Файл: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Физическая культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

Физическая культура — это часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей и использование их в общественной практике и повседневной жизни.

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Вместе с тем - это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность. Гармонизировать её духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой культурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью обучения и профессиональной подготовки студентов. Оно направлено на укрепление здоровья, улучшение физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов.

Физическое воспитание осуществляется комплексно в тесной взаимосвязи учебных занятий, тренировок в спортивных секциях, оздоровительных группах, клубах по видам спорта и самостоятельных занятий студентов.


Важным так же является участие студентов в спортивно-массовых мероприятиях во внеурочное время. Большое значение имеет теоретический раздел учебной программы, в котором предусмотрено освоение студентами знаний по использованию средств физического воспитания для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне умственной работоспособности, профилактики заболеваний, приобретения навыков самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.

Цель физического воспитания студентов — формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

— формирование осознанного понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подго­товке ее к профессиональной деятельности;

— овладение целостной системой знаний научно-био­логических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

— формирование мотивационно - ценностного отно­шения к физической культуре, здоровому образу жизни, физическому самосовершенствованию и самовоспитанию, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

— овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, пси­хическое благополучие;

— развитие и совершенствование психофизических спо­собностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

— обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей физическую готовность студента к будущей профессии;

— приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности в быту, в семье и на производстве для достижения жизненных и профессиональных целей.


  1. Основы методики закаливания.

Все методы закаливания основаны на процедурах улучшающих защитные реакции организма. Основным эффектом закаливания является улучшение терморегуляции. Это позволяет человеку лучше приспосабливаться к изменениям окружающие среды. Для всех внутренних органов человека есть определенная температура, при которой они функционируют нормально. При нарушениях и любых отклонениях от этой температуры нарушается работа органов дыхания

, пищеварения, сердечно сосудистой системы, что может привести к заболеваниям. Благодаря закаливанию организм учится быстро и легко устанавливать комфортную температуру внутри при неблагоприятных воздействиях окружающей среды снаружи. Здесь самую важную роль играют сосуды, чем быстрее они смогут отреагировать на внешние изменения, тем скорее установится комфортная температура для внутренних органов. При регулярном закаливании разброс температур составляет менее пяти градусов, при изменениях в окружающей среде на десять пятнадцать градусов.

Все методы закаливания основаны на процедурах улучшающих защитные реакции организма. Основным эффектом закаливания является улучшение терморегуляции. Это позволяет человеку лучше приспосабливаться к изменениям окружающие среды. Для всех внутренних органов человека есть определенная температура, при которой они функционируют нормально. При нарушениях и любых отклонениях от этой температуры нарушается работа органов дыхания, пищеварения, сердечно сосудистой системы, что может привести к заболеваниям. Благодаря закаливанию организм учится быстро и легко устанавливать комфортную температуру внутри при неблагоприятных воздействиях окружающей среды снаружи. Здесь самую важную роль играют сосуды, чем быстрее они смогут отреагировать на внешние изменения, тем скорее установится комфортная температура для внутренних органов. При регулярном закаливании разброс температур составляет менее пяти градусов, при изменениях в окружающей среде на десять пятнадцать градусов.

Метод закаливания 1 - воздушные ванны.

Наиболее распространенный и доступный метод закаливания - использование свежего воздуха. При этом необходимо учитывать сезонные особенности. В теплое время года для закаливания можно использовать длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре воздуха не ниже 16 градусов. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком - начиная с 1 минуты, прибавляя через каждые 5 -7 дней по 1 минуте, довести продолжительность ходьбы до 10 - 15 минут. В холодное время года для закаливания используют дозированные прогулки пешком, ходьбу на лыжах, «медленный» - т.н. закаливающий бег в облегченной одежде, бег на коньках и т.п.

Метод закаливания 2 - закаливание водой.

Использование для закаливания водных процедур имеет свои особенности: вода - более энергичный закаливающий фактор, чем воздух. Теплопроводность воды в 28 раз больше теплопроводности воздуха. Кроме температурного, вода оказывает механическое воздействие на кожу, являясь своеобразным массажем, который улучшает капиллярное кровообращение. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - обтирания, обливания и душ. Начинать закаливание следует при температуре воды не ниже 34 - 35 градусов. при ежедневном обливании (обтирании) через каждые 6 -7 дней температуру воды следует снижать на 10 градусов и довести ее до 22-24 градусов. обтирания и обливания водой указанной температуры рекомендуется продолжать 2 - 3 месяца. При отсутствии отрицательных реакций (катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости или раздражительности, повышенной возбудимости, расстройства сна, аппетита) можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры - 22 градусов, снижая ее через каждые 10 дней на 10; при ежедневном обтирании (обливании) довести температуру воды до 10 - 12 градусов (температура водопроводной воды). Эффективным способом закаливания является душ (рекомендуется только здоровым и достаточно закаленным людям): воду в течение примерно 3 минут следует несколько раз быстро переключать с теплой (около 40 градусов) на холодную.


Метод закаливания 3 - солнечные ванны.

Давно установлено, что солнце усиливает иммунитет и сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам внешней среды; оно укрепляет нервную систему, способствует образованию в коже пигмента меланина и витамина Д, стимулирует обмен веществ и кроветворение. Лучшее время для приема солнечных ванн - с 9 до 11 часов. Детям до 11 лет начинать пребывание на солнце желательно в «кружевной» тени деревьев по 2-3 минуты. Лучше всего это получается во время подвижных игр. За 5-7 дней нежная детская кожа адаптируется, и процедура доводится до получаса.

Метод закаливания 4 - физические упражнения.

К закаливающим факторам относятся также физические упражнения, в частности, утренняя гигиеническая гимнастика, которую следует делать по возможности на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении. Чтобы не переохлаждать организм в холодную погоду, занятия на открытом воздухе проводятся в более энергичном темпе и менее продолжительное время. В жаркую погоду, в особенности при повышенной влажности, следует принимать меры против перегревания. После занятия физкультурой рекомендуется принять душ.

Метод закаливания 5 - купание в проруби.

Энергичным закаливающим действием обладают купания в открытых водоемах, т.к. термическое и механическое раздражение водой сочетается с воздействием воздуха, солнечных лучей и движений при плавании. Зимним купанием («моржеванием») могут заниматься практически все люди, не имеющие противопоказаний к купанию в проруби; перед этим необходима тщательная постепенная (не менее года) подготовка организма к действию холода. Пребывание в холодной воде должно длиться не более 20 - 30 секунд и сопровождаться движением.

Метод закаливания 6 – баня.

Большое закаливающее значение имеет паровая баня, сочетание воздействия тепла, пара, воды и механического раздражения (мытье мочалкой или веником) усиливает обменные процессы, дыхание и кровообращение. Не следует, однако, «париться» слишком часто и особенно в пожилом возрасте (не чаще 1 - 2 раз в неделю; длительность пребывания в парилке должна быть не более 10 - 15 минут).

  1. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.


Производственная гимнастика – это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления. Производственная гимнастика включает в себя следующие основные формы: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха. Эти виды производственной гимнастики могут ежедневно компенсировать до 20% суточного объёма двигательной активности.

Вводная гимнастика заключается в выполнении комплекса физических упражнений, систематически выполняемых непосредственно перед началом рабочего дня. Основная цель вводной гимнастики – ускорение процесса врабатывания, обеспечения быстрого «вхождения» в ритм рабочего процесса, улучшения жизнедеятельности организма. Продолжительность вводной гимнастики – 5-7 минут.

Физкультурная пауза состоит из упражнений, составленных с учётом особенностей конкретного вида трудовой деятельности. Цель физкультурных пауз (активного отдыха) – на короткое время изменить характер выполняемой деятельности и за счёт этого обеспечить поддержание определённого уровня работоспособности. В процессе деятельности при любом виде труда происходит постепенное нарастание чувства усталости и появляется естественная потребность в своевременном отдыхе. В условиях недостаточной двигательной активности эффективным средством отдыха является активный отдых в виде физкультурных пауз и физкультурных минут. Продолжительность физкультурных пауз – 5-10 минут.

Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это индивидуальная форма кратковременной физкультурной паузы для локального воздействия на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин непосредственно на рабочем месте.

При практическом проведении работ по профилактике утомления, стрессовых состояний в течение рабочего дня целесообразно в содержание вводной гимнастики включать физические упражнения, сходные по структуре, темпу и ритму с профессиональными трудовыми движениями. В этом случае вводная гимнастика готовит нервно-мышечный аппарат и создаёт оптимальное функциональное состояние к выполнению предстоящей работы (так же, как и в спортивной разминке). В комплекс вводной гимнастики включаются упражнения как общего, так и специального воздействия на функции, которые непосредственно участвуют в рабочем процессе.