изучается полностью (корень, окончание, суффикс, приставка), осуществляется практическое знакомство с простейшими случаями словообразования.
Ознакомление с суффиксом как новой морфологической частью слова происходит тогда, когда обучающиеся уже умеют выделять и корень, и окончание. Сопоставляя и анализируя однокоренные слова, обучающиеся приходят к пониманию того, что между корнем и окончанием может быть небольшая часть слова (вставка), благодаря которой слово приобретает то или иное значение. Рекомендуется начинать знакомство с суффиксами на словах, имеющих суффикс, но не имеющих окончания (дом — домик, рот — ротик).
В работу по словообразованию вначале включаются самые распространенные суффиксы (-очк, -ечк, -тель, -ик, -оньк, -ник).
Наиболее доступен обучающимся с тяжелыми нарушениями речи морфологический анализ слов, образованных посредством суффиксов со значением уменьшительности, ласкательности, увеличительности и т. д. (-очк, -ик, -к). В дальнейшем обучающиеся изучают суффиксы, посредством которых обозначаются профессии (-щик, -чик, -ист, -тель, -арь), а также суффиксы, посредством которых образуются различные части речи.
Словообразующая роль суффиксов очевиднее, доступнее, чем словообразующая роль приставок. В связи с этим приставка как часть слова изучается после темы «Суффикс». Знакомство со значением приставок целесообразно начинать с морфологического анализа глаголов. Значение глагольных приставок необходимо уточнять с использованием действий и графического обозначения. В дальнейшем обучающиеся усваивают значение приставок в морфологической структуре прилагательных и существительных. В процессе работы над приставкой сначала уточняется лексическое значение глагола, от которого будет образовано слово с приставкой (например,
ходить), затем сопоставляется значение исходного глагола и глагола с приставкой (ходить — входить). В дальнейшей работе анализируются глаголы с одинаковым корнем, но с приставками противоположного значения (входить — выходить). Эта система работы дает возможность обучающимся уяснить значение приставок, способствует формированию морфологических обобщений.
Необходимо учить обучающихся отличать приставки от предлогов, правильно соотносить их в словосочетаниях как в устной, так и в письменной речи, особенно приставки и предлоги, имеющие сходный звуко-буквенный состав (пошел по дороге, отъехал от ворот).
Отрабатывая тему «Приставки», учитель может группировать их следующим образом: приставки-антонимы, приставки с согласной (глухой — звонкой) в конце; приставки с безударной гласной (а, о, е); приставки с 1, 2, 3 буквами, конкретная приставка с учетом ее многозначности; наиболее употребительные приставки с разными значениями (пространственным, временным, неполноты или полноты действия).
Осмысливая морфологическую структуру слова, обучающиеся начинают понимать зависимость значения слова от его словообразующих элементов.
В IV классе обучающиеся закрепляют умения и навыки по теме «Состав слова», приобретенные ими во II—III классах, в начале учебного года (раздел «Повторение»), затем развивают и совершенствуют их на более сложном языковом материале (используются слова разных частей речи с более трудной семантикой, сложной морфологической структурой) при изучении новых тем, предусмотренных программой.
Во II, III, IV классах систематически проводится разбор слов по составу в различных его формах, моделирование слов по составу, узнавание слов по данной модели, придумывание слов к данной модели.
В процессе работы над морфемным составом слова проводится уточнение лексического значения слов, относящихся к различным частям речи.
Владение морфемным анализом слова и словообразованием является необходимой основой для успешного развития орфографической зоркости, осознания обучающимися сущности морфологического принципа письма (без сообщения термина).
Большое внимание в программе уделяется звуковому анализу морфем, различению и выделению морфем слова, расширению запаса однокоренных слов, совершенствованию навыка подбора проверочного слова, т.е. навыкам, необходимым для овладения орфографически правильным письмом.
Начиная со II класса обучающиеся овладевают двумя способами проверки: путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов.
На основе изучения состава слова усваивается правописание: гласных и согласных в приставках; гласных в суффиксах; согласных (глухих - звонких, твердых - мягких, непроизносимых, двойных) в корне слова; безударных гласных (проверяемых и непроверяемых) в корне слова; разделительных ь и ъ.
Морфология. Программа предусматривает изучение грамматической темы «Морфология» в связи со словарно-логической, словарно- орфографической и лексической работой. Одной из ведущих задач изучения частей речи является уточнение смысла слов, которыми обучающиеся уже пользовались ранее, обогащение словарного запаса новыми словами, относящимися к различным частям речи, развитие умения точно употреблять слова. В процессе изучения частей речи обучающиеся знакомятся с грамматическими значениями существительных (род, число, падеж и т. д.) и их звуковым оформлением, закрепляют литературные орфоэпические нормы их употребления.
Обучающиеся учатся распознавать (различать) части речи на основе их семантики (общего лексического значения), вопросов, формы словоизменения. В связи с изучением частей речи идет и систематизация знаний о частях слова (корень, суффикс). В начальных классах изучаются следующие части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, личные местоимения, предлоги.
Содержание работы по изучению частей речи усложняется, расширяется от класса к классу.
Имя существительное. Во II классе обучающиеся практически усваивают общее лексическое значение имени существительного (обозначение предмета), практически усваивают грамматические признаки имени существительного, учатся ставить вопросы кто? что? к словам, различать по вопросу одушевленные и неодушевленные существительные (без термина), имена существительные нарицательные и собственные (без термина), знакомятся с изменением существительных по числам (вводится термин «единственное и множественное число»), знакомятся со словами, имеющими только единственное, только множественное число, учатся практически распознавать род имен существительных (подставляя притяжательные и личные местоимения).
В III классе у обучающихся формируется лексико-грамматическое понятие «имя существительное» и вводится термин «имя существительное». Обучающиеся группируют существительные по родам, учатся правильно писать родовые окончания имен существительных, знакомятся с правилом употребления