Файл: Программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- сформированность социально приемлемых моделей поведения.

Моделями поведения, способствующими достижению названных результатов, выступают: модель полного взаимодействия обучающихся с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта; модель взаимодействия обучающихся между собой на уровне класса и образовательной организации, т.е. в защищенной дружественной просоциальной среде, в которой обучающиеся получают первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинают их ценить; модель взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания самостоятельно разрабатывается образовательной организацией на основе программы, разработанной для общеобразовательной организации, с учетом специфики образовательных потребностей обучающихся с ТНР.
3.2.4. Программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни


Программа формирования экологической культуры,  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся с ТНР ОГБОУ «Верхопенская СОШ» - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающегося, достижению планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования формируется с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья обучающихся:

- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

- факторы риска, имеющие место в образовательных организациях, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся;

- чувствительность к различным воздействиям при одновременной инертности реакции на них, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, между начальным и существенным проявлением неблагополучных сдвигов в здоровье обучающихся;

- формируемые в младшем школьном возрасте правила поведения, привычки;


- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у обучающихся опыта «нездоровья» (за исключением обучающихся с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием обучающимся состояния болезни главным образом как ограничения свободы;

- неспособность прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.


Задачи формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР:

- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

- пробуждение желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения);

- формирование представлений о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- формирование представлений о правильном (здоровом) питании, его режиме, полезных продуктах и формирование установки на использование здорового питания;

- знакомство с правилами личной гигиены, формирование потребности их соблюдения;

- использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ТНР с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей,развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом, преодоление дефицитарности психомоторного развития;

- формирование представлений о рациональной организации режима дня, умений соблюдать здоровьесозидающие режимы дня, в том числе речевой режим;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания, переутомление);

- становление умений противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- формирование потребности обучающегося безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

- формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

- формирование представлений о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;


- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с ТНР реализуется по следующим направлениям:

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации с целью реализации необходимых условий для сбережения здоровья обучающихся.

2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности при использовании программного материала, формирующего у обучающихся с ТНР установку на безопасный, здоровый образ жизни, предусматривающего обсуждение проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья в различных формах (на уроках физкультуры, в секциях, при проведении динамических пауз на уроках, при проведении дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

4. Формирование экологической культуры в процессе усвоения элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культурах народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю; приобретения первоначального опыта участия в природоохранной деятельности (в школе и на пришкольном участке, в ходе экологических акций и т.д.); совместной экологической деятельности родителей (законных представителей), обучающихся и педагогов образовательной организации, обеспечивающей расширение опыта общения с природой.

5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья обучающихся направлена на повышение уровня их знаний в форме проведения родительского лектория, привлечения родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований, ведения Дневников здоровья с обучающимися с ТНР, прошедшими саногенетический мониторинг и получивших рекомендации по коррекции различных параметров здоровья.


Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни самостоятельно разрабатывается образовательной организацией на основе программы, разработанной для общеобразовательной организации, с учетом специфики образовательных потребностей обучающихся с ТНР.
3.2.5. Программа коррекционной работы

Цель программы

Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ТНР в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостаткам в их физическом и (или) психическом (речевом) развитии;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом психофизического и речевого развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения обучающимися с ТНР адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации.

Задачи программы:

- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе;

- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных уровнем их речевого развития и механизмом речевой патологии;

- повышение возможностей обучающихся с ТНР в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и интегрировании в образовательный процесс с учетом степени выраженности и механизма речевого недоразвития;

- создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической коррекции;

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, психологическим, правовым и другим вопросам.