Файл: Какие задачи должны быть решены в рамках коррекционнопедагогической работы при подготовке к школе детей с онр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• коррекция произношения;

• обогащение лексического запаса;

• овладение синтаксическими конструкциями;

• развитие навыков анализа звукового состава слова;

• развитие связной речи.

Исправляя и развивая все компоненты речевой системы ребенка, учитель-логопед способствует формированию нужных предпосылок для усвоения письма и чтения.

Коррекционная работа – это сложный вид деятельности взрослых. Залог ее успеха – в их профессиональном взаимодействии. Известно, что эффективность усвоения речевых навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь, поэтому логопедическая работа должна осуществляться в тесной взаимосвязи между психологом, родителями, педагогами.

На своих консультациях логопед подробно знакомит педагогов со спецификой и видами речевых нарушений, обращает внимание коллег на необходимость дифференцированного подхода к обучению детей с нарушениями речи, знакомит педагогов с методами и приемами логопедической работы, которые они могут успешно использовать на своих занятиях. Для более подробного ознакомления со спецификой логопедической работы логопед приглашает их на открытые занятия, разрабатывает памятки, посвященные вопросам диагностики и коррекции речевых нарушений.

Поскольку эффективность усвоения речевых навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь и требует постоянного закрепления, то работа по преодолению речевых нарушений должна осуществляться при активном участии и поддержке не только воспитателей, но и родителей. Особенно тесный контакт необходим логопеду с родителями тех учащихся, которые имеют нарушения звукопроизношения. В связи с этим работа с родителями составляет еще один важный блок логопедического сопровождения детей с речевой патологией. В этот блок входят такие формы работы, как индивидуальное и групповое консультирование, выступления на родительских собраниях, размещение материалов на информационном стенде для родителей, проведение открытых занятий, мастер-классов, разработка рекомендаций на летний период.

В основе перспективного планирования логопедической работы лежат результаты обследования речи учащихся. Перспективный план коррекционной работы для каждой группы учащихся составляется после комплектования групп, которое осуществляется в соответствии с учетом логопедических заключений по итогам обследования речи детей в начале учебного года. Если на логопедическом пункте занимаются одновременно две или несколько групп учащихся одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями, учитель-логопед может составить для них один перспективный план. В перспективном плане необходимо отразить основную последовательность работы и ориентировочные сроки ее реализации.


Содержание коррекционной работы с целью обеспечения комплексного коррекционного воздействия на детей с речевой патологией необходимо соотнесение содержания перспективного плана логопедической работы с перспективным тематическим планированием воспитателей.

При последовательном планировании работа осуществляется поэтапно над фонетико-фонематической, лексическо-грамматической сторонами речи. При такой структуре особенно актуальным становится соотнесение сроков изучения тем на логопедических занятиях. Параллельный тип планирования предполагает работу над всеми компонентами языковой системы на каждом занятии, независимо от его темы. Так, например, при прохождении фонетической темы «Дифференциация гласных Ы – И» работа ведется не только над восполнением пробелов в развитии звуковой стороны речи, но и над обогащением словарного запаса, развитием грамматического строя. В речевой материал, насыщенный изучаемыми звуками, включаются задания на образование форм множественного числа существительных и прилагательных, падежное управление, работа со связными текстами, отрабатываются лексические темы, требующие закрепления. В данном случае особенно важную роль играет ориентировка на индивидуальные и фронтальные программы развития. Такая система логопедической работы обеспечивает комплексность коррекционного воздействия на протяжении всего учебного года, а также способствует индивидуализации обучения детей.

Эффективная помощь детям с общим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта при дошкольных образовательных учреждениях возможна лишь в случае систематической, последовательной и взаимосвязанной работы в нескольких направлениях:

• коррекция произношения;

• обогащение лексического запаса;

• овладение синтаксическими конструкциями;

• развитие навыков анализа звукового состава слова;

• развитие связной речи)

Таким образом, основными задачами при подготовке детей к школьному обучению являются следующие:

  • развитие умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого (волевая готовность),

  • воспитание интереса и желания учиться в школе (мотивационная готовность),

  • развитие речи,

  • развитие внимания,

  • развитие памяти,

  • развитие наглядно-образного мышления,

  • развитие мелкой моторики (зрительно-моторная координация).


Работа по подготовке детей с ОНР к школе должна включаться в каждое логопедическое занятие. Основными формами этой работы являются упражнения, игровые приемы и игры, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра.

Логопед должен также создать доброжелательную обстановку на своих занятиях, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Чтобы усилия педагога были эффективными необходимо:

• нe допускать, чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться - oн учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетво-рение от интеллектуальных занятий,

• повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант,

• не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса,

• быть терпеливым, не спешить, не давать ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности,

• в занятиях с ребенком нужна мера. Не нужно заставлять ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен,

• дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго ре-гламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму,

• развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научить ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы,

• избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах.

Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Необходимо активно включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.

Корнелюк Елена Викторовна