Файл: Министерство общего и профессионального образования российской федерации.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Краснодарского края Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

Центр переподготовки педагогических кадров по направлению: "Введение в должность воспитателя"
ИТОГОВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

"Развитие фонематического слуха ребенка дошкольного возраста вне рамок непосредственно образовательной деятельности"

Краснодар 2013 г.
Оглавление
Введение

1. Теоретические и методологические основы формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста

1.1 Роль фонематического восприятия в развитии речи

.2 Этапы развития фонематического слуха у дошкольников

.3 Роль игры в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

2. Разработка комплекса мероприятий по развитию у детей старшего дошкольного возраста фонематических процессов вне рамок непосредственно образовательной деятельности

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

.3 Сравнительные результаты исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение
Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Как утверждают логопеды и дошкольные педагоги, зачастую, если ребенок имеет плохой фонематический слух, не способен различать различные слоги, путает их в своей речи, то это отражается и на письме ребенка. То есть, когда ребенок начинает писать, то делает те же ошибки, что делал до того в речи. Потому так важно для развития фонематического слуха ребенка использовать различные игры и обращать внимание на то, как ребенок слышит звуки, как он их произносит. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. Только так можно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребенка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Последнее - различение звуков на слух и в собственной речи - становится возможным лишь после овладения ребенком способностью производить сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.


Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе современного образования. Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению и развитию речи.

На данном этапе развития современного общества, дошкольное образование выступает, прежде всего, как подготовка к школе. Однако содержание самого предшкольного образования до сих пор трактуется по-разному. И зачастую, ведущую роль при его отборе играет социальный заказ родителей. Анкетирование, различные социальные опросы, мониторинги родительской общественности, которые проводятся в детских садах, показывают, что родители готовы обучать чтению и письму своего ребенка, начиная уже с трех лет, совершенно не понимая, к каким последствиям это может привести. Недостаточная информированность родителей о том, какие качества нужны их ребенку для успешного обучения в школе, на что необходимо обратить внимание в первую очередь, выливается в итоге в совершенно искаженное представление о том, чему же должен учить детский сад.

Ведь для того, чтобы качественно обучить тому же чтению и письму и избежать в дальнейшем дисграфии и дислексии (нарушения чтения и письма), нужно проделать огромную работу: развить ориентировку на плоскости, в пространстве, в собственном теле, подготовить мышцы руки к письму, подготовить все психические процессы, а, самое главное, развить фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.

Развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности уделено достаточное внимание, однако этих мероприятий зачастую не хватает для полноценного развития этих процессов у детей, поэтому изучение данной темы весьма актуально в современном детском саду.

Еще, что очень важно - социальный заказ родителей на "верхушку айсберга" (чтение и письмо), тогда как успешными эти навыки станут только при условии достаточного уровня развития фонематических процессов.

Цель исследования - изучить особенности фонематического восприятия и разработать систему развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста вне рамок непосредственно образовательной деятельности.



Объект исследования - воспитательно-образовательный процесс в условиях детского сада.

Предмет исследования - организация работы по развитию фонематического слуха детей дошкольного возраста за рамками непосредственной образовательной деятельности.

Гипотеза исследования: предполагается, что в при включении игр, направленных на развитие фонематического слуха, в различные виды деятельности детей дошкольного возраста вне рамок непосредственно образовательной деятельности, у детей значительно повысится уровень развития фонематического восприятия.

Задачи исследования:

изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

раскрыть задачи и условия развития фонематического слуха дошкольников;

провести исследование развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста;

подобрать вариативные формы и методы работы по развитию фонематического слуха дошкольников;

разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию вариативных форм и методов развития фонематического слуха дошкольников.

В процессе исследования использованы следующие методы: теоретический (изучение специальной литературы по указанной проблеме); эмпирический (целенаправленное наблюдение за развитием речи дошкольников, педагогический эксперимент); практический (подбор и использование вариативных форм и методов работы по развитию речи).

Теоретические и методологические основы исследования:

- теория о специфики речи детей с различными нарушениями произношения Р.Е. Левиной,

положение о коррекции фонетической стороны речи детей Г.Г. Голубевой,

методические рекомендации о детях с фонетико-фонематическими нарушениями речи М.Ф. Фомичевой,

методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи Г.А. Волковой.

База исследования: группа общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 195" с 10.01.2013 по 18.05.2013.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости использования вариативных форм и методов развития фонематического слуха дошкольников вне рамок непосредственной образовательной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в систематизации вариативных форм и методов работы по развитию фонематического слуха дошкольников в работе педагога общеобразовательной группы ДОУ.


1. Теоретические и методологические основы формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста
.1 Роль фонематического восприятия в развитии речи
Нормальное функционирование фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой дифференциации всех звуков речи (включая и акустические близкие) и правильность их произношения.

Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов таких как Д. Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребенка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции[15]. И будет лучше для ребенка прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развернутой, но и умеющим читать.

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, "чтение - есть воссоздание звуковой формы слова по его графической модели" [3]. К. Д. Ушинский отмечал, что "сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова" [21].

То есть, чтобы ребенок усвоил письменную речь быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни по данным Н.Х. Швачкина слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку(фонемы, входящие в его состав) [21].

Далее фонематическое развитие происходит стремительно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения [9].


Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняя формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [10].

Во многих "общеобразовательных детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели. Помимо коррекции речи с детьми занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике. Ведущие ученые Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.Е. Чиркина, А. В. Ястебова доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой [30].

Одной из основных задач педагогической работы с детьми, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

В современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова - необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом.

Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.

А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Г. М. Лямина [15] доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.