Файл: Программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Слова, обозначающие сравнение признаков предметов, оттенки цветов, с эмоционально-экспрессивной окраской, выражающие морально-этическую оценку, нравственные понятия, с переносным значением, образные выражения.

Слова, выражающие отрицание и неопределенность (отрицательные и неопределенные местоимения и наречия). Слова и словосочетания, выражающие отношение говорящего к тому, о чем он говорит (вводные слова и словосочетания). Слова, придающие высказыванию различные смысловые и эмоциональные оттенки (междометия и частицы).

Развитие связной речи. Формирование у обучающихся связной речи и ее ана­лиз является важнейшим направлением обучения учащихся с ТНР на уроках русского языка. Это обусловлено тем, что связная речь, как сложная форма речевой деятельности, нарушена у обучающихся с ТНР. Вместе с тем для успешности школьного обу­чения необходим достаточный уровень ее развития.

Развитие связной речи и осознание ее закономерностей на уро­ках русского языка способствует развитию логического мышления, осмысленному восприятию окружающей действительности, выде­лению из общего его структурных частей, синтезу явлений окружаю­щей действительности, сравнению их, выделению главного, суще­ственного. Развитие связной речи обогащает и уточняет словарь, закрепляет навыки правильного грамматического оформления речи, расширяет возможности речевой коммуникации обучающихся. Та­ким образом, сформированность связной речи во многом обеспе­чивает развитие речемыслительной деятельности, школьную и социальную адаптацию обучающихся с ТНР.

Содержание программы по развитию связной речи на уроках русского языка самым тесным образом связано с раз­витием речи на логопедических занятиях, на уроках обучения гра­моте в I (I дополнительном) классе, уроках литературного чтения, развития речи. Программой предусматривается анализ структуры тех речевых высказываний, которые закреплены на уроках развития речи.

Работа над связной речью служит логическим продолжением той системы работы над словом, словосочетанием, предложением, ко­торая проводится на уроках русского языка.

Умение смыслового программирования и языкового оформления связных высказываний является основным звеном в системе ра­боты, подготавливающей обучающихся к усвоению связной речи. Понимание и употребление в речи побудительных, повествовательных предложений, организующих учебный процесс; повествовательных нераспространенных и распространенных предложений; предложений с отрицанием; предложений с обращением; предложений с однородными членами и обобщающими словами, с прямой речью; сложных предложений с придаточными причинами, цели, времени, места.


В процессе работы над связной речью на уроках русского языка предусматривается усвоение основных признаков текста, его смысловой цельности и связности.

В процессе работы над смысловой структурой текста предусматривается: определение темы текста, формирование представлений о структуре текс­та, умений по озаглавливанию текста и его частей, определению смысловой по­следовательности текста, что служит основой построения плана.

Обучающиеся учатся анализировать семантическую структуру ос­новных видов текста (текста-повествования, текста-описания), зна­комятся с особенностями текста-рассуждения. Закрепление семан­тической структуры текста проводится на основе моделирования, составления различных видов программ текста (картинно-графичес­кого, картинно-вербального, вербального и др.).

У обучающихся формируется умение определять главное, существен­ное и второстепенное в содержании текста, устанавливать логичес­кую последовательность, причинно-следственные, временные, про­странственные и другие смысловые связи. Они учатся срав­нивать текст и совокупность отдельных предложений, определять различия правильного и искаженного текста, дополнять текст, само­стоятельно составлять рассказы сначала с опорой на наглядность, на слова, а в дальнейшем и самостоятельно.

Формируется умение выделять в тексте связую­щие лингвистические средства и использовать их в собственной речи (употребление синонимов, местоимений для обозначения действу­ющего лица, использование связующих слов типа а, но, вот, по­этому, сначала, потом, наконец и др.).

Обучающиеся знакомятся с разными видами изложения и сочинения. От класса к классу возрастает объем письменных творческих работ, усложняется лексический и грамматический материал, стиль изло­жения, возрастает уровень самостоятельности при построении связ­ного высказывания.

Обучающиеся упражняются в осознанном и точном употреблении в связной письменной речи слов, относящихся к разным частям речи, в использовании синонимов, антонимов, в употреблении слов в переносном смысле, многозначных слов.

Темы изложений и сочинений должны быть доступны по содер­жанию, вызывать интерес и положительные эмоции обучающихся. Они могут быть связаны с содержанием читаемых литературных произ­ведений, с анализом содержания сюжетных картин, с личным опы­том обучающихся.

Рече­вой этикет.

Проводится работа над употреблением в речи слов и выражений, используемых при знакомстве, слов для выражения благодарности, просьбы, извинения, отказа, что расширяет комму­никативные возможности обучающихся.

Сочетание систематической работы над развитием речи в практической речевой деятельности обучающихся с изучением грамматики и с осознанием простых закономерностей построения текста способст­вует осуществлению тех коррекционно-развивающих задач, которые ставятся в процессе обучения русскому языку обучающихся с ТНР.

Чистописание. Целью занятий чистописанием является форми­рование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи: разви­тие тонкой ручной моторики, зрительно-пространственных представ­лений и глазомера обучающихся, совершенствование графических на­выков, исправление индивидуальных недостатков графомоторного акта письма.

Система обучения чистописанию предусматривает использование различных методов: генетического, копировального, линейного, ритмического и их сочетания на разных этапах обу­чения.

На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в I (I дополнительном) классе — 15 ми­нут урока три раза в неделю, во II-IV классах — 10 минут на каж­дом уроке русского языка.

Необходимо учитывать требования к каллиграфическому пись­му: высота и ширина букв в рукописном шрифте должны находиться в соотношении 2:1 (кроме букв из трех элементов). Письмо должно быть наклонным в правую сторону под углом 65 градусов с соблю­дением параллельности основных штрихов. При изображении бук­вы, элементом которой является овал или полуовал, используются три способа соединения (верхнее, среднее, нижнее). Необходимо рав­номерно располагать буквы, слова на строке.

Несоблюдение вышеперечисленных требований считается недо­четом каллиграфического характера.

Каллиграфическая сторона письма тесно связана с умением вы­делять звук из слова и соотносить его со зрительным образом бук­вы. Прежде чем написать ту или иную букву, определить способ ее соединения с предыдущей и последующей, нужно сначала решить, какую букву надо писать. Выбор буквы осуществляется благодаря звуковому и орфографическому анализу слова. Эта работа ведет к предупреждению специфических дисграфических ошибок (пропуск, замена, искажение букв, слов) и орфографических ошибок.

Упражнения по чистописанию следует связывать с изучаемым на уроке грамматическим и лексическим материалом, поэтому вопрос о подборе букв и соединение их элементов для работы над калли­графией решается на заключительных этапах подготовки к уроку. После подбора всего речевого материала надо выбрать те буквы, которые чаще других могут встретиться на данном уроке.


Предпосылкой для выработки каллиграфического письма служит формирование гигиенических навыков письма (правильная посад­ка, положение тетради, ручки и др.).

В структуру занятия по чистописанию рекомендуется вводить следующие упражнения:

- на укрепление мускулатуры пальцев, кисти, предплечья руки;

- на формирование четких пальцевых кинестезий и подготовку руки к письму;

- на развитие плавности и свободы движения руки («письмо в воз­духе», «письмо сухим пером», «крупные и мелкие росчерки»);

- на формирование зрительно-пространственных ориентировок и глазомера;

- в написании оптически сходных букв, конструирование и реконструирование букв;

- в написании элементов букв и их соединений;

- на развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений для соотнесения звука и буквы;

- в написании отдельных букв, трудных по начертанию;

- в написании слов, предложений, текста.

Обучающиеся упражняются в списывании с рукописного и печатно­го текста, в письме под диктовку, под счет на отобранном речевом материале.

Перед записью текста учитель разбирает орфограммы, чтобы внимание обучающихся в процессе письма равномерно распределялось между грамотностью и технической стороной письма.

При исправлении каллиграфических недочетов учитель оказывает дополнительную помощь обучающимся, учитывая особенности каждого обучающегося. С этой целью рекомендуется пропи­сывать образцы букв в тетрадях.

При планировании уроков необходимо предусматривать рацио­нальное чередование устных и письменных видов работ, соблюде­ние гигиенических требований к длительности непрерывного пись­ма (в I (I дополнительном) классе — до 5 минут, во II классе — до 8 минут, в III клас­се — до 12 минут, в IV классе — до 15 минут).

Уроки русского языка должны способствовать закреплению ре­чевых навыков как в устной, так и в письменной речи.

Основными видами письменных работ по русскому языку явля­ются списывание, диктанты, обучающие из­ложения и сочинения.

Одним из важных дидактических условий успешного овладения языком является тесная связь обучения грамматике и правописа­нию с развитием речи, мышления и других психических процессов.

Во время изучения грамматико-орфографических тем следует уделять большое внимание лексико-семантическим, лексико-стилистическим упражнениям.

Активному усвоению учебного материала, созданию интереса и положительного эмоционального фона на уроке способствует ис­пользование наглядных и технических средств обучения, дидакти­ческих игр (ребусов, шарад, кроссвордов, «превращений» слов и др.).


В целях предупреждения утомляемости обучающихся следует че­редовать устные и письменные упражнения, своевременно прово­дить физкультминутки, речевые зарядки, включать в урок разнооб­разные виды деятельности.

Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Русский язык»:

- овладение навыком письма;

- овладение каллиграфическими умениями;

- усвоение орфографических правил и умение применять их на письме;

- сформированность языковых обобщений, «чувства» языка;

- умение понимать обращенную речь, смысл доступных графических изображений (схем и др.);

- умение использовать навыки устной и письменной речи в различных коммуникативных ситуациях;

- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, адекватно используя средства общения, соблюдая общепринятые правила;

- умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели;

- обогащение арсенала языковых средств в коммуникации;

- активное использование языковых средств и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение речевым этикетом в коммуникации;

- умение основываться на нравственно-эстетическом чувстве и художественном вкусе в речевой деятельности.