Файл: Буквенные выражения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лутфуллина Юлия Фаритовна

МБОУ Асекеевская СОШ Лутфуллина Юлия Фаритовна
Технологическая карта урока


Предмет, класс

Математика, 2 класс

Тема

«Буквенные выражения»

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Информационно-методическое обеспечение (образовательные ресурсы)

УМК «Школа России», Учебник Математика 2 класс 2 часть (Моро М.И. , Волкова С.И., Степанова С.В.)

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola, https://infourok.ru

Цель

познакомить с понятием «буквенное выражение»

Задачи

- учить читать буквенные выражения, находить их значения;

- совершенствовать вычислительные навыки; продолжать работу над задачами изученных видов;

- развивать   математическую речь, оперативную память, логическое мышление;

- формировать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.

Формы и методы обучения

Метод: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: фронтальная, групповая

Основные понятия и термины

Что называется буквенным выражением, что значит найти значение буквенного выражения.

Оборудование

 учебник, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, сигнальные ладошки, карточки для кластера, индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, «конверт дружбы».

Планируемые результаты обучения

Метапредметные УУД

Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятиям.

Коммуникативные:участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные:ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Личностные УУД:оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.




Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

2-3 мин.

Добрый день, ребята. Сегодня у нас очень ответственный урок.

Посмотрите, как ярко светит нам солнце! Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.

Положите руку на сердце и повторяйте за мной:

Я есть Человек,

Всё зависит от меня,

Всё в моих руках.

Это и будет нашим девизом на уроке «Всё в наших руках»

У вас на столах лежат цветные ладошки. Возьмите их в руки и поприветствуйте друг друга. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. А теперь пожмите друг другу руки. Сядем за парты правильно и красиво.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

(Дети открывают тетради, проверяют правильность посадки, записывают число, классная работа)

Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД: самонастрой, установка на целенаправленную деятельность.

Эмоциональный настрой

1 мин

Ребята, какие были ладошки у ваших одноклассников, когда вы здоровались? 
(Тёплые.)
Что вы представляете, когда слышите слово «тёплые»?

Я надеюсь, что наш урок будет таким же тёплым и ярким, как ваши ладошки. А девизом нашего урока будут слова «Всё в наших руках»

У вас на столах лежат цветные ладошки. Это «Ладошки желаний». Напишите, пожалуйста на них, что вы ждете от сегодняшнего урока, или о чем переживаете.

Оценка своего эмоционального состояния учащимися



Регулятивные УУД: самонастрой, установка на целенаправленную деятельность.

Этап актуализации и пробного учебного действия.

5-7 мин.

- Мы приступаем к математической разминке, а начнём мы с сегодняшнего числа. Что вы можете сказать о числе 31?

-В виде суммы каких слагаемых можно представить число 31?

Три ученика работают у доски по индивидуальным карточкам

Индивидуальная работа

-Найди значения выражений.

47+10 7+8+30

23+30 9+6+40

-Найди значения выражений.

68-30 80-22

100-3 36+20

-Укажи порядок действий, найди значения выражений.

30-(7+5) 15-(31-30)

(16+4)-22 18-(10-1)

Найдите значения выражений:

46 + 3 =

46 – 6 =

46 + 30 =

46 – 30 =

28 + 30 =

73 + 20 =

96 – 40 =

87 – 20 =

87 – 2 =

  • Рассмотрите ряды чисел, выявите закономерности и продолжите каждый ряд в соответствии с подмеченной вами закономерностью.

100, 90, 80, 70, 60,…, …, …, …, …  .

12, 23, 34, 45, …, …, …, …  .

(В первом ряду каждое последующее число уменьшается на 10, значит ряд продолжат числа: 50, 40, 30, 20, 10.

Во втором ряду каждое последующее число увеличивается на 11, значит, ряд продолжат числа: 56, 67, 78, 89.)

Решите задачу:

У мамы было 50 р. и 10 р. Она купила овощей на 30 р. Сколько денег осталось у мамы? Реши задачу разными способами.
Проверяем индивидуальную работу учеников.

(Проверка. Первый ряд проверяет первое задание, второй- второе, третий – третье задание. Если правильный ответ – хлопают, неправильный - топают)


- число 31 двузначное, состоит из цифр 3 и 1

- в нём 3 дес. и 1 ед.

(дети дают возможные варианты)
Трое учащихся индивидуально работают у доски

1)50-30=20(р.)

2)20+10=30(р.)
1)50+10=60(р.)

2)60-30=30(р.)
(50+10)-30=30(р.)
Учащиеся класса проверяют правильность выполненной работы

Познавательные УУД: умение структурировать знания

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.
Предметные УУД: 

закрепить вычислительные навыки.
Познавательные УУД: 

овладение логическими операциями анализа и сопоставления.


Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.
Предметные УУД: 

закрепить вычислительные навыки.
Познавательные УУД: 

овладение логическими операциями анализа и сопоставления.



Физминутка для глаз

1 мин

Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).

Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).

Учащиеся выполняют упражнения




Этап выявления

места и причины затруднения.

1-2 мин.

На доске записаны выражения с пропусками:

– Разбейте на группы эти выражения.

36 - = 16 16 - 9= +13

15 + 5 = 9+ 22 + = 30

3 - 8+  = 11 90 - 80 =
-Что это за выражения?

- Какие из них лишние? Почему?

- Можем ли мы решить данные выражени 3 – ,

+ 13, 9+ ?

– Какой вопрос у вас возникает?

– Какие у вас есть предложения?
– Какие числа можно вставить?

– Мы точно знаем, какое число следует вставить?
– Кто из вас знает, как в математике обозначается неизвестное число?
– Какими буквами?

- Математики решили заменить «окошки» латинскими буквами. Познакомимся с некоторыми буквами латинского алфавита.

- Латинский алфавит произошел от одного из вариантов западного греческого алфавита и стал самостоятельным в VII веке до нашей эры. В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Он изучается на уроках математики, физики, химии.

 – Запишите это выражение с латинской буквой а.

3 – а

Прочитаем полученное выражение. Чтение.

– Как можно назвать выражение, в котором вместо числа пишем букву? (Буквенное выражение) 
– Почему? (При записи вместо цифры используем букву).
– Какова же тема нашего урока? (Буквенные выражения)

(Открываю тему на доске)

-Мы будем учиться читать, записывать и находить значения буквенных выражений.

-Давайте проверим, совпадает наш вывод с выводом в учебнике? (читаем вывод на стр. 76)

Вывешиваю алфавит.  Находим сходство в написании букв латинского, русского, английского алфавитов.

Читаем буквы. В записи буквенных выражений используются строчные буквы латинского алфавита.

-Научимся писать некоторые буквы латинского алфавита.

(учитель пишет с объяснением на доске, а дети в тетради.)

a, b, c, d, k, l, x. y.

Выражение 8+d читают так : 8 плюс дэ

Выражение с-5 читают так :цэ минус .

- Попробуйте составить алгоритм решения буквенных выражений.

- Теперь сравните его с тем, который предлагаю я. (слайд)

1. Прочитать.

2. Записать.

3. Подставить значение буквы в выражение.

4. Вычислить.

Давайте попробуем решить некоторые выражения.

В учебнике на с.77

к+7 и к-7, если к=10, к=7

Посмотрите, как правильно оформлять запись и при нахождении значений буквенных выражений.

к+7

при к=10 10+7=17

к-7

при к=7 7-7=0


Числовое выражение



Выражение с «окошечком»



Буквенное выражение

Какие числа можно вставить в пусто окошко
(0, 1, 2, 3).

Нет

( Плакат на доске.)

а – «а»

b – «бэ»

c – «сэ»

d – «дэ»

k – «ка»

l –«эль»

x –«икс»

y –«игрек»
(дети предлагают свой алгоритм, а потом сравнивают с учительским и делают выводы)

Познавательные УУД: структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

Регулятивные УУД: самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия; рефлексия чужой и своей деятельности.

Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение планировать.

Познавательные УУД: умение анализировать, планировать, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание

Физминутка

- Выйдите из-за парт, и глядя на экран, выполните под музыку те упражнения, которые будут показаны на карточках.

Body Code

Учащиеся выполняют разминку из ментальной арифметики Body Code




Первичное закрепление

  1. Работа с учебником с.71 под чертой (?)

Найдите значения выражений:

а+13 при а=10,

b -8 при b = 30.

Воспользуйтесь эталоном (образцом) как решить

1. Прочитать.

2. Записать.

3. Подставить значение буквы в выражение.

4. Вычислить.






Познавательные УУД: умение анализировать, планировать, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание

Включение в систему знаний и повторений

Работа в группах (метод «Ульи»)

- На трёх столах стоят сигнальные ладошки. Вам нужно по цвету своих ладошек подойти к соответствующему столу. Каждая группа получает задание. Вам нужно на своих листах вычислить возраст членов семьи, используя знания, полученные на уроке.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд)


1гр. а – возраст отца

а - 2 - возраст матери

а – 2, при а= 30, а = 45
2 гр. b – возраст бабушки

b +4 – возраст дедушки

b + 4, при b = 75, b = 63

3 гр. с – возраст сестры

с +6 – возраст брата

с + 6, при с = 11, с = 20

В каждой группе должен быть ответственный, хранитель времени, секретарь и докладчик. На работу даётся одна минута (на трёх столах песочные часы)

При завершении - группа сигнализирует. Затем все вместе проверяем.

Обучающиеся анализируют задание

Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение планировать.

Познавательные УУД: умение анализировать, планировать, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге, правильно строить своё высказывание

Рефлексия учебной деятельности

Ребята, вспомните, какую цель мы ставили с вами в начале урока

- Достигли мы этой цели?

-Давайте составим кластер по изученной теме.

- С чем работали сегодня на уроке?

-Какие бывают выражения?

- Что такое буквенное выражение?


Буквенное выражение
- Как вычислить его значение?



Выражение, содержащее и числа и буквы


Вычислить

Подставить значение буквы в выражение.


Узнать, что такое буквенное выражение и научиться вычислять

его значение

-С выражениями.

- Буквенные.

- Выражение, содержащее и числа и буквы.
Подставить значение буквы в выражение.

- Вычислить

Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение планировать.

Познавательные УУД: умение анализировать, планировать, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Работа с кубиком Блума. (Вопросы на гранях кубика)

-Опиши свои ощущения от сегодняшнего урока.

- Сравни числовые и буквенные выражения.

- Объясни, как решаются буквенные выражения.

- Поделись, чем тебе запомнится сегодняшний урок.

- Придумай своё буквенное выражение.

- Предложи, где и как мы можем использовать знания , полученные на уроке.

Оценки за урок _______________

Д/З у вас на столах у каждого лежат карточки с ладошами, с одной и двумя. На них записано домашнее задание. Выберите одну из карточек, и выполните. Кто пожелает, может выполнить обе карточки.

*Заполни таблицу:

а

6

7

8

9

10

а - 5
















а + 10

















** Запиши сумму и разность чисел а и 8 и найди их значения при а = 12, а = 20, а = 32, а =48.
-А теперь возьмите свои цветные ладошки и посмотрите на то, что вы писали.

-Подтвердились ли ваши переживания, ожидания?

-Пусть ваши переживания и ожидания останутся в ваших тёплых ладошках. Ведь все в ваших руках, и вы сами в силах всё изменить!

- Если вы с сегодняшнего урока уходите с хорошим настроением, я предлагаю сложить свои цветные ладошки в «конверт дружбы», где находится мой эл. адрес для дальнейшего с вами общения.

- Спасибо за урок!

Ответы обучающихся

Ответы обучающихся


Коммуникативные УУД: умение сформулировать проблему, сотрудничество в поиске информации, способов решения учебной задачи, умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение планировать.
Познавательные УУД: умение анализировать, планировать, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Познавательные УУД: умение анализировать, планировать, воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи.