Файл: 1. Экономическое содержание смешанной экономики 5 1 Экономическая сущность смешанной экономики 5.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, американская модель смешанной экономики - это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.
Германская модель смешанной экономики предполагает, что в центре преобразований находится человек с его интересами, который осознает свою ответственность перед обществом. Человек выполняет определенные функции, извлекая определенную пользу для себя, для семьи, для своей социальной группы. Государство в этой модели гарантирует отлаженную конкуренцию.
Немецкая модель смешанной экономики подразумевает:
-
индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. Активная государственная политика по поддержанию конкуренции обеспечивает это условие; -
иными словами, распределение доходов на рынке определяется объемом вложенного капитала или объемом индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует активной социальной политики. Эта политика опирается на поиск компромиссов между группами с противоположными интересами, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ; -
содействие инновациям, включая технологические и организационные инновации; -
защита и поощрение конкуренции.
Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, главным из которых по праву можно назвать органическое единство рынка и государства.
1.3 Роль государства в смешанной экономики
Государству принадлежит особое значение в нынешней экономики. Полномочия государства позволяют осуществлять контроль над распределением национальных богатств, а также государство может влиять на внутриэкономические процессы благодаря налогам, государственным расходам и таможенным пошлинам. В данном случае государство играет роль экономического субъекта, способного влиять в целом на рыночный механизм, однако, непосредственно влиять на характер происходящих экономических процессов не может.
Государство является единственным основополагающим общественным институтом, который может притворять и обеспечивать интересы, как ныне живущих поколений, так и будущих поколений.
Исходя из своих интересов государство способно сдерживать, а также ускорять процесс реализации своей и рыночной экономики. Это осуществляется на основе фискальной политики, законов, распоряжений, указов и других мер государственных команд.
Минимизация всех государственных расходов для нормального функционирования и развития экономических субъектов определяет социально политическую стабильность в государстве.
Базируясь на законах, государство осуществляет функционирование обеих частей экономики, ожидая их выполнения от каждого участника, с каждого из них взимает налоги, осуществляет охрану над частной и общественной собственностью, контролирует эмиссию денег, борется с воровством и коррупцией.
В смешанной экономике государство решает следующие немало важные проблемы, а именно проблемы, связанные с:
-
Безработицей; -
Снижением уровня инфляции; -
Повышением уровня образования; -
Ростом благосостояния населения.
Для государства важно создать благоприятные условия для всей смешанной экономики, независимо от того какой в ней преобладает сектор. Когда экономика преимущественно государственная и преимущественно рыночная, государство всегда занимает главенствующую роль (рис. 2).
Рис. 2. Пирамида целей и задач государства5
Основополагающая проблема, с которой может столкнуться государство, состоит в правильности выбора органами государственного управления своих целей и приоритетов.
Выделяют следующие основные функции государства:
-
Социальная; -
Организационная; -
Экономическая.
-
Социальная функция государства.
Россия является социальным государством, что подразумевает под собой гарантию гражданам нашей страны определенного уровня дохода, проведение активной политики доходов, защиту людей, не способных обеспечить свое существование сами. Все это осуществляется на основе бюджетных средств. К тому же в нашей стране существует социальное страхование.
-
Организационная функция государства.
На ряду с другими обязанностями, государство должно обеспечивать защиту и охранять от внешних угроз своих граждан. Уровень образования граждан также является основополагающей обязанностью государства. С помощью принятия законов государственные органы должны обеспечивать контроль общества.
-
Экономическая функция государства.
На сегодняшний день данная функция государства является предметом споров. Сторонники кейнсианства утверждают, что государству необходимо вмешиваться в экономику страны, а сторонники либеральной экономики считают, что государству не следует вмешиваться в экономику.
Анализируемая функция напрямую зависит от сложившейся ситуации в стране и от направления производительных сил. Исходя из этого, очевидно, что в определенный промежуток времени экономическая функция является необходимой для государства.
В ресурсах заключается главная опора государства. Фактически оно распоряжается ресурсами, однако, ими не владеет. С помощью них государство создает почву для развития рыночной экономики.
В некоторых случает влияние государства на экономику рассматривают как вмешательство в нее, но это не так, потому как тем самым государство выполняет свое назначение, а именно формирует экономику.
2. Особенности российской модели смешанной экономики
2.1 Этапы становления смешанной экономики РФ
Смешанная экономика СССР развивалась в рамках стратегии превращения России нэповской в Россию социалистическую при жёстком ограничении власти и доходов капитала с перераспределением их в пользу общенационального развития под контролем бюрократии, тогда ещё во многом представлявшей интересы трудящегося большинства населения.
Если попытаться с помощью концепции смешанной экономики выделить основные этапы развития российской экономики в ХХ в., то в нем прослеживается четкая ритмическая структура, чередование "приливов" и "отливов" огосударствления экономики. Всего можно выделить пять качественно различных этапов эволюции российской экономики (рис. 3)6.
Рис. 3. Развитие российской экономики в ХХ веке
1-й этап развития российской экономики: 1900-1914 гг. - преимущественно рыночная экономика. Россию начала века характеризуют как многоукладное общество. Основные уклады были связаны именно с рыночными механизмами хозяйствования, идущими на смену натуральной патриархальности.
2-й этап развития российской экономики: 1914-1921 гг. - командная экономика военного времени. Во время первой мировой войны в России, как и в других воюющих странах, произошло сильное огосударствление экономики. После Февральской и Октябрьской революций «военный капитализм» трансформировался в «военный коммунизм». Во время ожесточенных военных действий «казарменная экономика» давала заметный эффект, но с прекращением гражданской войны ее ликвидация стала неизбежной.
3-й этап развития российской экономики: 1921-1929 гг. - смешанная экономика НЭПа. В 20-е годы происходит частичное возрождение рыночных механизмов. Развитие российской экономики этого этапа характеризуется тем, что государство сохранило за собой крупную промышленность, допуская мелкотоварное производство в деревне и частный бизнес в сфере торговли, услуг и мелком промышленном производстве.
4-й этап развития российской экономики: 1929-1988 гг. - командная экономика мирного времени. На рубеже 20-30-х годов были осуществлены две тесно взаимосвязанные социально-экономические программы: ускоренная индустриализация и насильственная коллективизация. В результате их осуществления СССР превратился из аграрно-промышленной страны в промышленно развитую державу. Однако в 50-60-е годы положительный потенциал этой системы начал иссякать: развернувшаяся на Западе НТР требовала развития инициативы, творческого и оригинального мышления, в то время как в советской командной экономике функции управления были полностью монополизированы бюрократической номенклатурой. Советская административно-командная система в 70-80-е годы вступила в фазу деградации. Вместо «невидимой руки» рынка экономикой управляло «невидимое рукопожатие» чиновников, постоянно росло качественное отставание советской экономики от развитых стран.
5-й этап развития российской экономики: с 1988 года - переходная экономика. Поскольку развитие российской экономики с помощью командной экономики успело полностью себя развенчать, стало очевидным, что совершенствование хозяйства требует рыночной модернизации и денационализации собственности7.
Переход к новой модели российской экономики предполагает три последовательно осуществляемых этапа, с различными задачами, источниками и секторами экономического оживления8.
Первый этап (1999 г.) - реализация имеющегося потенциала импортозамещения, обусловленного повышением ценовой конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.
Наибольший эффект импортозамещение может дать в некапиталоемких отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью. Очагом оживления становится прежде всего производство конкурентоспособных потребительских товаров (пищевая и легкая промышленность, выпуск бытовой техники и др.).
Второй этап (2005 г.) - создание финансовой базы расширенного воспроизводства в результате повышения монетизации экономики и снижения налоговой нагрузки на предприятия.
Оздоровление платежного оборота, вытеснение неплатежей и бартера остается главным и при этом реальным источником повышения собираемости налогов и роста доходов предприятий, который будет задействован на данном этапе. Это предполагает расширение кредитной эмиссии и требует построения банковских каналов, направляющих кредитные ресурсы в производство конкурентоспособных товаров и препятствующих переливу средств на валютный рынок. Расширение денежного оборота будет способствовать увеличению валовых накоплений в экономике и налоговой базы государства.
По мере укрепления финансовой базы государства появятся возможности для соответствующего снижения налоговой нагрузки на производителей, что дополнительно расширит ресурсы инвестирования. Это, в свою очередь, станет предпосылкой для повышения ликвидности предприятий, их обеспеченности собственным оборотным капиталом, усиления участия кредита в хозяйственном кругообороте.
Смягчение финансовых ограничений расширенного воспроизводства будет способствовать тому, что сферой оживления станут также машиностроительные производства с относительно длинным циклом - производители инвестиционного оборудования.