Файл: Практикум по каллиграфии кемерово 2020 2 Рабочая программа учебной дисциплины Практикум по каллиграфии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЕМЕРОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАКТИКУМ ПО КАЛЛИГРАФИИ
Кемерово 2020

2
Рабочая программа учебной дисциплины «Практикум по каллиграфии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Кемеровский педагогический колледж»
Разработчики:
Башкина Елена Юрьевна, преподаватель ГПОУ КемПК
Башкина Любовь Ивановна, преподаватель ГПОУ КемПК
Угляница Галина Васильевна, преподаватель ГПОУ КемПК
ОДОБРЕНА на заседании кафедры педагогики и психологии
Протокол № 1 от 28 августа 2020г.
Зав. кафедрой педагогики и психологии
Зам. директора по учебной работе
___________/Рубцова Т.Ю.
_______________ /Касмынина Е.Р.

3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14

4
1.
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с
ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее
СПО) 44. 02.02 Преподавание в начальных классах.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованана курсах повышения квалификации учителей начальных классов общеобразовательных школ, которые имеют среднее профессиональное
(педагогическое) образование.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины.
Основная цель курса: овладение студентами теоретическими знаниями в области методики каллиграфии и формирование у них практических навыков красивого и правильного письма.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих
задач:
• ознакомить студентов с нормами и требованиями, предъявляемыми к графической правильности письма каждого элемента и буквы;
• сформировать представление о методах, приёмах каллиграфии;
• раскрыть принципы различных методик чистописания;
• дать представление о дидактическом материале, оборудовании уроков чистописания, о гигиенических условиях, необходимых для качественного обучения младших школьников письму, а также требованиях к организации уроков письма;
• совершенствовать почерк будущих учителей начальных классов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь
практический опыт:
• моделирования минуток чистописания в начальных классах;
• планирования уроков письма.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
• писать безотрывно в ученических тетрадях и на доске;
• правильно выполнять написание букв, их элементов и соединений, сохранять графическую правильность письма при повышении его скорости;
• анализировать элементыпрописных и строчных букв.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
• требования к гигиене письма, основное оборудование;
• подготовительные упражнения к обучению письму;
• элементы заглавных и строчных букв и их соединений;


5
• приемы и последовательность правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом;
• позиционный способ письма;
• типичные ошибки при письме и пути их предупреждения и устранения.
В системе ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах дисциплина «Практикум по каллиграфии» обеспечивает формирование следующих компетенций:
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их качество и эффективность
ОК 3
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий
ОК10
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК11
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
ПК1.1
Определять цели и задачи, планировать уроки
ПК1.2
Проводить уроки
ПК1.3
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения
ПК4.1
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно- методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК4.3
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и


6 образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ДПК 01 Владеть основными методами и приёмами чистописания
ДПК 02 Решать графические задачи; подбирать систему упражнений для формирования соответствующих графических навыков
ДПК 03 Анализировать письменную речь (свою и чужую) с точки зрения её графической правильности; сопоставлять результаты письма с образцами
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающегося – 52 часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося –34 часа; самостоятельная работа обучающегося – 18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
52
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе: теория
6
практические занятия
28
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18
в том числе:
сообщения, накопительный материал (картотека упражнений для пальцев рук, физминуток), конспект урока письма, «минутки чистописания», проверка, оценивание и анализ ученических работ с точки зрения правильности начертания букв и их соединений
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

8
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Введение
8
Тема 1.1.
Система работы по каллиграфии в начальной школе
Содержание учебного материала:
2 1
Основные понятия курса. Задачи и условия обучения чистописанию.
3
2
Содержание работы по развитию каллиграфических навыков по классам, требования к уровню сформированности этих навыков.
Практические занятия:
3 1. Работа над содержанием этапа подготовки учителя к урокам письма и минуткам чистописания (разлиновка доски, подготовка оборудования, отбор дидактического материала).
2. Гигиенические требования к организации обучения чистописанию.
3. Организация рабочего пространства обучающегося в соответствии с гигиеническими требованиями к письму.
Самостоятельная работа обучающихся:
3 1. Значение графически правильного письма для учителя и учащихся в аспекте формирования общеучебных навыков.
2
Характеристика современных шрифтов.
3. Оборудование для уроков чистописания. Подготовка доски.
Раздел 2.
Краткие сведения
по истории
чистописания.
Подготовительные
упражнения разных
11


9
типов.
Тема 2.1.
Основные вехи развития методики чистописания
Содержание учебного материала:
1 1. Характеристика основных методов каллиграфии
2
Практические занятия
1 1. Анализ основных методов каллиграфии
Самостоятельная работа обучающихся:
1 1. Сущность ведущих методов обучения письму, их достоинства и недостатки
Тема 2.2.
Значение подготовительных упражнений для обучения письму, их виды
Содержание учебного материала:
1 1. Организация упражнений, предназначенных для подготовки ребенка к обучению письму
3
Практические занятия
4 1. Отбор упражнений, игрового и занимательного материала для подготовки ребёнка к обучению письму
2. Методика организации упражнений, предназначенных для подготовки ребёнка к обучению письму
3. Подготовительные упражнения для развития руки и глазомера.
4. Упражнения для работы над параллельностью штрихов, одинаковым наклоном, для связности письма
Самостоятельная работа обучающихся:
3 1. Составление картотеки упражнений, игрового и занимательного материала для подготовки ребёнка к обучению письму
2. Подготовка руки ребенка к письму: штриховка в разных направлениях (карандаш, ручка, фломастер); обведение по контуру, дорисовывание.
Раздел 3
Методика
формирования
графических навыков

10
Тема 3.1.
Понятие «графические навыки». Приёмы, необходимые для осуществления письма
Содержание учебного материала:
1. Методические приёмы, используемые учителем при обучении школьников письму.
1
2
Практические занятия
1. Методические приёмы, используемые учителем при обучении школьников письму (показ учителем процесса письма и объяснение способов написания; списывание с образца).
2 2. Методические приёмы, используемые учителем при обучении школьников письму (копирование; воображаемое письмо; анализ формы букв; письмо под счёт; показ ошибочного написания и пр.)
2
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Правила чистописания
1
Тема 3.2.
Типичные графические ошибки, пути их предупреждения и устранения
Содержание учебного материала:
1 1
Исправление и анализ графических ошибок школьников, определение путей их предупреждения.
3
Практические занятия
2 1.
Исправление и анализ графических ошибок школьников, определение путей их предупреждения.
2.
Сравнение образца с результатом, выявление ошибки, ее устранение
Самостоятельная работа обучающихся:
3 1.
Отработка приёмов, необходимых для письма
2.
Постановка графических задач и нахождение путей их решения.
Тема 3.3.
Основные направления работы с прописями.
Практические занятия
12 1.
Содержание и виды работы в прописи
2.
Анализ элементов букв и их графическое выполнение
3.
Последовательность написания элементов строчных и заглавных


11 букв, отработка их написания.
4.
Типы соединений букв, отработка их написания.
5.
Написание на доске и в тетради строчных и заглавных букв, их соединений.
6.
Требования к оформлению текста в тетради и на доске
7.
Правила написания цифр и методические требования к ознакомлению с их написанием.
8
Письмо на доске и в тетради цифр.
Самостоятельная работа обучающихся:
5 1.
Задачи и содержание работы по обучению письму в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, системе Д.Б. Эльконина –
В.В. Давыдова
2.
Сущность методики письма с дополнительной разлиновкой (П.С.
Жедек, В.А. Илюхина, Т.М. Хайбуллина), «пальчиковой» методики В.В. Белевцевой, методических идей Л.Я Желтовской,
Е.Н. Соколовой, Н.Г. Агарковой и др.
3.
Конспект урока письма
Тема 3.4.
Возможности сочетания работы по усвоению каллиграфических навыков с другими видами работы на уроке.
Практические занятия
2 1.
Моделирование минуток чистописания и уроков письма в соответствии с поставленными задачами, подбор дидактического материала.
Самостоятельная работа обучающихся:
2 1.
Возможности сочетания работы по усвоению каллиграфических навыков с другими видами работы на уроке.
2.
Возможные индивидуальные трудности в освоении письма
(леворукость, дисграфия и пр.) и способы работы с детьми, имеющими данные проблемы.
Всего:
52

3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАКТИКУМ ПО КАЛЛИГРАФИИ»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по числу студентов,
– рабочее место преподавателя,(1)
– рабочая доска,(1)
Технические средства обучения:
– компьютер(1 шт.);
– экран (1 шт.);
– слайд-проектор (1 шт.);
– комплект слайдов по темам курса дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) [Текст]: учебник для СПО/ Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – М.:
Академия, 2015. - 464с.
Дополнительные источники:
1. Агаркова, Н.Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению [Текст]: методическое пособие/Н.Г.
Агарков,
Ю.А.
Агарков.

Москва.:
Академкнига/Учебник, 2012. – 208с.
2. Горецкий,
В.Г.Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс [Текст]: пособие для учителей/В.Г.
Горецкий, Н.М. Белянкова. – Москва.: Просвещение, 2012. -301с.
3. Методика обучения письму в начальной школе [Текст]: методическое пособие/сост. Е.Ю. Башкина. – Кемерово: Кемеровский педагогический колледж, 2016. – 39с.
4. Обучение грамоте. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 1 класс [Текст]: учебное пособие/М.В. Бойкина, Н.В. Баканча, И.А.
Бубнова. – Москва.: Просвещение, 2013. – 432с.