Файл: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка урока ОДНКНР по теме
«Семья – хранитель духовных ценностей»
Пояснительнаязаписка
Целевая аудитория – учащиеся 5 класса.
Учебная программа: программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха».
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2020.
Выходные данные учебника: Виноградова Н.Ф. Основы духовно- нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2020.
Тип урока – Урок усвоения новых знаний (УУНЗ)
Форма урока: групповая, фронтальная
Методы: кейс-метод, эвристический
Используемые технологии: кейс, ИКТ, игровая, технология сотрудничества
Цель – создание условий для размышлений учащихся на тему «Семья – хранитель духовных ценностей» и осознания её значимости в жизни человека
Планируемые результаты
Личностные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем; умение работать в мини-группах и строить продуктивное взаимодействие.
Предметные: овладение представлениями о роли семьи в жизни человека, о вкладе традиционных религий разных народов в духовное величие российской
культуры и о том, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно- нравственной культуры общества.
Метапредметные: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Регулятивные УУД: развитие умения ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей, анализировать, работать в команде
Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности, оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
ПознавательныеУУД:уметь работать с информацией
Ресурсы урока: компьютер, презентация, кейсы с заданием
Ход урока | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1. Организационный этап (2 минуты) | |
Организация деятельности учащихся | Объединение в мини-группы путём |
на групповую форму работы (в 4 | жеребьёвки (учащиеся вытягивают |
группы) | жетоны и занимают парту с папкой |
| соответствующего цвета) |
| Выбор названия команды |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут) | |
Мотивирует учащихся к изучению материала через загадки в кейсах группы, которые способствуют формулировке темы урока | Выполняют мини задания – разгадывают загадки (каждой команде – своя загадка) |
| Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? (семья) |
| Все родные, с кем живете, Непременно вам друзья, Вместе вы — одна … (семья) |
| Папа, мама, старший брат, Таня, дедушка Игнат — Много разной тут родни. А все вместе кто они? (семья) |
| Вот ведь дело-то какое… Нас не семеро, а трое: Папа, мамочка и я, Но все вместе мы — … (семья) |
| Оценивают правильность ответов. Каждая команда оценивает свои ответы жетонами:
|
| Формулируют тему и цель урока. |
3. Актуализация знаний (10 минут) | |
Даёт задание. Этапы задания: Вопрос: В группах вспомните сказки или притчи о семейных ценностях, расскажите их друг другу в группе (если не могут вспомнить, выбирают из списка наиболее подходящую) Вопрос: Какие семейные ценности отражены в этой сказке или притче? Какими чувствами руководствовались герои? Вывод: Таким образом, что относится к семейным ценностям? | Выполняют задание, записывают результаты в лист ответов Оценивают правильность ответов. каждая команда оценивает свои ответы жетонами |
4. Первичное усвоение новых знаний (10 минут) | |
Вопрос: Кто-нибудь знает, есть ли в нашей стране День всех влюбленных? Пояснение: Но 14 февраля – | Учащиеся вспоминают 14 февраля |
католический праздник. По легенде, | |
римский император Клавдий II | |
запретил людям вступать в брак, чтобы | |
создать более сильную армию. А | |
святой Валентин тайно венчал людей, | |
за что был посажен в темницу и | |
казнён. | |
Но история говорит, что жизнь святого | |
Валентина связана не с любовью, а с | |
трагедией: он был мучеником, | |
пострадавшим за свою веру во времена | |
гонений на христиан в Римской | |
империи. | |
А наш русский праздник? Да, вы правы. Это 8 июля. В нашей стране с 2008 года отмечается День семьи, любви и верности. Вопрос: Кто-нибудь знает историю нашего праздника? Этот праздник отмечается в день памяти православных святых Петра и Февронии» (изображение на слайде) | Кто-нибудь ответит, а если нет, то пояснение учителя. |
Учитель: «Пётр был братом князя Павла. Однажды Пётр заболел, и никто не мог его вылечить, кроме крестьянки Февронии. Затем они поженились. Через некоторое время Павел умер, и | |
Пётр сам стал муромским князем. Однако бояре не приняли Февронию, т.к. она была из простого народа, и требовали, чтобы Пётр выбрал другую жену. Но Пётр выбрал семью, а не власть, и бояре выгнали Петра и Февронию. Без них в городе вскоре началась междоусобица, поэтому Петра и Февронию попросили вернуться. Они не стали вспоминать старые обиды и согласились. По легенде, Пётр и Феврония умерли в один день – 8 июля, именно поэтому этот день стал днём их памяти, а также Днём семьи, любви и верности» Вопрос: какие семейные и человеческие ценности по этому рассказу вы можете назвать? Учитель: «Вы послушали краткую историю о нашем Дне всех влюбленных. А теперь попробуйте выполнить задание: найдите в кейсах начало «Повести о Петре и Февронии», написанной на старорусском языке, и попробуйте «перевести» его на современный русский язык и определить, где происходило действие и кто правил городом» («Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муромом, в нём же самодержавствуя благоверный князь Павел») (Затем ответ к заданию появляется на слайде) Учитель: «А как вы думаете, что значит слово «благоверный»? Как оно используется в современном языке?» Учитель: «Оцените работу в группе» Следующее задание будет связано непосредственно с цветами. Ведь в День всех влюбленных принято дарить цветы. | Слушают. Анализируют. Отвечают на вопрос, какие качества проявили Пётр и Феврония в своей семейной жизни. Дописывают ценности, которых ещё не было. Выполняют задание Отвечают на вопрос Ком |