Файл: Программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Опора на звуковую дифференциацию необходима при изучении темы «Двойная согласная».

С учетом уровня речевого развития обучающихся и изучаемой грам­матической темы упражнения по развитию звуко-буквенного ана­лиза выполняются на словах, относящихся к разным частям речи. Звукослоговой и морфемный состав анализируемых слов усложня­ется от класса к классу следующим образом:

- слова, произношение которых не расходится с написанием (мак, зонт);

- слова, произношение которых расходится с написанием, но ко­личество звуков и букв одинаково (дуб, кора, Москва);

- слова, в которых количество звуков и букв неодинаково (конь, пальто, местный)',

- слова с разделительным мягким знаком (листья); слова с йотированными гласными в сильной позиции; в начале слова и в середине слова после нейотированной гласной (яма, маяк).

Обучающиеся с ТНР овладевают знанием алфавита: правильным называнием букв, знанием их последовательности, использованием алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

В связи с тем, что изучение и анализ звукового состава русского языка является условием изучения многих грамматических тем, в программе не выделяется определенное количество часов на этот раз­дел.

Содержание программы по данным разделам организует и направ­ляет работу учителя на совершенствование культуры речи обучающихся (четкое артикулирование звуков, правильное произно­шение слов, развитие дикции), на предупреждение и коррекцию дисграфии, профилактику дизорфографии, на овладение навыками орфографически правильного письма.

Лексика (состав слова, морфология). Программа предусматривает рассмотрение слова в единстве его лексического и грамматического значений. В связи с этим при изучении данного раздела программы выделяются два направления:

1) лексико-семантическое (изучается лексическое значение слова и семантические свя­зи слов с другими словами), многозначность слова (антонимы, си­нонимы и т. д.)

2) лексико-грамматическое (слово изучается как элемент грамматического строя, как носитель тех или иных грам­матических значений).

При обучении русскому языку обучающихся с ТНР с целью предупреждения и коррекции лексико-фонетических, лексико-семантических, лексико-грамматических, лексико-стилистических ошибок повышается роль це­ленаправленного, системного введения языкового материала, посте­пенного его усложнения.


Неотъемлемой частью уроков русского языка является словар­ная работа как важное направление развития речи обучающихся.

Организуя наблюдения за значениями слов в различных пред­ложениях, учитель подводит обучающихся к осознанию того, что слова обо­значают те или иные предметы и явления действительности, дей­ствия, признаки предметов, что одно и то же слово может употреб­ляться в разных значениях (многозначность). Обучающиеся знакомятся с употреблением слов в переносном значении, учатся подбирать слова, сходные по значению (синонимы), выявлять в них оттенки, подбирать слова противоположного значения (антонимы).

Упражнения на подбор синонимов, антонимов, рассмотрение синонимических рядов, антонимических противопоставлений, включение слова в тематический ряд, в лексико-семантическую группу, установление родовидовых и других семантических отно­шений помогают обучающимся осознать место слова в лексической сис­теме языка, способствуют формированию семантических полей, ак­туализации словаря. При изучении раздела «Лексика» необходимо уде­лять большое внимание закреплению связи звукового и графического образа слова с его значением, формированию способ­ности к словообразованию, развитию навыков семантического и мор­фологического анализа слов.

Программой предусматривается тщательный выбор слов для лек­сических упражнений на уроке с учетом уровня рече­вой подготовки обучающихся, изучаемой грамматической и лексичес­кой темы, словарного состава текстов учебников. Необходимо, что­бы лексические упражнения способствовали не только расширению, обогащению, уточнению и актуализации словаря, но и формирова­нию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобще­ния.

Состав слова (морфемика). При изучении данной темы обучающиеся знакомятся с родственными словами и признаками их определения, овладевают навыком морфологического анализа слова, учатся дифференцировать грамматические значения, выраженные в некорневых мор­фемах. Ориентировка в морфологическом составе слова, изучение родственных слов, сравнение этих слов по значению и звуковому составу способствуют уточнению и расширению структуры значе­ния слова, обогащению словаря, формированию у обучающихся навыков ор­фографически правильного письма.

Программой II класса предусмотрено развитие у детей представ­лений о составе слова, об однокоренных словах, о некоторых мор­фемах (корне, окончании).



Первоначально в упражнениях по выделению корня слова ис­пользуются такие слова, корень которых имеет конкретное значе­ние и может существовать в качестве самостоятельного слова (дом, мир). Позднее используются слова, в которых корень не представ­ляет собой самостоятельного слова, но легко выделяется как часть слова (соты, леса). Уделяется большое внимание умению отличать родственные слова от формы слова. В процессе этой работы обучающиеся приобретают навыки словоизменения и правильного его ис­пользования в устной речи. Знакомство с новой морфологической частью слова - окончанием - начинается с дифференциации фор­мы существительных единственного и множественного числа, су­ществительных различных падежных форм. Упражнения по выде­лению окончания слова включают на первых этапах работы слова, в которых окончание непосредственно следует за корнем и явля­ется ударным, а их грамматическое значение доступно пониманию обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (например, значение множественности: стол — столы, слон — слоны).

Во II классе учащиеся обучаются образованию слов более сложной морфологической структуры (по образцу).

В III классе состав слова изучается полностью (корень, оконча­ние, суффикс, приставка), осуществляется практическое знакомство с простейшими случаями словообразования.

Ознакомление с суффиксом как новой морфологической частью слова происходит тогда, когда обучающиеся уже умеют выделять и ко­рень, и окончание. Сопоставляя и анализируя однокоренные сло­ва, обучающиеся приходят к пониманию того, что между корнем и окончанием может быть небольшая часть слова (вставка), благода­ря которой слово приобретает то или иное значение. Рекоменду­ется начинать знакомство с суффиксами на словах, имеющих суф­фикс, но не имеющих окончания (дом — домик, рот — ротик).

В работу по словообразованию вначале включаются самые рас­пространенные суффиксы (-очк, -ечк, -тель, -ик, -оньк, -ник).

Наиболее доступен обучающимся с тяжелыми нарушениями речи морфоло­гический анализ слов, образованных посредством суффиксов со значением уменьшительности, ласкательности, увеличительности и т. д. (-очк, -ик, -к). В дальнейшем обучающиеся изучают суффиксы, посредством которых обозначаются профессии (-щик, -чик, -ист, -тель, -арь), а также суффиксы, посредством которых образуются различные части речи.

Словообразующая роль суффиксов очевиднее, доступнее, чем словообразующая роль приставок. В связи с этим приставка как часть слова изучается после темы «Суффикс». Знакомство со значением приставок целесообразно начинать с мор­фологического анализа глаголов. Значение глагольных приставок необходимо уточнять с использованием действий и графического обозначения. В дальнейшем обучающиеся усваивают значение приставок в морфологической структуре прилагательных и существительных. В процессе работы над приставкой сначала уточняется лексическое зна­чение глагола, от которого будет образовано слово с приставкой (на­пример,
ходить), затем сопоставляется значение исходного глагола и глагола с приставкой (ходить — входить). В дальнейшей работе ана­лизируются глаголы с одинаковым корнем, но с приставками противоположного значения (входить — выходить). Эта система работы дает возможность обучающимся уяснить значение приставок, способствует формированию морфологических обобщений.

Необходимо учить обучающихся отличать приставки от предло­гов, правильно соотносить их в словосочетаниях как в устной, так и в письменной речи, особенно приставки и предлоги, имеющие сходный звуко-буквенный состав (пошел по дороге, отъехал от во­рот).

Отрабатывая тему «Приставки», учитель может группировать их следующим образом: приставки-антонимы, приставки с согласной (глухой — звонкой) в конце; приставки с безударной гласной (а, о, е); приставки с 1, 2, 3 буквами, конкретная приставка с учетом ее много­значности; наиболее употребительные приставки с разными значе­ниями (пространственным, временным, неполноты или полноты действия).

Осмысливая морфологическую структуру слова, обучающиеся на­чинают понимать зависимость значения слова от его словообразу­ющих элементов.

В IV классе обучающиеся закрепляют умения и навыки по теме «Состав слова», приобретенные ими во II—III классах, в начале учебного года (раздел «Повторение»), затем развивают и совершенствуют их на более сложном языковом материале (используются слова раз­ных частей речи с более трудной семантикой, сложной морфоло­гической структурой) при изучении новых тем, предусмотренных программой.

Во II, III, IV классах систематически проводится разбор слов по составу в различных его формах, моделирование слов по составу, узнавание слов по данной модели, придумывание слов к данной модели.

В процессе работы над морфемным составом слова проводится уточнение лексического значения слов, относящихся к различным частям речи.

Владение морфемным анализом слова и словообразовани­ем является необходимой основой для успешного развития орфографической зоркости, осознания обучающимися сущности морфологичес­кого принципа письма (без сообщения термина).

Большое внимание в программе уделяется звуковому анализу морфем, различению и выделению морфем слова, расширению запаса однокоренных слов, совершенствованию навы­ка подбора проверочного слова, т.е. навыкам, необходимым для ов­ладения орфографически правильным письмом.


Начиная со II класса обучающиеся овладевают двумя способами про­верки: путем изменения формы слова и путем подбора однокорен­ных слов.

На основе изучения состава слова усваивается правописание: глас­ных и согласных в приставках; гласных в суффиксах; согласных (глухих - звонких, твердых - мягких, непроизносимых, двойных) в корне слова; безударных гласных (проверяемых и непроверяемых) в корне слова; разделительных ь и ъ.

Морфология. Программа предусматривает изучение грамматичес­кой темы «Морфология» в связи со словарно-логической, словарно- орфографической и лексической работой. Одной из ведущих задач изучения частей речи является уточнение смысла слов, которыми обучающиеся уже пользовались ранее, обогащение словарного запаса новыми словами, относящимися к различным частям речи, разви­тие умения точно употреблять слова. В процессе изучения частей речи обучающиеся знакомятся с грамматическими значениями существитель­ных (род, число, падеж и т. д.) и их звуковым оформлением, закреп­ляют литературные орфоэпические нормы их употребления.

Обучающиеся учатся распознавать (различать) части речи на осно­ве их семантики (общего лексического значения), вопросов, формы словоизменения. В связи с изучением частей речи идет и система­тизация знаний о частях слова (корень, суффикс). В начальных классах изучаются следующие части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, личные местоимения, предлоги.

Содержание работы по изучению частей речи усложняется, рас­ширяется от класса к классу.

Имя существительное. Во II классе обучающиеся практически усваивают общее лексическое значение имени существительного (обо­значение предмета), практически усваивают грамматические призна­ки имени существительного, учатся ставить вопросы кто? что? к словам, различать по вопросу одушевленные и неодушевленные су­ществительные (без термина), имена существительные нарицатель­ные и собственные (без термина), знакомятся с изменением суще­ствительных по числам (вводится термин «единственное и множе­ственное число»), знакомятся со словами, имеющими только единственное, только множественное число, учатся практически распознавать род имен существительных (подставляя притяжатель­ные и личные местоимения).

В III классе у обучающихся формируется лексико-грамматическое понятие «имя существительное» и вводится термин «имя существи­тельное». Обучающиеся группируют существительные по родам, учатся правильно писать родовые окончания имен существительных, зна­комятся с правилом употребления