Файл: Методическая разработка внеклассного мероприятия Юный генетик.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В игре участвуют 2-3 команды. Для этого аудиторию готовят заранее, ведут перестановку мебели, установку компьютерного оборудования.

Конкурс 1:Приветствие.

Оценивается домашнее творческое задание

Название – 1б

Эмблема – 1б

Приветствие -1б

Конкурс 2. Разминка

В основе заданий 2.1.,2.2,2.3 - методика определения творческих способностей старшеклассников (методика амер. психолога Д.Торренса)

На выполнение каждого этапа отводится 2 минуты.

Задание 2.1Генерирование признаков

Напишите названия биологических объектов, отвечающих двум признакам:

Спиралевидные и круглые

1 ответ-0,5 б

Задание 2.2.Аналогия

Укажите в чем сходство пары объектов:

ДНК и РНК

1 ответ -0,5 б

Задание 2.3. Видение проблемы

Напишите проблемы, возникающие в связи со следующей темой:

ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА и БИОСФЕРА

1 ответ- 0,25 б

Конкурс 3. «Это-комплементарность!»

Команда выбирает 1 участника, который ведет работу у доски.

Задание для 1 команды: Дописать последовательность второй комплементарной цепи ДНК и к ней синтезированной матричной РНК, если первая цепь ДНК представлена в виде

Т-А-Г-Г-Ц-А-А-А-Т-Т-Т-Г-Ц-Ц-Ц.

Задание для 2 команды: Дописать последовательность второй комплементарной цепи ДНК и к ней синтезированной матричной РНК, если первая цепь ДНК представлена в виде

Ц-Т-А-Т-Т-Т-Г-Ц-А-Т-Г-Г-Ц-А-А

Ответ записывается на доске. Правильный ответ оценивается в 4балла.

Конкурс 4. «Микроскоп».

Командам выдаются микроскопы с микропрепаратами. Команды должны рассмотрев клетки, определить к каким живым объектам они относятся- растительного, животного или грибного происхождения

1 команда получает микропрепарат кожицы лука, 2 команда- микропрепарат ткани животного.

Правильный ответ- 1 балл
Конкурс 5.«Кроссворд»

Командам выдаются кроссворды на плакатах, на разгадывание отводится 10 минут. За каждый правильный ответ 0,5 балла.




По горизонтали:

2. Факторы внешней среды, вызывающие мутацию

4. Схема наследования признака у человека в ряду поколений

8. Наука о создании новых сортов растений и пород животных

10. Мутация, связанная с изменением 1 гена ( его нуклеотидной последовательности)

11. Границы изменчивости признака-…реакции

13.Выбор человеком ценных в хозяйственном отношении особей животных и растений

По вертикали:

1. Изменчивость, возникающая в результате образования новых комбинаций генов

3.Явление повышенной урожайности у гибридов 1 поколения

5. Изменчивость, которая затрагивает только фенотип и проявляется в зависимости от условий окружающей среды

6 Отбор, который происходит в природной среде.

7.Мутация, связанная с перемещением участка хромосом.

9. Изменения ДНК организмов, приводящие к изменению их генотипа.

12. Отбор группы организмов.

14. Мутация, связанные с изменением числа хромосом

Правильные ответы:

По горизонтали:

По вертикали:

2. мутагены

4. родословная

8. селекция

10. генная

11. норма

13. отбор

1. комбинативная

3. гетерозис

5. ненаследственная

6. естественный

7. хромосомная

9. мутация

12. массовый

14. геномная


Конкурс болельщиков «Биологические вопросы и загадки»

Проводится в то время, пока команды решают кроссворд.

За каждый ответ болельщик получает 1 балл.

Вопросы

  1. Как называют молекулы органических веществ, которые встречаются только в живой природе? (Биомолекулы).

  2. Какие вещества являются прекрасными теплоизоляторами? (Липиды).

  3. Какое вещество клетки хранит и передает наследственную информацию из поколения в поколение? (ДНК)

  4. Какие вещества являются полимерами, состоящими из остатков аминокислот? (Белки).

  5. Эта форма жизни не нуждается в питании. (Вирус).

  6. У этой внеклеточной формы жизни есть головка и хвост.(Бактериофаг)

  7. У них ДНК плавает прямо в цитоплазме. (Прокариоты)

  8. Как называется процесс образования в клетках органических веществ из неорганических под действием света? (фотосинтез).

  9. Какой пигмент растений участвует в фотосинтезе? (Хлорофилл).

  10. Некоторые бактерии вырабатывают органические вещества без участия света. Как называется этот процесс? (Хемосинтез).

  11. В результате этого процесса клетка синтезирует 38 молекул АТФ (Энергетический обмен)

  12. Из этого соединения строится клеточная стенка растительных клеток (целлюлоза).



Биологические загадки

Меня не видит глаз,-так я мала,

Но из меня ведь состоят тела

Растений ,человека ,зверя ,птицы!

Отгадай кто я?

(Клетка)



На фабрику –соль да водица,

И воздух годится,

А с фабрики-жир да лучица

И сахару крупица.

(Лист, образование органических веществ.)


Двойняшки-дочки

Родились в теремочке,

А  мамка вдруг пропала

Как будто не бывала

(Деление клетки.)



Один -в земле копается,

Другой-в свете купается,

И хоть они друзья,

Поменяться им нельзя.                                       

(Корни и листья.)


Есть в прудах,

В полях и парке

Неведимки-санитарки.

(Бактерии гниения.)





Конкурс 6.«Генетические вопросы»

Командам попеременно задаются вопросы, на обдумывание 10 секунд. Если команда не отвечает правильно, то могут ответить соперники. Правильный ответ- 0,5 балла.

1.Сколько групп сцепления в кариотипе человека?(23)

2.Какие существуют виды взаимодействия аллельных генов(Полное, неполное доминир, кодоминирование)

3.Какие существуют виды взаимодействия неаллельных генов(эпистаз, полимерия, плейотропия )

4.Что такое эпистаз? Аллель 1 гена подавляет действие другого, неаллельного ему.

5. Что такое Полимерия?(развитие признака обусловлено нескокими неаллельными генами)

6. Что такое Наследственность?

7. Что такое Изменчивость?

8. Изменчивость, имеющая следующие свойства: носит групповой характер, адаптивный характер, образут непрерывный ряд значений) (Модификационная)

9. Изменчивость, имеющая след свойства: внезапность возникновения, неадекватный характер, передается по наследству(мутационная или генотипическая)

10.Какие мутации называются генными? (связаны с изменениями последовательности нуклеотидов в процессе репликации)

11.Какие мутации называют хромосомными?(Изменяется структура хромосом, выпадение, перемещение, удвоение участков)

12.Геномные мутации ?(Изменение числа хромосом).

13.Полиплоидия?(Кратное увеличение числа хромосом).

14.Что такое морганида?(единица расстояния между генами).

15.В перечне признаков выберите те, которые обладают узкой нормой реакции: Рост растений;

Вес животного;

Окраска зрачка человека;

Размеры ушной раковины зайца;


Окраска шерсти тюленя;

Размер головного мозга лягушки;

16.Назовите заболевания наследуемые сцеплено с полом (гемофилия, дальтонизм)

17.В чем особенности передачи в поколениях у-сцепленных (голандрических ) признаков (От отца к сыну)

18.Мутации, возникшие в гаметах и передающиеся по наследству половым путем, называются соматическими или генеративными?

19.Является ли болезнь Дауна проявлением геномной мутации? Полиплоидной?(Анэуплоидной)

20.При какой мутации возникает синдром Тернера(45 хромосом)(Геномная)
Конкурс 7. «Генетика и селекция»

Командам предлагается слайд презентации, на которой представлены логические цепочки. В течение 3 минут команды должны заполнить пробелы.

Правильные ответы:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях современного общества, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности, специалист должен обладать гибкостью, навыками самообразования, нестандартным мышлением. А для этого необходимо воспитывать независимую личность, способную принимать решения, делать выбор, отвечать за результаты своей деятельности. Для этого мало научиться дисциплине. Надо стать компетентным специалистом в своей сфере. Условия для формирования компетенций можно создать на занятиях по биологии.

Проводя внеклассные мероприятия с использованием игровых технологий, педагог достигает несколько целей.

В ходе мероприятия была проведена систематизация , обобщение знаний студентов , а также диагностирование возможных пробелов в знаниях. Конкурс «Разминка» оценивал не только знания по дисциплине «Биология», но и был направлен на формирование метапредметных учебных умений .

Игровая форма мероприятия позволила сформировать умение применять предметные знания в новых условиях, содействовала активизации мыслительной деятельности и эмоциональной разрядке учащихся, вовлекая их в работу, освобождая от ощущения тревожности.

Чередование различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой позволили сохранить высокую работоспособность.


Мероприятие было насыщено различными видами деятельности, что увеличило двигательную активность студентов, что является основным принципом здоровьесберегающих технологий обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ахраменко Е. В. Здоровьесберегающие технологии: здоровье учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 910-912.

2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н. Материалы курса «Здоровьесберегающая школа»: лекции1-4. - М.: Педагогический университет. «Первое сентября», 2006 г. - 48с.

3. М.В. Буланова-Топоркова, Л.Д. Столяренко и др. Педагогика и психология высшей школы: Уч. пособие, 3-е издание, перераб. и допол. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006г

4.М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнёва и др. Педагогические технологии. Уч. пособие для студентов педагогических специальностей. М: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону:Изд. Центр «Март», 2004г

  1. Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.

6.Кукушин В.С. Педагогические технологии. http://www.univer5.ru/pedagogika/pedagogicheskie-tehnologii-kukushin-v.s.html

7. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы.- 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.- 93с.

8. Слободчикова Т.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии. // Наука, техника и образование. Олимп.- 2014.-№5.-С.41-42