Файл: Урок по теме Погода и климат является седьмым в теме Атмосфера воздушная оболочка планеты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План-конспект урока «Погода и климат», 6 класс, география по учебнику Алексеева А.И. и др., Полярная звезда
Место в системе уроков: Урок по теме «Погода и климат» является седьмым в теме «Атмосфера - воздушная оболочка планеты».
Цель урока:
- сформировать представления о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение;
- сформировать понятие «климат»;
- дать представление о климатообразующих факторах;
Задачи урока по достижению результатов:
Личностных - формировать нравственные ценности и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры, а также умения воспринимать окружающую среду как фактор воздействия на личность человека.
Метапредметных – формировать умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладевать элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметных: создать условия для развития творческой деятельности школьника и формирования устойчивого интереса к предмету путём привлечения к предмету других областей знаний с опорой на личный практический опыт каждого ученика. Научиться выявлять закономерности влияния компонентов природы на климат Земли, устанавливать причинно-следственные связи. Определять цели обучения в зоне ближайшего развития.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать новый материал.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Ведущие понятия урока: погода, климат, климатообразующие факторы.
Оборудование и дидактический материал: учебник, настенные карты, диск-приложение к учебнику, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись песни «У природы нет плохой погоды».
Тип урока: изучение новой темы.
Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная работа, работа в парах.
Ведущее системное средство: методы ценностного обмена содержанием учебного материала, диалоговое общение, методы эмоционально личностного стимулирования (поэзия, видеофрагмент), приёмы: кластер, синквейн, игра «Верю-не верю», работа в группах, рефлексия учебной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку.
Всем добрый день!
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок!
Сегодня мы продолжим наше путешествие по теме «Атмосфера», но сначала мы выясним готовы ли вы к путешествию.
2. Актуализация знаний.
2а. Учащимся предлагается рассмотреть картинки с изображением явлений природы, назвать эти явления (давление, облачность, влажность, облачность). Ответить на вопросы:
-
Что такое облака? Как образуются облака? Какие типы облаков вам известны? -
Что такое атмосферные осадки? Какие виды осадков вы знаете? -
От чего зависит количество осадков? Где больше и меньше всего осадков на Земле?
2б. Соедините буквы и составьте слова. Запишите и дайте определение.
а | т | с | ф | д | а | в | в | л | а | ж | н |
в | м | о | е | р | а | л | е | н | и | е | о |
е | т | е | р | о | с | а | д | к | и | ть | с |
2в. Несколько человек работает за ноутбуком, выполняя индивидуальные задания (тест по теме «Влага в атмосфере (2)», диск-приложение к учебнику).
3. Целеполагание.
Учитель обращает внимание на картинки с явлениями в атмосфере.
- Ребята, как вы думаете, что объединяет такие понятия как ветер, давление, облачность, осадки?
Предполагаемый ответ: — это составные части погоды.
- Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока?
Предполагаемый ответ: Мы будем изучать погоду
- Сегодня на уроке мы поговорим о Погоде и Климате. (учитель называет тему. Ученики записывают её в свои «Копилки знаний» (рабочие тетради).
-Изучению каких вопросов будет посвящен наш урок?
Вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока: Что такое погода? От чего зависит погода? Что такое климат? Факторы, влияющие на климат?
4. Объяснение нового материала.
Погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно подносит сюрпризы, в том числе и неприятные: то засуха, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной.
Песня о погоде из к/ф «Служебный роман»
А что значит – погода?
Работа с учебником: Пользуясь учебником, стр. 146, найдите определение «погода».
Ученики выписывают определение в тетрадь.
-
Погода - состояние тропосферы в данном месте в данное время.
- Из каких элементов состоит погода?
Ученики составляют кластер «Погода»
Погода
влажность температура воздуха
ветер атмосферное давление
облака осадки
14
ВМ
АВМ УВМ ТВМ ЭВМ
-Т0 ВР + t0 НР +Т0 ВР +Т
0 НР
- Итак, мы с вами выяснили, почему изменяется погода. А как вы думаете, зачем человеку нужны сведения об изменении погоды? (ответы учеников)
- Кто из вас знает, как ведутся наблюдения за погодой? (ученики работают по учебнику, стр.146, находят ответ на поставленный вопрос)
Наблюдение за погодой
Гидрометцентр
Прогноз погоды Синоптические карты
- Погоду также можно предсказывать по поведению животных и растений. Вам было дано задание - найти как животные и растения предсказывают погоду. (сообщения учащихся 2 чел.). Например: ласточки, одуванчики, воробьи, пчелы и т. д.
Одуванчик. Перед ненастьем цветки его закрываются, будто прячутся от дождя. Легкие белые парашутики одуванчика разлетаются даже от слабого ветра в сухую погоду. Перед дождем же ветер никак не может сорвать словно приклеены семена. А все потому, что, чувствуя изменение погоды, растение складывает свой пушистый шарик как зонтик.
Предсказатели погоды среди животных. Давно известна способность пчел предчувствовать изменение погоды. Когда приближается гроза, они отовсюду слетаются к пасеке.
Блестящий «прогнозист» - лягушка. Она тонко реагирует на самые малые изменения в атмосфере. Люди издавна заметили: озерные лягушки взлезают на берег — к дождю.
В народе существует точная примета: ласточки летают высоко — к хорошей погоде, низко — к дождю.
Погода каждый день разная, но мы можем дать общую характеристику погоде зимой, весной, осенью и летом.
Прочитайте стихотворения русских писателей о погоде, определите о каком времени года идёт речь.
Природа весной в стихах Спиридона Дмитриевича Дрожжина:
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.
Природа летом в стихах Фёдора Ивановича Тютчева:
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с желтеющих полей
Веет запахом медовым.
Природа осенью в стихах Александра Сергеевича Пушкина:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Природа зимой в стихах Николая Алексеевича Некрасова:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
-Проанализируйте данные дневника наблюдения.
Вывод: погода повторяется из года в год.
- Наблюдая за погодой, люди заметили, что в ее изменениях в течение года существует определенный порядок, или режим. В результате у нас складывается режим погоды, или климат.
-С помощью учебника дайте определение «Климат» (стр.148)
Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.
- От какого слова произошло слово «климат»? (стр.147) «климат» (греч.)- «наклон».
- А сейчас давайте подумаем: От чего зависит климат?
Определим, климатообразующие факторы, влияющие на климат той или иной местности.
(Работа с учебником стр. 148)
Климатообразующие факторы:
-
Географическая широта -
Близость морей и океанов -
Направление господствующих ветров -
Рельеф, высота местности над уровнем моря -
Морские течения -
Подстилающая поверхность
-В разных уголках земного шара климат различен. А что вы знаете о климате нашей местности?
Сообщение учащегося о климате Самарской области
5. Первичное закрепление знаний:
1) Беседа
- Ребята сегодня на уроке, с какими новыми понятиями мы познакомились? (погода и климат)
- В чём заключается разница между климатом и погодой? (Погода очень переменчива, а климат – не изменчив, отличается постоянным характером погоды).