Файл: Программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности обучающихся на основе ознакомле­ния с предметами и явлениями окружающей действительности, уг­лубления и обобщения знаний о них. Обучающиеся должны уметь вы­делять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними и выражать их в речи.

В процессе усвоения значения слова вначале уточняется его кон­кретное значение (денотативный компонент — связь с конкретны­ми предметами, действиями, признаками предметов). В дальнейшем проводится работа над понятийным компонентом значения слова (слово как обозначение группы, класса предмета). Уточнение зна­чения обобщающих слов производится параллельно с дифференциа­цией слов, относящихся к этому обобщающему поня­тию (посуда — тарелка, чашка, нож, вилка, кастрюля и т. д. — ку­хонная, столовая, чайная), определяется сходство и различие в значении этих слов.

По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в определенную лексическую систему, формирование семантических полей (т. е. функциональное объединение слов се­мантически близких).

Обучающиеся учатся группировать слова по различным лексико- семантическим признакам (родовидовым отношениям, отношени­ям часть-целое, по сходству или противоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать в речи антонимы и синонимы.

Обогащение словаря проводится и путем усвоения слов, выра­жающих определенную синтаксическую роль в речи, но не имею­щих лексического значения (союзы, междо­метия). Развитие словаря осуществляется также через ознакомление обучающихся с различными способами словообразования. У обучающихся фор­мируется способность выделять и сравнивать различные морфемы в словах. В процессе усвоения словообразования рекомендуется сле­дующий порядок работы: уточнение значения слова, от которого будет образовано новое слово, сопоставление по значению двух слов, вы­деление общих и различных элементов в словах, уточнение обобщен­ного значения некорневой морфемы, сопоставление родственных слов с различными префиксами или суффиксами, сравнение слов с разными корнями и одинаковой некорневой морфемой. Обучающиеся знакомятся с многозначностью отдельных приставок. При образо­вании новых слов с помощью суффиксов следует обучать учащихся улавливать общий признак, обозначаемый этими суффиксами (на­пример, обозначение лиц по роду их деятельности, профессии при помощи суффиксов
(-щик, -чик, -ист, -тель, -арь). В дальнейшем в речь вводятся слова, образованные при помощи приставок и суф­фиксов одновременно.

Для закрепления слова в речи и активного его использования обучающимися необходимо создавать на уроках условия для частого употребления слова в составе различных словосочетаний и предложе­ний. Желательно, чтобы обучающиеся самостоятельно включали отра­ботанные слова в спонтанную речь.

На уроках развития речи обучающиеся уточняют значения родст­венных слов, закрепляют их точное использование в речи.

Основное внимание в словарной работе следует уделять лекси­ческим упражнениям. Упражнения должны носить характер прак­тической речевой деятельности, включать наблюдения и анализ лексики, закреплять навык точного употребления слов в речи. Теоретичес­кие сведения по лексике обучающимся не сообщаются. Слова отбира­ются в соответствии с темой урока и включаются в тематический словарь, который усложняется от класса к классу. Особое внима­ние уделяется усвоению глаголов, являющихся основой формиро­вания структуры предложения.

При усвоении конкретного значения слов используются различ­ные наглядные средства (показ предмета, действия, его изображе­ние на картинке и т.п.). При знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесные и логические средства (описание, противопоставление по значению, анализ морфологической структуры и др.).

Одновременно с уточнением лексического значения слова усваи­вается его грамматическое значение. Усваиваются языковые закономерности и правила их использования, закрепляются связи грамматического значения слова с формальными признаками. Закрепляются наиболее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; осваиваются менее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; уточняются значение и звучание непродуктивных форм словоизменения и словообразовательных моделей.

Формируются понимание и дифференциация грамматических форм словоизменения: выделение общего грамматического значения ряда словоформ; соотнесение выделенного значения с флексией, выражающей данное грамматическое значение; звуковой анализ флексии; закрепление связи грамматического значения и флексии; уточнение значения, употребления и дифференциации предлогов (в значении направления действия, местонахождения в различных предложно-падежных формах); дифференциация форм единственного и множественного числа существительных (на материале слов с ударным/безударным окончанием, с ударным/безударным окончанием с морфонологическими изменениями в основе); дифференциация глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (с ударной/безударной флексией без чередования звуков в морфеме, с чередованием звуков в морфеме); умение определять род существительных по флексии.



Формируются понимание и дифференциация словообразовательных моделей: существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой»; прилагательных, образованных от существительных (с использованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с чередованием и без чередования); глаголов, образованных префиксальным способом. Уточняются общие значения и звучания словообразующих аффиксов. Сравниваются родственные слова по значению и звучанию (производящего и производного), определяется их сходство и различие. Определяются и выделяются в родственных словах общие морфемы, соотносятся со значением. Формируются модели словообразования, уточняются и дифференцируются значения словообразующих аффиксов через сравнение слов с одинаковым аффиксом, через сравнение родственных слов.

Программой предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм слов и грам­матического оформления связей слов в предложениях.

Работа над предложением. Основная задача этого раздела - раз­витие и совершенствование грамматического оформления речи пу­тем овладения словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, мо­делями различных синтаксических конструкций предложения.

В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него слов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).

Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу.

Овладение грамматическим строем языка в младших классах ведется в практическом плане без употребления грамматических терминов, путем формирования языковых (морфологических и син­таксических) обобщений.

Формирование различных конструкций предложения осущест­вляется как на основе речевых образцов, так и на основе демон­стрируемого действия, с помощью картинок. При этом важное место отводится таким видам работы как моделирование и конструирование, способствующих формированию процессов анализа, синтеза и обобщений на синтаксическом уровне.

В работе над предложением большое внимание уделяется семантическим связям между словами предложения (с использованием вопросов, сопоставления по значению, верификации предложений, различной символизации).


При введении в речь той или иной модели предложения необ­ходимо опираться на внешние схемы, выделяя и обозначая графи­чески его структурные компоненты. Алгоритмизация операций языкового анализа и синтеза позволяет учителю организовывать умственную деятельность обучающихся.

Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие:

- формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;

- формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания;

- формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;

- формирование умений самостоятельно выбирать и адекватно использовать язы­ковые средства оформления связного высказывания.

Программой предусматривается овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письмен­ная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).

Вначале обучающиеся усваивают диалогическую форму речи, учат­ся составлять диалоги под руководством учителя.

Работа над различными видами и типами связной монологичес­кой речи происходит в определенной последовательности, с учетом психологической структуры этого вида речевой деятельности: осо­знание побудительного мотива к высказыванию, ориентировка в смысловом содержании текста и в языковых средствах выражения этого содержания, создание про­граммы (плана) связного высказывания сначала во внешнем плане (с внешними опорами, схемами), затем про себя, реализация про­граммы (рассказывание).

Работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок, сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое, формирование уме­ния устанавливать смысловые связи между отдельными компонен­тами ситуации и располагать эти компоненты в определенной ло­гической последовательности, определяя смысловой план текста, умение удерживать смысловую программу в памяти, а в дальнейшем развертывать ее в процессе порождения связного высказывания.

В процессе смыслового программирования текста проводится работа с серией сюжетных картинок (раскладывание серий, нахож­дение лишней или «выпавшей» картинки и т.д.); работа с двумя сход­ными сюжетными картинками, на одной из которых отсутствует ряд предметов, что способствует привлечению внимания к содержанию, выделению элементов ситуации на картинке, ее анализу. Исполь­зуется также работа над соотнесением сюжетных и предметных кар­тинок; по анализу отдельной сюжетной картинки; составлению смысло­вого плана связного высказывания (сначала картинно-графического, затем картинно-вербального, далее вербального).


Формирование умения оформлять текст с помощью языковых средств включает развитие навыков правильного выбора слов, грам­матического оформления связей между словами в предложении, а также умения использовать специальные лингвистические средст­ва связи между отдельными предложениями текста.

В процессе развития связной речи обучающихся с ТНР не­обходимо учитывать последовательность перехода от ситуативной речи к контекстной. В связи с этим сначала в работе используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжет­ные картинки, и в дальнейшем обучающиеся учатся составлять рас­сказы без использования наглядности, по заданной теме.

Система работы по развитию связной речи должна стро­иться с учетом различной степени самостоятельности обучающихся при планировании текста. В связи с этим предусмотрена следующая последовательность работы: пере­сказ с опорой на серии сюжетных картинок; пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на наглядность, рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картинке (сначала с пред­варительной беседой по содержанию картинки, а затем самостоя­тельный рассказ); самостоятельный рассказ на заданную тему (по предложенному названию, началу, концу).

Учитывая степень трудности продуцирования текстов различной структуры реко­мендуется следующая последовательность работы: формирование умений составлять текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

В I (I дополнительном) классе обучающиеся учатся отвечать на вопросы учителя, составлять короткие рассказы по серии сюжетных карти­нок. Под руководством учителя пересказывают небольшие тексты, составляют несколько предложений, объединенных одной темой (по картинке или серии картинок), высказываются по личным наблю­дениям и впечатлениям.

Во II классе обучающиеся дают краткие и распространенные отве­ты на вопросы, составляют диалоги по заданной ситуации. Знакомятся со структурой текста (начало, основная часть, концов­ка), озаглавливают небольшие тексты и их части. Работают над изло­жением.

В III и IV классах продолжается работа по формированию уме­ний развертывать смысловую программу высказывания, точно использовать лексико-грамматические и выразительные средства его оформления. Формируются умения в работе с письмен­ными изложениями и сочинениями.

Тематика для развития речи тесно связана с жизненным опытом обучающихся, что помогает им осмысливать явления действительности, способствует созданию картины мира и является основой формирования социальной компетенции. В I (I дополнительном) классе основой для развития речи является «школьная» и «бытовая» тематика. Во II классе центральной является тематика, связанная с изменениями в природе по временам года. В III классе представления