Файл: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методическая разработка урока ОДНКНР по теме

«Семья хранитель духовных ценностей»


Пояснительнаязаписка


Целевая аудитория учащиеся 5 класса.

Учебная программа: программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2020.

Выходные данные учебника: Виноградова Н.Ф. Основы духовно- нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020.
Тип урока Урок усвоения новых знаний (УУНЗ)

Форма урока: групповая, фронтальная

Методы: кейс-метод, эвристический

Используемые технологии: кейс, ИКТ, игровая, технология сотрудничества
Цель – создание условий для размышлений учащихся на тему «Семья – хранитель духовных ценностей» и осознания её значимости в жизни человека

Планируемые результаты


Личностные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в

коллективном обсуждении проблем; умение работать в мини-группах и строить продуктивное взаимодействие.

Предметные: овладение представлениями о роли семьи в жизни человека, о вкладе традиционных религий разных народов в духовное величие российской

культуры и о том, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно- нравственной культуры общества.

Метапредметные: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.

Регулятивные УУД: развитие умения ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей, анализировать, работать в команде

Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности, оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

ПознавательныеУУД:уметь работать с информацией
Ресурсы урока: компьютер, презентация, кейсы с заданием


Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Организационный этап (2 минуты)

Организация деятельности учащихся

Объединение в мини-группы путём

на групповую форму работы (в 4

жеребьёвки (учащиеся вытягивают

группы)

жетоны и занимают парту с папкой




соответствующего цвета)




Выбор названия команды

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

учащихся (5 минут)

Мотивирует учащихся к изучению материала через загадки в кейсах группы, которые способствуют

формулировке темы урока

Выполняют мини задания разгадывают загадки (каждой команде – своя загадка)




Это слово каждый знает, Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? (семья)




Все родные, с кем живете, Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна (семья)




Папа, мама, старший брат, Таня, дедушка Игнат — Много разной тут родни.

А все вместе кто они? (семья)




Вот ведь дело-то какое… Нас не семеро, а трое: Папа, мамочка и я,

Но все вместе мы — … (семья)




Оценивают правильность ответов. Каждая команда оценивает свои ответы жетонами:

  • зелёный – «Мы хорошо справились с заданием»; 3 балла;

  • жёлтый «Наш ответ был хорошим, но мог быть более полным»; 2 балла;

  • красный «У нас не очень хорошо получилось справиться с заданием»; 1 балла




Формулируют тему и цель урока.





3. Актуализация знаний (10 минут)

Даёт задание. Этапы задания:

Вопрос: В группах вспомните сказки или притчи о семейных ценностях, расскажите их друг другу в группе (если не могут вспомнить, выбирают из списка наиболее подходящую)

Вопрос: Какие семейные ценности отражены в этой сказке или притче? Какими чувствами руководствовались герои?

Вывод: Таким образом, что относится к семейным ценностям?

Выполняют задание, записывают результаты в лист ответов
Оценивают правильность ответов. каждая команда оценивает свои ответы жетонами

4. Первичное усвоение новых знаний (10 минут)

Вопрос: Кто-нибудь знает, есть ли в нашей стране День всех влюбленных? Пояснение: Но 14 февраля

Учащиеся вспоминают 14 февраля

католический праздник. По легенде,




римский император Клавдий II




запретил людям вступать в брак, чтобы




создать более сильную армию. А




святой Валентин тайно венчал людей,




за что был посажен в темницу и




казнён.




Но история говорит, что жизнь святого




Валентина связана не с любовью, а с




трагедией: он был мучеником,




пострадавшим за свою веру во времена




гонений на христиан в Римской




империи.




А наш русский праздник?

Да, вы правы. Это 8 июля. В нашей стране с 2008 года отмечается День семьи, любви и верности.

Вопрос: Кто-нибудь знает историю нашего праздника?

Этот праздник отмечается в день памяти православных святых Петра и Февронии» (изображение на слайде)

Кто-нибудь ответит, а если нет, то пояснение учителя.

Учитель: «Пётр был братом князя Павла. Однажды Пётр заболел, и никто не мог его вылечить, кроме крестьянки

Февронии. Затем они поженились. Через некоторое время Павел умер, и








Пётр сам стал муромским князем. Однако бояре не приняли Февронию, т.к. она была из простого народа, и требовали, чтобы Пётр выбрал другую жену. Но Пётр выбрал семью, а не власть, и бояре выгнали Петра и Февронию. Без них в городе вскоре началась междоусобица, поэтому Петра и Февронию попросили вернуться. Они не стали вспоминать старые обиды и согласились. По легенде, Пётр и Феврония умерли в один день – 8 июля, именно поэтому этот день стал днём их памяти, а также Днём семьи, любви и верности»
Вопрос: какие семейные и человеческие ценности по этому рассказу вы можете назвать?


Учитель: «Вы послушали краткую историю о нашем Дне всех влюбленных. А теперь попробуйте выполнить задание: найдите в кейсах начало «Повести о Петре и Февронии», написанной на старорусском языке, и попробуйте «перевести» его на современный русский язык и определить, где происходило действие и кто правил городом» («Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муромом, в нём же самодержавствуя благоверный князь Павел») (Затем ответ к заданию появляется на слайде)
Учитель: «А как вы думаете, что значит слово «благоверный»? Как оно используется в современном языке?»
Учитель: «Оцените работу в группе»

Следующее задание будет связано непосредственно с цветами. Ведь в

День всех влюбленных принято дарить цветы.


Слушают. Анализируют. Отвечают на вопрос, какие качества проявили Пётр и Феврония в своей семейной жизни. Дописывают ценности, которых ещё не было.
Выполняют задание

Отвечают на вопрос


Ком