Файл: Программа профессиональной переподготовки Консультативная психология эффективные стратегии практической психологической помощи Дисциплина Основы профориентологии.docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи
Дисциплина: Основы профориентологии
Выполнил:
слушатель Голобокова Юлия Дмитриевна
Преподаватель:
Хоменко Наталья Викторовна
г. Москва - 2023
Задание 1.
Кейс 1.
Денис заканчивает 10 класс, но не знает, какое направление дальнейшего обучения выбрать. Интересуется пока только спортом, имеет 1 взрослый разряд по плаванию, занимается дайвингом. Обратился за консультацией, чтобы выбрать направление получения образования, желательного высшего. Родители внимательны к желаниям сына и поддержат его решение.
Задача диагностики: помочь выбрать направление дальнейшего обучения, учитывая пожелания и интересы Дениса, выявить дополнительные профессиональные интересы оптанта, рассмотреть различия между несколькими профессиями, которые могут возникнуть из текущей сферы интереса или из тех, которые будут определены в ходе диагностики.
Рекомендуемые методики: определение профессиональных склонностей — Л. Йовайши. И «Карта интересов» А.Е. Голомшток.
Обоснование: «Карта интересов» поможет определить какие ещё интересы и склонности присутствуют у молодого человека (чтобы расширить варианты для дальнейшего выбора специальности). Также в данной методике можно определить склонность к физкультуре и спорту. С помощью методики определения профессиональных склонностей консультант может проверить наличие у оптанта склонности к работе с людьми (и учитывая уже существующий интерес к спорту можно рекомендовать дальнейшее обучение на преподавателя физической культуры, а также направить внимание на идею создания собственного бизнес проекта связанного с его интересами: дайвинг клуб или школа по плаванию. Также можно показать Денису, что вариантов применения его интересов огромное количество, дадже если это напрямую не связано с плаванием, а со спортивной деятельность и хорошей физической подготовкой: силовые структуры в том числе.
Кейс 2.
Алёна учится в 7 классе, ей предстоит выбрать направление подготовки профильного класса, где она будет учится с 8 по 11 класс. О профессии и будущем она пока не задумывается, увлечена рисованием, в том числе работой в графических редакторах, пробовала создавать фрагменты мультфильмов, но не считает это возможной будущей профессией. Пришла на консультацию, чтобы выбрать один из классов: естественно-научный, гуманитарный или физико-математический.
Задача диагностики: выявить склонности и интересы, чтобы помочь определиться с дальнейшим направлением профильного класса.
Рекомендуемые методики: «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной)
Обоснование: данная методика как раз направлена для определения профиля обучения и помогает подсветить интерес к одному или нескольким видам деятельности.
Задание 2.
Ситуация: Татьяна Р., ученица 11 класса. Профессию не выбрала. Имеется некоторый интерес к искусству (любит рисовать), дома шьёт, но портной быть категорически отказывается. Учится на 4 и 5, считая, что непременно должна получить высшее образование. Родители хотят, чтобы дочь поступила в МАИ (авиационный институт).
Сама Татьяна убеждена, что «не пропадёт», «без работы не останется», «где-нибудь пристроится, даже, если никуда не поступит». Пробовала себя на временной работе летом промоутером, работала в Макдоналдсе. Под нажимом родителей, «на всякий случай» ходит на подготовительные курсы в МАИ. За консультацией обратились Татьяна и ее мама. Мама обеспокоена неопределенным выбором дочери и ее нежеланием учиться в выбранном ее вузе. Татьяна хочет понять свои склонности и задумывается о необходимости самостоятельного выбора профессии. В данном случае речь идет о двух запросах, которые не совпадают: запросе родителя и запросе ребенка.
-
Сформулируйте по исходным данным запрос родителя и запрос ребенка.
Запрос ребенка: с точки зрения профориентации выглядит как запрос на профессиональное самоопределение, а с точки зрения психологии на поддержку и понимание со стороны значимого человека.
Запрос родителя: показать ребёнку важность получения выбранного мамой для дочери вуза, склонить к поступлению именно туда.
-
Выберите тактику включения родителя в консультацию. Родитель будет в роли заказчика, наблюдателя или второго клиента на отдельной консультации? Свой ответ обоснуйте.
В данной ситуации видится сери консультаций: отдельно для ребёнка, отдельно для родителя и в идеале совместная консультация «примирения» желаний обеих сторон, с участием психолога в качестве медиатора. Необходимость отдельной консультации с родителем связана с тем, что необходимо прояснить у мамы есть желание отправить дочь в конкретный ВУЗ. Целесообразно провести первую консультацию с родителем, чтобы мама могла видеть картину со всех сторон и не оказывала стороннего давления на дочь, в случае если бы перва консультация была сначала с ребёнком . Третьей есть смысл провести совместную консультацию где стороны смогут услышать друг друга и построить конструктивный диалог с учётом того, что они открыли для себя в рамках индивидуальных консультаций. Вполне возможно что для хорошего результата понадобится по 2 индивидуальных и 2 общих консультации.
3) Письменно спланируйте первую консультацию, заполнив таблицу:
Таблица 1. Содержание работы профориентолога на каждом этапе консультации
Этап | Содержание работы с родителем | Содержание работы с подростком | |
Подготовительный | Выслушиваем запрос, «проблему» с точки зрения мамы, собираем необходимые факт из биографии мамы, когда она делала свой выбор профессии, анализируем и составляем план работы над данный запросом. Оговариваются орг моменты: возможное необходимое количество встреч, место и время, порядок оплаты. | Устанавливаем раппорт, выслушиваем проблему подростка, возможно проводим первые диагностические, не сложные, методики . | |
Формулирование запроса | Родитель формулирует свой запрос, мы задаем вопросы по запросу, которые помогут уточнить запрос, сделать его конструктивным. | Ребенок формулирует запрос, мы задаем вопросы по запросу. Если есть проблемы в формулировке запроса, мы помогаем. Запрос является рациональным, поэтому мы начинаем работу с запросом уже с этого этапа. | |
Выдвижение гипотезы | Затрудняюсь ответить насколько необходимо выдвижение гипотезы о дальнейшем выборе ребёнка на консультации с родителем, поэтому данный этап я бы пропустила. Но хотелось бы услышать ваш комментарий. | Мы выдвигаем профконсультационную гипотезу, с которой в дальнейшем мы будем работать. Также на этом этапе возможна корректировка профконсультационной гипотезы | |
Определение цели консультации | Помочь родителю определить цель консультации, мы объясняем родителю какой может носить процесс консультирования. | Также стараемся определить цель консультации, возможно потребуется пояснить для ребёнка какой характер может носить консультация: информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая. | |
Диагностическая/ развивающая/ формирующая работа | С учётом запроса родителя пояснить как будет проводиться работа с ребёнком, какие методики\тесты будут проведены, пояснить , как данные методики смогут помочь Татьяне в самоопределении . | Начинается «настоящая» практическая часть, где мы применяем заранее подобранные, в соответствии с гипотезой, психодиагностические и проекционные методики. Обязательно активное слушание, наблюдение за подростком и его высказыванием о себе. Предлодить ознакомиться с Атласом профессий, обсудить заинтересовавшие и с помощью анализа методик и совместного обсуждения применимых инструментов помочь Татьяне составить представление о потенциально интересных для неё профессий и направлений. | |
Подведение итогов | Здесь мы консультируем родителя о результатах проведенных методик, какие рекомендации и выводы были сделаны на основании работы с Татьяной, как это поможет профессиональному самоопределению ребенка. Запрашиваем обратную связь от родителя, по необходимости поднимаем вопрос о дальнейшей консультации. Проводим рефлексию результатов работы. | Доводим до ребенка результаты использованных диагностических методик, выслушиваем её мнение, обратную связь, отвечаем на вопросы. Предоставляем рекомендации и результаты тестов\опросников. Сверяемся с изначально поставленной целью на консультацию, уточняем есть ли необходимость в дополнительном консультировании. | |
Протоколирование | Составляем протокол проведенной консультации. Окончательный протокол может включать следующие сведения:
|
4) Подготовьте и запишите основные вопросы, которые задает профконсультант в процессе работы клиентам,
Таблица 2. Вопросы для обсуждения с клиентами
| Этап | Основные вопросы профконсультанта при работе с родителем | Основные вопросы профконсультанта при работе с подростком | |
Подготовительный этап | 1. Что Вас привело ко мне? 2. Почему Вы бы хотели, чтобы дочь училась в ВУЗе, который выбрали Вы? 3. Какой для вас будет наилучший результат после нашей консультации? А для вашей дочери? 4. Какие ещё вопросы Вы бы хотели мне задать на этом этапе? | 1. Что привело тебя ко мне? 2.Чье было решение обратиться за помощью к мне твоё или мамы? 3. Что ты хочешь получить в конце нашей консультации? | ||
Формулирование запроса | 1. Какой результат Вы хотели бы получить в итоге? 2. Как Вы поймете, что консультация прошла успешно? 3. Может ли Ваш ребенок самостоятельно определится с выбором профессии? Или это зависит только от Вас? 4. По каким критериям Вы так считаете? 5. Чего бы Вы хотели для своей дочери? 6. Сможете ли Вы поддерживать дочь, если она выберет не то место учебы, которое запланировали для неё Вы? 7. А теперь, учитывая вышесказанное, что бы Вы все таки хотели получить от консультации? | 1. Что для тебя важнее всего в выборе профессии прямо сейчас? 2. Какой для Вас был бы результат идеальной консультации, чтобы Вы сказали: "да, это консультация прошла классно"? | ||
Выдвижение гипотезы | 1. Кто Вы по специальности? 2. Вы сами выбирали себе специальность или находились под влиянием родителей и друзей? 3. Почему для Вас важно высшее образование? 4. Вы имеете Высшее образование? 5. Довольны ли Вы результатом выбора своей специальности? Что бы Вы изменили? Почему? 6. Как Вы считаете, специальность человек должен выбирать, самостоятельно учитывая свои склонности или всё под влиянием других? 7. Есть ли минусы в том, что специальность и ВУЗ выбирают за человек? Какие? Почему нет? | 1. Есть вещи, которые тебе нравится делать больше всего и у тебя это здорово получается? 2. Если представить, что у тебя есть шанс получить профессию, в которой ты 100% будешь успешна, какую бы ты выбрала? 3. Какие профессии и учебные заведения ты уже рассматривала сама? 4. Как ты относишься к высшему образованию, для тебя оно важно? 5. Есть ли такие профессии и люди в этих профессия которыми ты восхищаешься? | ||
Определение цели консультации | 1. Понятна ли Вам цель нашей консультации? 2. У Вас есть вопросы, касающиеся цели консультации? 3. Понятен ли Вам выбор направления консультации? | 1. Скажи цель нашей консультации своими словами? 2. Возникают ли у Вас вопросы, касающиеся цели консультации? 3. В чём именно тебе поможет наша консультация? | ||
Диагностическая/ развивающая/ формирующая работа | 1. Понятна ли Вам суть работы? 2. Возникают ли у Вас по ходу работы какие-либо вопросы? 3. Вы согласны с применением подобранных мной методик? | 1. Понятно чем мы будем заниматься? 2. Необходимо ли сделать перерыв? 3. Есть какие-то вопросы по ходу работы? 4. Тебе понятно как выполнять эти методики? | ||
Подведение итогов | 1. Нам удалось достигнуть цели консультации? 2. Какую работу ещё необходимо будет провести, по вашему мнению? 3. Какие положительные моменты из консультации Вы могли бы выделить? 4. С чем во время консультации возникли самые большие трудности? 5. Есть ли вопросы по рекомендациям? 6. Есть ли вопросы по результатам методик? 7. Какие выводы Вы сделали для себя, благодаря данной консультации? | 1. Как тебе кажется, нам получилось достигнуть цели консультации? 2. О чём бы ещё тебе хотелось поговорить? 3. Какие положительные моменты из консультации ты можешь выделить? 4. С чем во время консультации возникли самые большие трудности? 5. Есть ли вопросы по рекомендациям? 6. Есть ли вопросы по результатам методик? 7.Какие выводы Вы сделали для себя, благодаря данной консультации? | ||
Протоколирование | Все ли требования к протоколу соблюдены? |
5) Сделайте выводы по работе с данным кейсом. Ответьте на вопросы: сколько консультаций может понадобиться дополнительно для решения запроса клиента/клиентов?
На первый взгляд, я бы говорила о 3 консультациях, чтобы быть уверенным в правильности выдвигаемых гипотез. Если понадобится, и это станет понятно в ходе работы, то возможно добавить ещё 1-2 консультации с ребёнком для проведения дополнительных профориентационных имитационных игр и лучшегоо понимания выбранной профессии. Может понадобится консультация направленная на установление профессионально важных качеств для той или иной выбранной профессией и построение плана соотнесения идеального образа Я с реальным.