Файл: Применение беспилотных авиационных систем (бас) для спасения людей на акваториях продолжает оставаться актуальной, поскольку жизнь человека связана с акваториями, а, значит, будут актуальны его поиск и спасение. И таких примеров на сегодняшний день немало.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение……………………………………………………………………….2

Применение беспилотных авиационных систем (БАС)

для спасения людей на акваториях…………………………..……………..3

1.Решаемые задачи с помощью БАС на акваториях……………………..3

2.Требования к целевым (полезным) нагрузкам

беспилотной авиации (БЛА)…………………………………………………5

3.Особенности применения БАС при проведении аварийно-спасательных и поисково - спасательных работ на акваториях…………………………11

4. Способы поиска людей на акваториях с помощью

беспилотной авиации……………………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………….22

Список использованной литературы……………………………………..26

Введение
Тема «Применение беспилотных авиационных систем (БАС) для спасения людей на акваториях» продолжает оставаться актуальной, поскольку жизнь человека связана с акваториями, а, значит, будут актуальны его поиск и спасение. И таких примеров на сегодняшний день немало.

Сейчас в России в распоряжении МЧС свыше 1000 беспилотных летательных аппаратов, которые помогают во время чрезвычайных ситуаций: поиску рыбаков, контролю за паводками, ледовыми торосами и т.д.

За безопасностью отдыхающих на пляжах «следят» дроны - спасатели. Беспилотник может «предупредить» о возможном риске, а при необходимости сбросит утопающему спасательный жилет и т.д.

В настоящее время ГОСТ Р 56122-2014 «Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования» предусматривает для беспилотников практически все, что предусмотрено для большой авиации, а именно:

  • правила полетов;

  • предупреждение столкновений;

  • обслуживание воздушного движения (ОВД) - управление воздушным движением;

  • связь с органом ОВД;

  • метеорологическое обеспечение;

  • перевозка грузов;

  • безопасная перевозка опасных грузов по воздуху;

  • поиск и спасание;

  • расследование авиационных происшествий (произошедших с беспилотником);

  • сертификация и летная годность дистанционно пилотируемого воздушного судна;

  • национальные и регистрационные знаки, с целью идентифицировать беспилотное воздушное судно (БВС);

  • радионавигационные средства и бортовое навигационное оборудование и т.д.


В соответствии с данным стандартом РФ полеты беспилотников стали придерживаться даже требований международной организации гражданской авиации.

Учитывая вышеизложенное, БАС необходимо использовать на акваториях для решения самых различных задач, связанных с помощью людям.

Не случайно глава МЧС подчеркивал, что использование беспилотников, «это важнейший стратегический вопрос развития системы МЧС России. При этом все беспилотники должны быть задействованы в работе, а не использоваться только на учениях и тренировках».

Актуальность развития беспилотных авиационных систем (БАС) обусловлена:

  • необходимостью повышения эффективности мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, безопасности людей на водных объектах;

  • необходимостью повышения возможностей сил по решению задач в чрезвычайных ситуациях;

  • возрастающей ролью беспилотных воздушных судов при выполнении совместно с пилотируемой авиацией ряда задач по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации последствий ЧС.



Применение беспилотных авиационных систем (БАС)

для спасения людей на акваториях

1.Решаемые задачи с помощью БАС на акваториях

Основные задачи, которые могут быть решены на акваториях с помощью использования БАС:

  • задачи разведывательные;

  • специальные задачи;

  • транспортные задачи.

Задачи разведывательные:

  • ведение воздушной разведки с целью доведения в масштабе времени близком к реальному до органов управления и спасательных формирований необходимой информации;

  • воздушный поиск объектов заинтересованности и наблюдение за ними, воздушное патрулирование заданных акваторий, контроль надводной обстановки, а также выполнение задач воздушной разведки с целью осуществления поисковых мероприятий по вскрытию очагов ЧС на водах;

  • разведка погоды над акваториями;

  • ледовая разведка;

  • оценка результатов применения авиационно-спасательных технологий в процессе ликвидации ЧС на водах;

  • аэрофотосъемка заданных районов с последующей топографической привязкой фотоснимков, а также видеофотодокументирование объектов контроля для получения обзорных и детальных изображений.


Специальные задачи:

  • поиск терпящих бедствие экипажей и пассажиров воздушных судов (гражданской авиации, морской авиации, гидросамолетов и др.);

  • поиск терпящих бедствие экипажей и пассажиров морских и речных судов;

  • поиск терпящих бедствие рыбаков на льдинах и др.;

  • сопровождение и наведение мобильных поисковых групп для выполнения поисково-спасательных работ на акваториях;

  • определение точных координат границ района ЧС на акваториях (наводнения, разлив нефти на водной поверхности и т.д.);

  • обеспечение связи и ретрансляция при выполнении поиска;

  • контроль зон ЧС на акваториях;

  • оповещение населения о ЧС (наводнения и др.);

  • мониторинг паводковой обстановки;

  • экологический мониторинг на водах;

  • проведение замеров радиационной обстановки;

  • мониторинг состояния площадных объектов.

Транспортные задачи:

  • доставка малогабаритных грузов в назначенные районы;

  • доставка медикаментов и небольшого медицинского оборудования.

В настоящее время разрабатываются БАС для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов.
2. Требования к целевым (полезным) нагрузкам беспилотной авиации (БЛА)

Классификацией БАС является следующая:

По глубине применения:

  • малой дальности – с радиусом действия до 250 км;

  • ближнего действия – с радиусом действия до 100 км.

По взлетной массе БВС:

  • легкий класс - до 200 кг;

  • малый класс - до 30 кг;

  • мини класса - до 1 кг.

По аэродинамической схеме компоновки БВС:

  • самолетного типа;

  • вертолетного типа;

  • комбинированного типа.

Анализ применения беспилотных авиационных систем в МЧС России показывает, что для успешного выполнения задач мониторинга и воздушной разведки на оснащении подразделений необходимо иметь беспилотные воздушные суда различных типов.

Анализ применения показал, что БВС самолетного типа целесообразно применять для:

  • оценки масштабов ЧС;

  • обследования больших районов;

  • поиска требуемого объекта, оценки его общего состояния, получения информации, необходимой для прогнозирования дальнейшего развития ЧС.

Применение БВС вертолетного типа наиболее целесообразно для:

  • детальной разведки района ЧС, объекта (группы объектов), оценки их состояния;

  • осмотра отдельных элементов объектов;

  • определения маршрутов движения аварийно-спасательных сил и координации их действий с передачей информации в реальном масштабе времени на пункты управления.


На основании анализа применения беспилотной авиации и, исходя из задач подразделений МЧС России, наиболее востребованными являются – БАС ближнего действия (до 100 км) малого класса (до 30 кг) самолетного и вертолетного типов.

Оснащение БАС подразделений МЧС России

В настоящее время парк беспилотных авиационных систем МЧС России насчитывает в своем составе 1085 единиц БВС, из них самолетного 38 и 1047 вертолетного (мультироторного) типов ближнего действия (малого класса), более десяти модификаций различных (отечественных и зарубежных) производителей:

  • БВС самолетного типа представлены летательными аппаратами: Zala 421-04M, Zala 421-08М (фото 1) , Zala 421-16ЕМ, Superсam 250, Орлан 10.



Фото 1. БВС самолетного типа Zala 421-08М

Фото 2. БВС вертолетного типа Zala 421-22


  • БВС вертолетного (мультироторного) типа представлены летательными аппаратами: НЕ-60, Zala 421-21, Zala 421-22 (фото 2), Гранад BA-1000, Superсam Х6, Х8, DJI Phantom 2 и 3.

Фото 3


На фото 3 изображено БВС самолетного типа Zala 421-08М, где показан отсек, где располагается целевая нагрузка.

Примечание. На данном БВС в качестве аэродинамических органов управления БВС используются элевоны – это гибрид элеронов (рулей крена) и руля высоты.

Парашютный отсек служит для укладки в него парашюта, который служит для сведения к минимуму рисков получения разрушений в результате бесконтрольного падения БВС. Парашют занимает на борту немного места, размеры и вес парашюта незначительны, поэтому вес парашютной системы (парашют, стропы парашюта) не влияет на вес целевой нагрузки.

Группа компаний Zala Aero уже приступила к модернизации целевой нагрузки для беспилотника Zala 421-08 «Стрекоза» и «планирует усовершенствовать целевую нагрузку беспилотного летательного аппарата ZALA 421-08, входящего в комплекс воздушной разведки, наблюдения и мониторинга», - сообщил заместитель гендиректора компании Никита Захаров.

Интересно, что по его словам, было принято решение, что конструктивно модифицировать беспилотник нецелесообразно, и был сделан упор на модификацию его полезной нагрузки.
«Стабилизация изображения, передаваемого беспилотником
, является одним из основных факторов для оценки работы аппарата. Конструкторы компании предложили стабилизацию видеоизображения обеспечить электромагнитным подвесом вместо сервоприводов», - дополнил Н.Захаров.

БПЛА Zala 421-08 - переносной, малогабаритный комплекс, масса которого, включая в себя два самолета, компактную станцию управления, два запасных комплекта элементов питания для летательных аппаратов, и контейнер-рюкзак для перевозки составляет всего 8 кг.

При этом:

  • взлетная (стартовая) масса БПЛА составляет порядка 2,5 кг;

  • масса целевой нагрузки 300 г;

  • максимальная скорость БПЛА - 190 км/ч;

  • ограниченная программой скорость - до 130 км/ч (для обеспечения заявленного времени полета);

  • продолжительность полета до 1,5 часов;

  • радиус действия по радиоканалу 15 км;

  • БПЛА оснащен электродвигателем;

  • навигация - GPS/ГЛОНАСС.


Данные БВС ZALA 421-04М (фото 4):

Фото 4



  • радиус действия видео/радиоканала - 15 км / 25 км;

  • продолжительность полета  - 1,5 ч;

  • максимальная высота полета  - 3600 м;

  • взлет - эластичная катапульта:

  • посадка -  парашют;

  • скорость - 65-100 км/ч;

  • максимальная взлетная масса  - 5,5 кг;

  • масса целевой нагрузки до - 1 кг;

  • навигация с коррекцией - GPS/ГЛОНАСС, радиодальномер:

  • дополнительная нагрузка - встроенный фотоаппарат.

Целевой (полезной) нагрузкой беспилотной авиации (БЛА) может быть:

  • видеокамера;

  • камера с тепловизором;

  • фотоаппарат;

  • спасательный круг;

  • спасательный жилет;

  • спасательный плот (капсула);

  • медикаменты и медицинское оборудование и т.д.

При этом видео и фотоаппаратура может работать в радиусе:



Требования к целевой (полезной) нагрузке должны быть такими:

  • целевая (полезная) нагрузка не должна превышать целевую нагрузку, указанную в инструкции по эксплуатации БВС;

  • целевая (полезная) нагрузка не должна влиять на взлетный вес БВС;

  • целевая (полезная) нагрузка не должна влиять на безопасность полета БВС

  • малые габариты и небольшая масса.

Если не будут соблюдаться вышеперечисленные требования, то будет нарушена безопасность полета БВС.