Файл: Программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа внеурочной деятельности направлена на удовлетворение потребностей обучающихся, общества и государства, региональной системы общего начального образования.
Целью программы является создание условий для проявления у обучающихся своих интересов на основе свободного выбора.
Задачи программы:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся;
- педагогическое сопровождение индивидуального развития обучающихся;
- организация среды для реализации приобретенных знаний, умений, навыков;
- развитие опыта творческой деятельности;
- развитие опыта неформального общения;
- расширение рамок общения с социумом.
В образовательной организации формируется модель внеурочной деятельности, обеспечивающая возможность обучающимся с ТНР проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов деятельности.
Программой внеурочной деятельности определяются задачи работы по всем направлениям развития личности обучающихся с ТНР:
- духовно-нравственное - приобщение к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи;
- общеинтеллектуальное - обогащение запаса обучающихся научными понятиями, формирование мировоззрения, умений самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения;
- общекультурное - развитие творческих возможностей обучающихся с учетом возрастных и внутренних психологических наклонностей, формирование эстетического вкуса;
- спортивно-оздоровительное - организация оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни;
- социальное - развитие положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.
Реализация программы внеурочной деятельности обеспечивает рост социальной активности обучающихся, их мотивации к активной познавательной деятельности, повышение коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков, качественное изменение в личностном развитии; удовлетворенность обучающихся и родителей (законных представителей) жизнедеятельностью образовательной организации.
3.3. Организационный раздел
3.3.1. Учебный план
Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР (далее – учебный план) является нормативным документом, определяющим структуру и
содержание учебно-воспитательного процесса, реализует обязательную и доступную нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом.
Учебным планом определён перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности, объём учебного времени, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся по ступеням начального общего образования.
Структура учебного плана образовательной организации представляет собой единство обязательной и вариативной частей и приложения «Внеурочная деятельность».
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования обучающихся с ТНР:
-
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; -
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; -
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью; -
- коррекция/профилактика речеязыковых расстройств; -
- формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР.
Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования, содержит перечень учебных предметов, предусмотренных действующим ФГОС НОО и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с ТНР на I отделении обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета «Иностранный язык». Обучение иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующей ступени, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности.
Вариативная часть учебного плана формируется участниками образовательных отношений и включает часы, отводимые на внеурочную деятельность и коррекционно-развивающую область.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Коррекционно-развивающая область включает часы следующих коррекционных курсов: «Логопедическая ритмика», «Произношение», «Развитие речи». В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися – не менее 2 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2–4 обучающимися составляют 20 – 25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий – не менее 2 раз в неделю.
Часы учебного плана образовательной организации в совокупности не должны превышать величину недельной образовательной нагрузки. Количество учебных занятий за 4 (5) учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов (при наличии I дополнительного класса – более 3732 часов).
В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в речевом, психическом и/или физическом развитии;
- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Время, отводимое на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), составляет до 1350 часов (при наличии I дополнительного класса – до 1680 часов).
Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, и не должно допускать перегрузку обучающихся в течение учебного дня, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы.
Вся образовательная и воспитательная деятельность построена так, что на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществляется работа по коррекции/профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР, обеспечивающая тесную связь содержания образования с его развивающей направленностью.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР в процессе освоения АООП НОО реализуется в урочное и внеурочное время и осуществляется следующими специалистами: педагогами, психологами, медицинскими работниками (врач-педиатр, медицинская сестра).
Учебные планы обеспечивают, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а так же возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
График учебного процесса
В соответствии с Уставом образовательная организация имеет право самостоятельно определять продолжительность учебной недели (5 - дневной, либо 6 - дневной).
Продолжительность учебного года на I отделении (I (I дополнительный) - IV класс) и на II отделении (I - IV класс) освоения адаптированной основной общеобразовательной программы НОО составляет для обучающихся I (I дополнительного) класса - 33 недели, II - IV классов - не менее 34 недель.
В I (I дополнительном) классе обучающимся устанавливаются дополнительные каникулы в третьей четверти. Продолжительность каникул для обучающихся во II - IV классах не менее 30 календарных дней в течение учебного года, летом - не менее 8 недель.
При максимально допустимой нагрузке в течение учебного дня количество уроков не должно превышать в I дополнительном и I классе - 4 уроков в день, один день в неделю - 5 уроков, во II - IV классах – не более 5 уроков в день. Возможно использование в I (I дополнительном) классах «ступенчатого» режима обучения.
Расписание в образовательной организации для обучающихся с ТНР строится с учётом кривой умственной работоспособности в течение учебного дня и учебной недели с соблюдением режима ранжирования предметов по баллам. В течение учебного дня проводятся и трудные и более лёгкие для восприятия обучающимися предметы, что может снижать их утомляемость и не допускать перегрузки.
Формы организации образовательного процесса могут предусматривать чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках расписания.
Реализация вариативной части учебного плана обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностей их эмоционального и психического развития, интересов и склонностей.
Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов на каждой ступени.
В учебном плане предусмотрены занятия в коррекционно - развивающей области. Отводимые на них часы не входят в максимальную нагрузку.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, коррекционно – развивающей областей и внеурочной деятельности. Между началом уроков коррекционно – развивающей и внеурочной деятельности и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Примерный годовой учебный план начального общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)
(I отделение)
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в год по классам | Всего | |||||||||
I дополнительный | I | II | III | IV | ||||||||
+I допол нительный | -I дополнительный | +I допол нительный | -I дополнительный | |||||||||
Обязательная часть | | |||||||||||
Филология | Русский язык | - | - | | 136 | 136 | 136 | 408 | 408 | |||
Обучение грамоте | 165 | 132 | 165 | - | - | - | 297 | 165 | ||||
Литературное чтение | - | - | - | 136 | 136 | 102 | 374 | 374 | ||||
Математика и информатика | Математика | 132 | 132 | 132 | 136 | 136 | 136 | 672 | 540 | |||
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 66 | 66 | 66 | 68 | 68 | 68 | 336 | 270 | |||
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики. | - | - | - | - | - | 34 | 34 | 34 | |||
Искусство | Изобразительная деятельность | 33 | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 | 168 | 135 | |||
Музыка | 33 | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 | 168 | 135 | ||||
Технология | Труд | 33 | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 | 168 | 135 | |||
Физическая культура | Физическая культура | 99 | 99 | 99 | 102 | 102 | 102 | 504 | 405 | |||
Итого | 561 | 528 | 561 | 680 | 680 | 680 | 3129 | 2601 | ||||
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (при 5-дневной учебной неделе) | 132 | 165 | 132 | 102 | 102 | 102 | 603 | 438 | ||||
Предельно допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | 693 | 693 | 693 | 782 | 782 | 782 | 3732 | 3039 | ||||
Направления внеурочной деятельности (исключая коррекционно-развивающую область) | 99 | 99 | 99 | 102 | 102 | 102 | 504 | 405 | ||||
Коррекционно-развивающая область | Коррекционные курсы | Количество часов в год по классам | Всего | |||||||||
I дополнительный | I | II | III | IV | ||||||||
+I допол нительный | -I дополнительный | |||||||||||
+I допол нительный | -I дополнительный | |||||||||||
Произношение | 66 | 66 | 66 | 68 | - | - | 200 | 134 | ||||
Развитие речи | 66 | 66 | 66 | 68 | 136 | 136 | 472 | 406 | ||||
Логопедическая ритмика | 33 | 33 | 33 | 34 | 34 | 34 | 168 | 135 | ||||
Индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа | 66 | 66 | 66 | 68 | 68 | 68 | 336 | 270 | ||||
Итого (коррекционно-развивающая область) | 231 | 231 | 231 | 238 | 238 | 238 | 1176 | 945 | ||||
Всего (направления внеурочной деятельности) | 330 | 330 | 330 | 340 | 340 | 340 | 1680 | 1350 | ||||
Всего к финансированию | 1023 | 1023 | 1023 | 1122 | 1122 | 1122 | 5412 | 4389 |