ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт права
(наименование института полностью)
Кафедра _Конституционное и административное право ________
(наименование кафедры)
40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Государственно-правовая
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 1-6
по учебному курсу «Правовое регулирование государственных и муниципальных закупок»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Студент | Сафиуллина А.Р. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ОНБсдо-1801а | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическое задание 1
Тема 2. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
Условие. Проведите анализ действующего законодательства о государственных и муниципальных закупках, выберите из законодательного массива пять актов, имеющих отношение к рассматриваемой сфере общественных отношений, и выявите в них коррупциогенные факторы, сделав это в виде таблицы.
Вопросы к заданию:
1. Приведите не менее трех норм из каждого акта, устанавливающих необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, и укажите, почему вы считаете, что они способствуют коррупции и примером какого коррупциогенного фактора являются
(нормы, приведенные в задании в качестве примера, не засчитываются в качестве выполненного задания).
Решение:
№ п/п | Наименование | Нормы, фактор |
1 | Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок» | 1. Часть 12 статьи 22, устанавливающая, что в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы, является примером таких коррупциогенных факторов, как «определение компетенции по формуле «вправе» и «юридико-лингвистическая неопределенность». 2. Часть 9 статьи 37 закрепляет перечень документов, который должен предоставить участник закупки заказчику при снижении цены на 25% и более от НМЦК на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан. В данной статье наблюдается коррупциогенный фактор – «наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права», так как участник должен представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта в форме гарантийного письма от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, но на практике это сделать затруднительно, потому что ни одним правовым актом не предусмотрена обязанность производителя выдавать кому-либо из покупателей своей продукции какие-либо гарантийные письма.С учетом изложенного имеются все основания предполагать, что большинство участников закупки воспользуются предоставленной законодателем возможностью представить вместо гарантийного письма производителя «иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене», здесь имеет место коррупциогенный фактор «Злоупотребление правом заявителя органами государственной власти (их должностными лицами)». В этом случае участник, опираясь на закон, может представить абсолютно любой документ, и у заказчика нет иной возможности, кроме как принять такой документ. 3. Статья 36 устанавливает право заказчика отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), однако не закрепляет основания для отмены закупки. Это является примером коррупциоенного фактора – «широта дискреционных полномочий». Коррупционный риск данной ситуации заключается в том, что заказчик имеет право в любой момент по своему субъективному усмотрению и без объяснения причин отказаться от проведения конкурентных процедур по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя). 4. Статья 93 закрепляет перечень случаев закупки у единственного поставщика, в котором 60 пунктов. Это очень много, поэтому здесь проявляется коррупциогенный фактор – «отказ от конкурсных (аукционных) процедур». Как представляется, чрезмерное увлечение закупками у единственного поставщика однозначно создает условия для коррупции. Эта форма госзакупок должна носить исключительный характер и применяться только в строго определенных законом случаях. |
2 | Федеральныйзакон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» | 1. Часть 1 статьи 2 указание на множество других нормативно-правовых актов, что свидетельствует о таком коррупциогенном факторе, как «чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества» 2. В Федеральном законе отсутствует минимальный срок поставки товара (оказания услуг, выполнения работ), что может привести к искусственному ограничению конкуренции, если, например, в документации установить слишком маленькие сроки («широта дискреционных полномочий», «отсутствие или неполнота административных процедур») 3. Часть 3.1 статьи 3 содержит способы конкурентных закупок, указывая «и иные способы установленными положением о закупке...», то есть заказчик может в своем положении прописать любые на свое усмотрение способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что может привести к заключению договоров с «нужными» контрагентами. Это является примером такого коррупциогенного фактора, как «широта дискреционных полномочий» и «определение компетенции по формуле «вправе». |
3 | Постановление Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» | 1. Пункт 13 устанавливает исключение при расчете штрафа в случае, если законодательством установлен другой порядок. Это пример фактора «юридико-лингвистическая неопределенность». Так как заказчик в своих корыстных целях может выбрать способ с наибольшей суммой штрафа, ссылаясь на данную норму. 2. Постановлением не предусмотрен порядок одновременного взыскания с поставщика и штрафа, и пени, то есть при каких условиях заказчик может это делать – «широта дискреционных полномочий». В связи с этим заказчики пользуются пробелами в законодательстве и взыскавают с поставщиков увеличенную неустойку. 3. Правила расчета неустойки установлены Законом 44-ФЗ, а правила расчет штрафа в постановлении Правительства №1042. Наблюдается коррупциогенный фактор – «Заполнение законодательных пробелов при помощи НПА органа исполнительной власти» |
4 | Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» | 1. Пункт 3.7 содержит перечень мероприятий, который заказчик вправе провести для определения начальной (максимальной) цены контракта способом сопоставимых рыночных цен, однако рекомендуется не значит обязан, поэтому заказчик может воспользоваться только коммерческими предложениями от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых преднамерено завышены (для получения «отката») или занижены цены (для сужения круга участников). В данном случае наблюдается «определение компетенции по формуле «вправе» 2. В данном приказе неоднократно встречается право заказчика скоректировать полученную ценовую информацию (например, пункты 3.16, 3.18), однако не уточнено, может ли заказчик одновременно корректирвать цену несколькими способами, таким образом, рассчитанная начальная (максимльная) цена контракта будет завышена («широта дискреционных полномочий») 3. Раздел 7 «Определение НМЦК затратным методом» содержит правила расчета начальной (максимальной) цены контракта как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли и т.д. То есть нет конкретного перечня, что должен сделать заказчик, чтобы рассчитать цену затратным методом (только примерный с указанием «и иные»). Таким образом, заказчику дается полная свобода в поиске информации (корупциогенный фактор – «злоупотребление правом заявителя») |
5 | Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» | 1. Пункт 6 закрепляет право заказчика включать в описание лекарственных средств характеристики, которые не допускается указывать при описании объекта закупки, при обосновании или показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеритикам. Является примером коррупциогенного фактора – «определение компетенции по формуле «вправе» 2. В данном постановлении наблюдается наличие отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти, принявшего первоначальный нормативный правовой акт, что свидетельствует о коррупциогенном факторе – «чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества». 3. В данном НПА имеет место и такой коррупциогенный фактор, как«выборочное изменение объема прав» - возможность установления исключений из общего порядка (например, пункт 2 содержит требования и допускает исключения). Нет никаких гарантий того, что недобросовестные представители заказчика не попытаются из легальной возможности отступления от общих правил извлечь определенную корыстную выгоду для себя и иных лиц. |
Практическое задание 2
Тема 4. Осуществление закупок
Цель закупки: Поставка горбуши и сельди для государственных и муниципальных нужд
Основные характеристики объекта закупки | 1. Горбуша – 200 кг 1 сорт, мороженая, потрошенная, соответствующая по качеству ГОСТ 32366-2013 «Рыба мороженая. Технические условия» 2. Сельдь – 200 кг 1 сорт, мороженая, неразделанная, соответствующая по качеству ГОСТ 32910–2014. «Сельдь мороженая. Технические условия» |
Используемый метод определения НМЦК с обоснованием | Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с использованием трех полученных коммерческих предложений |
Исходные данные, используемые для определения НМЦК | Количество закупаемого товара: горбуша (позиция 1) 200 кг., сельдь (позиция 2) 200 кг. Поступившие предложения от поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
|
Расчет НМЦК | В целях определения однородности совокупности значений выявленных цен, используемых в расчете НМЦК, определяем коэффициент вариации: , где V – коэффициент вариации; – среднее квадратичное отклонение. – цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i; – средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги; n – количество значений, используемых в расчете. Позиция 1. Горбуша σ = √ ∑ ((250,0 – 220,0)² + (200,0 – 220,0)² + (210,0 – 220,0)²) / (3 – 1) = 26,46. V = 26,46 / 220 ∙ 100 = 12,03 Рассчитанный коэффициент вариации – 12,03 % – считаем однородным, так как он не превышает 33 %. Рассчитываем начальную (максимальную) цену позиции 1(горбуши): , где – НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); v – количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги); n – количество значений, используемых в расчете; i – номер источника ценовой информации; – цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i. НМЦКрын=200 / 3 ∙ ∑(250,0 + 200,0 + 210,0) = 44 000,0 руб. Позиция 2. Сельдь σ = √ ∑ ((90,0 – 95,0)² + (95,0 – 95,0)² + (100,0 – 95,0)²) / (3 – 1) = 5. V = 5 / 95,0 ∙ 100 = 5,26 Рассчитанный коэффициент вариации – 5,26 % – считаем однородным, так как он не превышает 33 %. Рассчитываем начальную (максимальную) цену позиции 2 (сельди): , НМЦКрын=200 / 3 ∙ ∑(90,0 + 95,0 + 100,0) = 19 000,0 руб. Начальная (максимальная) цена контракта общая: НМЦК позиции 1 + НМЦК позиции 2 = 44 000,0 + 19 000,0 =63 000,0 рублей |
Требования к упаковке и отгрузки товара:Тара (упаковка) товара должна обеспечивать его сохранность при транспортировке, хранении и погрузочно-разгрузочных работах. Товар должен быть упакован в полимерную пленку, в картонных коробках, изготовленных из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Вес товара в единице тары (упаковки) товара должен быть не более 10 кг. Маркировка каждой единицы тары (упаковки) товара должна быть на русском языке, четкой, легко читаемой, и содержать информацию согласно требованиям раздела IX ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции». Безопасность товара должна соответствовать требованиям ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции» и подтверждаться декларацией о соответствии
Гарантийные обязательства:Не установлены
Требование к сроку годности:Не менее 1 месяца на момент поставки товара
Практическое задание 3
Тема 6. Способы определения поставщиков. Аукционы
Условие. ГБУЗ проводит электронный аукцион на закупку бумаги. В техническом задании описано наименование товара и его характеристики:
-
бумага писчая, формат А3; -
вид бумаги: газетная; -
яркость бумаги: 68 %; -
количество листов в пачке: 2500; -
белизна: 68 %; -
плотность бумаги: 48 г/м2; -
страна происхождения: Россия.
Поступило 5 заявок. Поступившие заявки:
Заявка № 1
Описание следующее: бумага писчая, формат А3; вид бумаги: газетная; яркость бумаги: 68 %; количество листов в пачке: 2500; белизна: 68 %; плотность бумаги: 48 г/м2; ООО «Стиль».
Заявка № 2
Описание следующее:
Описание следующее: бумага писчая, формат А3; вид бумаги: газетная; яркость бумаги: 68 %; количество листов в пачке: 2500; белизна: 68 %; плотность бумаги: 48 г/м2; республика Коми, г. Сыктывкар.
Заявка № 3
Описание следующее: бумага писчая, формат А3; вид бумаги: газетная; количество листов в пачке: 2500; белизна: 68 %; плотность бумаги: 48 г/м2; страна происхождения: Россия.
Заявка № 4
Описание следующее: бумага писчая, формат А3; вид бумаги: газетная; яркость бумаги: 68 %; количество листов в пачке: 2500; белизна: 68 %; плотность бумаги: 48 г/м2.
Заявка № 5
Описание следующее: бумага писчая, формат А3; вид бумаги: газетная; яркость бумаги: 68 %; количество листов в пачке: 2500; белизна: 68 %; плотность бумаги: 48 г/м2; страна происхождения: Россия.
Вопросы к заданию
-
Рассмотрите поступившие заявки на соответствие требованиям технического задания и законодательства. -
Укажите заявки, подлежащие допуску к участию в аукционе. В случае несоответствия заявки требованиям законодательства о контрактной системе и техническому заданию укажите обоснование для отклонения заявки с обязательным указанием ссылок на нормы закона о контрактной системе.
Решение
№ заявки | Допущена/не допущена | Причины отклонения заявки |
Заявка № 1 | Не допущена | п.1 ч.5 ст.48 Закона 44-ФЗ непредставление информации, предусмотренной пп.«б» п.2 ч.1 ст.43 Закона 44-ФЗ. В заявке не указана страна происхождения товара. |
Заявка № 2 | Допущена | |
Заявка № 3 | Не допущена | п.1 ч.5 ст.48 Закона 44-ФЗ непредставление информации, предусмотренной пп.«а» п.2 ч.1 ст.43 Закона 44-ФЗ. В заявке не указана характеритика товара: яркость бумаги: 68 % |
Заявка № 4 | Не допущена | п.1 ч.5 ст.48 Закона 44-ФЗ непредставление информации, предусмотренной пп.«б» п.2 ч.1 ст.43 Закона 44-ФЗ. В заявке не указана страна происхождения товара. |
Заявка № 5 | Допущена | |
Практическое задание 4