Файл: Реферат по дисциплине История государства и права России.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 279
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чтобы исправить ошибку, из-за которой это сильное государство попало под гнет Золотой Орды. Уже несколько десятилетий князья не выплачивали дань хану, которого перестали считать великим. Объединившись, князьям, наконец, удалось вернуть Руси былое могущество, освободившись от татаро-монгольского ига.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Татаро – монголы не ставили перед собой задачи включения Руси в свою империю. Речь шла только о подчинении и получении дани, а потому сам характер внутренних отношений на Руси оставался в значительной степени нетронутым завоевателями. Но в то же время русские князья, которые должны были получать ярлыки на княжения, были также ограничены в своих административных полномочиях в политическом смысле. Во время завоевания Руси Золотой Ордой к князьям приходит осознание, что без объединения невозможно победить столь сильного противника. И частые набеги на Русь способствовали созданию единого государства. Как сказал Карамзин в «Истории Государства Российского»: «Москва обязана своим величием ханам!».6 Но стоит подчеркнуть, что влияние завоевателей расценивается как заметное, но не определяющее развитие в объединение Руси. В общем целом Золотая Орда, по моему мнению, сыграла положительную роль на политическую сферу Руси, под ее гнетом произошло объединение мелких разоренных раздробленных княжеств в единое централизованное сильное Московское государство, во главе с великим князем.
II. Влияние на экономическую сферу в русском государстве.
Золотая Орда значительно повлияла на экономическую сферу Руси. Этот вопрос имеет свои спорные моменты. Давайте рассмотрим отрицательное влияние и определимся, были ли положительные аспекты. Вспомним тяжелейшие столетия ига. Русь находится в экономическом упадке. Многочисленные войска татаро – монгол разоряют города и села. Жители княжеств выплачивают огромную дань, находясь на грани голодания. Золотая Орда нанесла тяжелый удар ремесленному производству, так как разрушения городов сопровождалось массовыми уводами ремесленников в Монголию и Золотую Орду. Вместе с ремесленным населением русского города утрачивали многовековой производственный опыт. Надолго исчезают сложные ремесла, их возрождение началось лишь спустя 15 лет. Навсегда исчезло древнее мастерство эмали. Беднее стал внешний вид русских городов. Качество строительства также сильно понизилось. Татаро – монгольское иго значительно повлияло на разорение русского крестьянства, производящую силу страны. Завоевание привело к материальным потерям в виде ордынского «выхода» и других поборов. На Руси наступил экономический упадок. Но вскоре, когда русские войска начинают отбивать атаки врагов, особенно после Куликовской битвы, постепенно восстанавливаются ремесла, торговля и сельское хозяйство. Многие ремесленники отправлялись к хану Золотой Орды для личных нужд, а также на строительство и украшение его столицы — Сарая. Ремесленники разного рода — купцы, оружейники и т.д. — поступали также в распоряжение членов дома Джучи, а также высших военачальников монгольских армий в Южной Руси. Все более значительную роль в жизни Руси начинает играть торговля. Она оказалась той животворной артерией, по которой потекла свежая кровь возрождающейся русской экономики. Значительно ослабли торговые обмены с Прибалтикой и странами Центральной Европы, полностью утратились связи с Византией и Закавказьем. Постоянные торговые гости – армяне и грузины – исчезли с русских рынков. С Венгрией вели торговлю лишь города Южной Руси. Но крестьяне и ремесленники начали вывозить продукты своего труда на местные рынки и в другие города. На север они везли хлеб и соль, на юг – рыбу и пушнину. Купцы –
суконники пробивались в западные страны, откуда доставляли сукна. Наладилась торговля с богатыми крымскими городами. Купечество и ремесленники объединялись. Они использовали общие склады, организовывал совместный сбыт товаров, ссужали нуждавшихся деньгами, за счет общих средств помогали в случае стихийных бедствий или нападения грабителей на торговые караваны. С пришествием татаро – монгольских войск на Русь, в русском обиходе закрепляется слово «тамга» - от тюркского знак, клеймо тавро, прославлявшееся на имуществе принадлежавшему роду. Выдача ханских ярлыков с печатью – тамгой, подтверждающих привилегии феодалов и духовенства, сопровождалась сбором, сбор стал называться русской тамгой, а вскоре тамгой стала называться пошлина, взимавшаяся при торговле на рынках и ярмарках. В торговых грамотах указывалось: «Со всякого товара взыскивалось ¾ копейки торговой пошлины. От слова «тамга» был образован глагол «тамжить» - взыскивать тамгу – пошлину. Место на рынке, ярмарке, где тамжили товар и взыскивали тамгу, стало называться таможней. Служилый человек, в прошлом называвшийся мытником или пятенщиком, стал называться таможником или таможенником. А место, где взыскивали тамгу – таможней. Поэтому появление первой таможни происходит благодаря именное Золотой Орде.
В целом, татаро-монгольское нашествие нанесло тяжелый удар на экономику Руси, значительно задержав ее развитие, разрушив множество городов, уведя в плен сотни талантливых ремесленников, но с другой стороны, не смотря на выплату дани и разрушенное государство, в Руси усиленно развиваются внутренние торгово-экономические связи между городами страны. Появляются новые ремесла, возрождается сельское хозяйство, формируются первые таможенные платежи. Конечно, Русь будет еще долго восстанавливаться после татаро – монгольского нашествия и никогда не забудет тягостное время под гнетом Золотой Орды. Но все же Русь, угнетенная, подавленная всякими бедствиями, уцелела и восстала в новом величии.
III. Влияние на социальную сферу в русском государстве.
Золотая Орда значительно повлияла и на социальную сферу Руси. Многие люди уходили воевать и не возвращались, поэтому заметно уменьшилось численность, как и мужского, так и женского населения. Женщинам, во время отсутствия своих мужей в походах, приходилось выполнять посильный мужской труд: пахать землю, сеять, собирать урожай, чтобы хоть как – то прокормить свою семью на оставшееся после набегов и сбора дани. Многих забирали рабами в Золотую Орду, этим людям приходилось еще хуже, чем тем, кого оставили для уплаты последующей дани на родной земле. В условиях ига исчезло представление о необходимости баланса прав и обязанностей. Обязанности по отношению к татаро-монголам использовались независимо от того, давало ли это какие-нибудь права. Это коренным образом расходилось с сословной моралью Запада, где
обязанности были следствием определенных прав, предоставленных человеку. В России ценность власти стала выше, чем ценность права. Историк Б.Д. Греков по этому поводу говорил: «Нашествие татар впервые познакомило русские княжения с властью, с которой нельзя входить в соглашение, которой надо подчиняться безусловно». Власть подчиняла себе понятия права, собственности, чести, достоинства. В то же время происходит ограничение прав женщин, характерное для восточного патриархального общества. Если на Западе процветал средневековый культ женщин, рыцарский обычай поклоняться Прекрасной Даме, то на Руси девушек запирали в высокие терема, оберегали от общения с мужчинами, замужние женщины должны были определенным образом одеваться (обязательно носить платок), были ограничены в имущественных правах, в быту. И Золотая Орда имеет к этому определенное отношение. В конце периода зависимости от татаро – монгольского ига вотчинники и монастыри призывали к себе крестьян, помогали устроиться на новом месте, предоставляли льготы, но одновременно крестьяне попадали от них в зависимость, из которой потом было трудно вырваться. Льготы и помощь кончались, а обязательство отработать, необходимость заплатить оборки натурой (частью урожая, живностью, продуктами или деньгами) оставались. То же и ремесленники. Они оказывались в руках ростовщиков, должны были платить оброк господам, на чьих землях стояли их дворы. А ведь были еще государственные, т.е. общекняжеские налоги, пошлины, сборы, ко всему прочему и ордынская дань. Князья все в больших масштабах предоставляли земли боярам – вотчинникам, а так же своим дворовым слугам и воинам в поместье: помещали их на своих землях, населенных крестьянами, и требовали за это от них нести службу, в первую очередь военную. Такая система зависимости людей друг от друга на основе права владения землей усиливала экономическое положение края, укрепляло княжескую власть, военную мощь русских земель и одновременно порождала социальные противоречия. На нижней ступени общественной лестницы стояли, как и прежде, холопы. Их можно было продать, купить, завещать, отдать в приданное или передать по наследству. Холопы работали и в домах господ в качестве слуги, и в селах, на пашне, на других работах. В отличие от крестьян у них не было своего хозяйства. Положение этой категории русских людей во время татаро-монгольского нашествия было наиболее тяжелым.
Анализируя вышесказанное, следует отметить, что Золотая Орда имела лишь незначительное влияние на социальную жизнь русских людей. Несомненно, погибло многое количество людей, но коренным образом структура социальных отношений не менялась в период татаро – монгольского нашествия. Огромную роль в победе над Золотой Ордой сыграл человеческий фактор. Если бы тысячи и тысячи несравненных русских людей не ценили свободу Отечества выше жизни, если бы не было героического самопожертвования нескольких поколений русского народа, полной отдачи своих сил и умений со стороны русских князей и длительной тяжелой борьбы за свободу, не было бы и самой свободы, и социальная жизнь страны так бы и оставалась под гнетом и влиянием Золотой Орды.
IV. Влияние на духовную сферу в русском государстве.
Монголо-татарское нашествие нанесло огромный ущерб и по духовной сфере Руси. Были разграблены и опустошены многие храмы, убиты священнослужители и их семьи. «В Киеве погибли главные его святыни: Софийский и Десятинный храмы. Краса Русской земли, стольный город великого князя и митрополита был культурно разрушен».7 Но общее бедствие обрушилось не с одинаковой тяжестью над той и другой половиной Руси. Северо-восточная Русь была опустошена менее, когда страшная бурю пронеслась, она снова поправилась, благодаря умной деятельности своих князей. Русская историческая жизнь отступила в область Волги, завязала для себя новый центр, вместо южного Киева, в Москве и стала развиваться здесь уже в новом направлении. Сюда же и передвинулось и сосредоточение церковной жизни – русская митрополия. Главным поприщем церковно – исторической жизни сделалась Великороссия, что не могло не иметь сильного влияния на ход церковной истории, как вследствие новых особенностей государственной истории на новом месте, так и вследствие особенностей самого великорусского народонаселения. Затрагивая влияние духовной сферы, стоить сказать об отношение к христианству монголов. При завоевании Руси монголы были язычниками, они признавали единого Бога, но поклонялись и многим другим Богам. В Орде едва ли даже была одна какая-нибудь господствующая религия – по всей вероятности, там господствовала смесь всяких верований средней Азии. Отсюда объясняется религиозный индифферентизм монголов. В своей Ясе (книге запретов) Чингисхан велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были. В Орде свободно отправлялись всякие богослужения, и ханы сами участвовали при совершении и христианских, и других обрядов, уважали и духовенство всех вер.
Разорение русских святынь, жестокости против христиан во время нашествия на Русь нимало не противоречили этой веротерпимости, проистекая из обычной азиатской манеры вести войну. Ханы выдавали ярлыки духовенству, освобождающие от уплаты пошлин и дани.
Нашествие нанесло сильный разрушительный удар по культуре русских княжеств. Но появление таких духовных наставников, как Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский, осветляло души людей среди мрака тяжелой и жестокой тогдашней жизни, давало надежду на светлое будущее и пробуждало в них высокие чувства достоинства, духовной свободы и патриотизма. Русская церковь оказала большую помощь в освобождении Руси от Золотой Орды. Но все же завоевание привело к длительному упадку русского летописания, которое достигло своего рассвета к началу Батыева нашествия. И только к концу освобождения от зависимости Золотой Орды на Руси возобновляется угасшее летописание, начинают снова переводиться на русский язык греческие и болгарские православные сочинения, пишутся иконы. Мощная русская культурная традиция начинает новую жизнь.
Русские князья переняли у ханов роскошь в одежде и убранстве дома. Многие специалисты говорят о восточных чертах русского искусства после XV века в многоцветной узорчатой керамике, в богатой орнаментом резьбе по кости, в элементах архитектуры, в майолике. Хотя есть и противоположная точка зрения. «Специалист по прикладному искусству Т.В. Николаева доказала, что русские произведения первой половины XIV века (даже сделанные для великих князей) — кресты-мощевики и др. — исполнены на невысоком художественном и техническом уровне».8 Иго тут сыграло свою роль — были нарушены традиции домонгольского художественного ремесла Древней Руси. Но ни в формах этих изделий, ни в их декоративной системе невозможно заметить какого-либо восточного, тем более золотоордынского заимствования. Лишь в середине XIV века появляются изделия и памятники, в которых есть ордынские сюжеты, но их число ничтожно мало, и все они не выбиваются из общей канвы восточных узоров и орнаментальных мотивов.
Подводя итог, татаро-монгольское нашествие очень сильно тормозило культурное развитие русского государства в XIII-XV веках, но по большому счету, духовная сфера развивалась на Руси отдельно от Золотой Орды, которая имела влияние лишь на малочисленные аспекты духовной жизни русских людей.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Татаро – монголы не ставили перед собой задачи включения Руси в свою империю. Речь шла только о подчинении и получении дани, а потому сам характер внутренних отношений на Руси оставался в значительной степени нетронутым завоевателями. Но в то же время русские князья, которые должны были получать ярлыки на княжения, были также ограничены в своих административных полномочиях в политическом смысле. Во время завоевания Руси Золотой Ордой к князьям приходит осознание, что без объединения невозможно победить столь сильного противника. И частые набеги на Русь способствовали созданию единого государства. Как сказал Карамзин в «Истории Государства Российского»: «Москва обязана своим величием ханам!».6 Но стоит подчеркнуть, что влияние завоевателей расценивается как заметное, но не определяющее развитие в объединение Руси. В общем целом Золотая Орда, по моему мнению, сыграла положительную роль на политическую сферу Руси, под ее гнетом произошло объединение мелких разоренных раздробленных княжеств в единое централизованное сильное Московское государство, во главе с великим князем.
II. Влияние на экономическую сферу в русском государстве.
Золотая Орда значительно повлияла на экономическую сферу Руси. Этот вопрос имеет свои спорные моменты. Давайте рассмотрим отрицательное влияние и определимся, были ли положительные аспекты. Вспомним тяжелейшие столетия ига. Русь находится в экономическом упадке. Многочисленные войска татаро – монгол разоряют города и села. Жители княжеств выплачивают огромную дань, находясь на грани голодания. Золотая Орда нанесла тяжелый удар ремесленному производству, так как разрушения городов сопровождалось массовыми уводами ремесленников в Монголию и Золотую Орду. Вместе с ремесленным населением русского города утрачивали многовековой производственный опыт. Надолго исчезают сложные ремесла, их возрождение началось лишь спустя 15 лет. Навсегда исчезло древнее мастерство эмали. Беднее стал внешний вид русских городов. Качество строительства также сильно понизилось. Татаро – монгольское иго значительно повлияло на разорение русского крестьянства, производящую силу страны. Завоевание привело к материальным потерям в виде ордынского «выхода» и других поборов. На Руси наступил экономический упадок. Но вскоре, когда русские войска начинают отбивать атаки врагов, особенно после Куликовской битвы, постепенно восстанавливаются ремесла, торговля и сельское хозяйство. Многие ремесленники отправлялись к хану Золотой Орды для личных нужд, а также на строительство и украшение его столицы — Сарая. Ремесленники разного рода — купцы, оружейники и т.д. — поступали также в распоряжение членов дома Джучи, а также высших военачальников монгольских армий в Южной Руси. Все более значительную роль в жизни Руси начинает играть торговля. Она оказалась той животворной артерией, по которой потекла свежая кровь возрождающейся русской экономики. Значительно ослабли торговые обмены с Прибалтикой и странами Центральной Европы, полностью утратились связи с Византией и Закавказьем. Постоянные торговые гости – армяне и грузины – исчезли с русских рынков. С Венгрией вели торговлю лишь города Южной Руси. Но крестьяне и ремесленники начали вывозить продукты своего труда на местные рынки и в другие города. На север они везли хлеб и соль, на юг – рыбу и пушнину. Купцы –
суконники пробивались в западные страны, откуда доставляли сукна. Наладилась торговля с богатыми крымскими городами. Купечество и ремесленники объединялись. Они использовали общие склады, организовывал совместный сбыт товаров, ссужали нуждавшихся деньгами, за счет общих средств помогали в случае стихийных бедствий или нападения грабителей на торговые караваны. С пришествием татаро – монгольских войск на Русь, в русском обиходе закрепляется слово «тамга» - от тюркского знак, клеймо тавро, прославлявшееся на имуществе принадлежавшему роду. Выдача ханских ярлыков с печатью – тамгой, подтверждающих привилегии феодалов и духовенства, сопровождалась сбором, сбор стал называться русской тамгой, а вскоре тамгой стала называться пошлина, взимавшаяся при торговле на рынках и ярмарках. В торговых грамотах указывалось: «Со всякого товара взыскивалось ¾ копейки торговой пошлины. От слова «тамга» был образован глагол «тамжить» - взыскивать тамгу – пошлину. Место на рынке, ярмарке, где тамжили товар и взыскивали тамгу, стало называться таможней. Служилый человек, в прошлом называвшийся мытником или пятенщиком, стал называться таможником или таможенником. А место, где взыскивали тамгу – таможней. Поэтому появление первой таможни происходит благодаря именное Золотой Орде.
В целом, татаро-монгольское нашествие нанесло тяжелый удар на экономику Руси, значительно задержав ее развитие, разрушив множество городов, уведя в плен сотни талантливых ремесленников, но с другой стороны, не смотря на выплату дани и разрушенное государство, в Руси усиленно развиваются внутренние торгово-экономические связи между городами страны. Появляются новые ремесла, возрождается сельское хозяйство, формируются первые таможенные платежи. Конечно, Русь будет еще долго восстанавливаться после татаро – монгольского нашествия и никогда не забудет тягостное время под гнетом Золотой Орды. Но все же Русь, угнетенная, подавленная всякими бедствиями, уцелела и восстала в новом величии.
III. Влияние на социальную сферу в русском государстве.
Золотая Орда значительно повлияла и на социальную сферу Руси. Многие люди уходили воевать и не возвращались, поэтому заметно уменьшилось численность, как и мужского, так и женского населения. Женщинам, во время отсутствия своих мужей в походах, приходилось выполнять посильный мужской труд: пахать землю, сеять, собирать урожай, чтобы хоть как – то прокормить свою семью на оставшееся после набегов и сбора дани. Многих забирали рабами в Золотую Орду, этим людям приходилось еще хуже, чем тем, кого оставили для уплаты последующей дани на родной земле. В условиях ига исчезло представление о необходимости баланса прав и обязанностей. Обязанности по отношению к татаро-монголам использовались независимо от того, давало ли это какие-нибудь права. Это коренным образом расходилось с сословной моралью Запада, где
обязанности были следствием определенных прав, предоставленных человеку. В России ценность власти стала выше, чем ценность права. Историк Б.Д. Греков по этому поводу говорил: «Нашествие татар впервые познакомило русские княжения с властью, с которой нельзя входить в соглашение, которой надо подчиняться безусловно». Власть подчиняла себе понятия права, собственности, чести, достоинства. В то же время происходит ограничение прав женщин, характерное для восточного патриархального общества. Если на Западе процветал средневековый культ женщин, рыцарский обычай поклоняться Прекрасной Даме, то на Руси девушек запирали в высокие терема, оберегали от общения с мужчинами, замужние женщины должны были определенным образом одеваться (обязательно носить платок), были ограничены в имущественных правах, в быту. И Золотая Орда имеет к этому определенное отношение. В конце периода зависимости от татаро – монгольского ига вотчинники и монастыри призывали к себе крестьян, помогали устроиться на новом месте, предоставляли льготы, но одновременно крестьяне попадали от них в зависимость, из которой потом было трудно вырваться. Льготы и помощь кончались, а обязательство отработать, необходимость заплатить оборки натурой (частью урожая, живностью, продуктами или деньгами) оставались. То же и ремесленники. Они оказывались в руках ростовщиков, должны были платить оброк господам, на чьих землях стояли их дворы. А ведь были еще государственные, т.е. общекняжеские налоги, пошлины, сборы, ко всему прочему и ордынская дань. Князья все в больших масштабах предоставляли земли боярам – вотчинникам, а так же своим дворовым слугам и воинам в поместье: помещали их на своих землях, населенных крестьянами, и требовали за это от них нести службу, в первую очередь военную. Такая система зависимости людей друг от друга на основе права владения землей усиливала экономическое положение края, укрепляло княжескую власть, военную мощь русских земель и одновременно порождала социальные противоречия. На нижней ступени общественной лестницы стояли, как и прежде, холопы. Их можно было продать, купить, завещать, отдать в приданное или передать по наследству. Холопы работали и в домах господ в качестве слуги, и в селах, на пашне, на других работах. В отличие от крестьян у них не было своего хозяйства. Положение этой категории русских людей во время татаро-монгольского нашествия было наиболее тяжелым.
Анализируя вышесказанное, следует отметить, что Золотая Орда имела лишь незначительное влияние на социальную жизнь русских людей. Несомненно, погибло многое количество людей, но коренным образом структура социальных отношений не менялась в период татаро – монгольского нашествия. Огромную роль в победе над Золотой Ордой сыграл человеческий фактор. Если бы тысячи и тысячи несравненных русских людей не ценили свободу Отечества выше жизни, если бы не было героического самопожертвования нескольких поколений русского народа, полной отдачи своих сил и умений со стороны русских князей и длительной тяжелой борьбы за свободу, не было бы и самой свободы, и социальная жизнь страны так бы и оставалась под гнетом и влиянием Золотой Орды.
IV. Влияние на духовную сферу в русском государстве.
Монголо-татарское нашествие нанесло огромный ущерб и по духовной сфере Руси. Были разграблены и опустошены многие храмы, убиты священнослужители и их семьи. «В Киеве погибли главные его святыни: Софийский и Десятинный храмы. Краса Русской земли, стольный город великого князя и митрополита был культурно разрушен».7 Но общее бедствие обрушилось не с одинаковой тяжестью над той и другой половиной Руси. Северо-восточная Русь была опустошена менее, когда страшная бурю пронеслась, она снова поправилась, благодаря умной деятельности своих князей. Русская историческая жизнь отступила в область Волги, завязала для себя новый центр, вместо южного Киева, в Москве и стала развиваться здесь уже в новом направлении. Сюда же и передвинулось и сосредоточение церковной жизни – русская митрополия. Главным поприщем церковно – исторической жизни сделалась Великороссия, что не могло не иметь сильного влияния на ход церковной истории, как вследствие новых особенностей государственной истории на новом месте, так и вследствие особенностей самого великорусского народонаселения. Затрагивая влияние духовной сферы, стоить сказать об отношение к христианству монголов. При завоевании Руси монголы были язычниками, они признавали единого Бога, но поклонялись и многим другим Богам. В Орде едва ли даже была одна какая-нибудь господствующая религия – по всей вероятности, там господствовала смесь всяких верований средней Азии. Отсюда объясняется религиозный индифферентизм монголов. В своей Ясе (книге запретов) Чингисхан велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они ни были. В Орде свободно отправлялись всякие богослужения, и ханы сами участвовали при совершении и христианских, и других обрядов, уважали и духовенство всех вер.
Разорение русских святынь, жестокости против христиан во время нашествия на Русь нимало не противоречили этой веротерпимости, проистекая из обычной азиатской манеры вести войну. Ханы выдавали ярлыки духовенству, освобождающие от уплаты пошлин и дани.
Нашествие нанесло сильный разрушительный удар по культуре русских княжеств. Но появление таких духовных наставников, как Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский, осветляло души людей среди мрака тяжелой и жестокой тогдашней жизни, давало надежду на светлое будущее и пробуждало в них высокие чувства достоинства, духовной свободы и патриотизма. Русская церковь оказала большую помощь в освобождении Руси от Золотой Орды. Но все же завоевание привело к длительному упадку русского летописания, которое достигло своего рассвета к началу Батыева нашествия. И только к концу освобождения от зависимости Золотой Орды на Руси возобновляется угасшее летописание, начинают снова переводиться на русский язык греческие и болгарские православные сочинения, пишутся иконы. Мощная русская культурная традиция начинает новую жизнь.
Русские князья переняли у ханов роскошь в одежде и убранстве дома. Многие специалисты говорят о восточных чертах русского искусства после XV века в многоцветной узорчатой керамике, в богатой орнаментом резьбе по кости, в элементах архитектуры, в майолике. Хотя есть и противоположная точка зрения. «Специалист по прикладному искусству Т.В. Николаева доказала, что русские произведения первой половины XIV века (даже сделанные для великих князей) — кресты-мощевики и др. — исполнены на невысоком художественном и техническом уровне».8 Иго тут сыграло свою роль — были нарушены традиции домонгольского художественного ремесла Древней Руси. Но ни в формах этих изделий, ни в их декоративной системе невозможно заметить какого-либо восточного, тем более золотоордынского заимствования. Лишь в середине XIV века появляются изделия и памятники, в которых есть ордынские сюжеты, но их число ничтожно мало, и все они не выбиваются из общей канвы восточных узоров и орнаментальных мотивов.
Подводя итог, татаро-монгольское нашествие очень сильно тормозило культурное развитие русского государства в XIII-XV веках, но по большому счету, духовная сфера развивалась на Руси отдельно от Золотой Орды, которая имела влияние лишь на малочисленные аспекты духовной жизни русских людей.