Файл: Применение беспилотных авиационных систем (бас) для спасения людей на акваториях продолжает оставаться актуальной, поскольку жизнь человека связана с акваториями, а, значит, будут актуальны его поиск и спасение. И таких примеров на сегодняшний день немало.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….2
Применение беспилотных авиационных систем (БАС)
для спасения людей на акваториях…………………………..……………..3
1.Решаемые задачи с помощью БАС на акваториях……………………..3
2.Требования к целевым (полезным) нагрузкам
беспилотной авиации (БЛА)…………………………………………………5
3.Особенности применения БАС при проведении аварийно-спасательных и поисково - спасательных работ на акваториях…………………………11
4. Способы поиска людей на акваториях с помощью
беспилотной авиации……………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………..26
Введение
Тема «Применение беспилотных авиационных систем (БАС) для спасения людей на акваториях» продолжает оставаться актуальной, поскольку жизнь человека связана с акваториями, а, значит, будут актуальны его поиск и спасение. И таких примеров на сегодняшний день немало.
Сейчас в России в распоряжении МЧС свыше 1000 беспилотных летательных аппаратов, которые помогают во время чрезвычайных ситуаций: поиску рыбаков, контролю за паводками, ледовыми торосами и т.д.
За безопасностью отдыхающих на пляжах «следят» дроны - спасатели. Беспилотник может «предупредить» о возможном риске, а при необходимости сбросит утопающему спасательный жилет и т.д.
В настоящее время ГОСТ Р 56122-2014 «Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования» предусматривает для беспилотников практически все, что предусмотрено для большой авиации, а именно:
-
правила полетов; -
предупреждение столкновений; -
обслуживание воздушного движения (ОВД) - управление воздушным движением; -
связь с органом ОВД; -
метеорологическое обеспечение; -
перевозка грузов; -
безопасная перевозка опасных грузов по воздуху; -
поиск и спасание; -
расследование авиационных происшествий (произошедших с беспилотником); -
сертификация и летная годность дистанционно пилотируемого воздушного судна; -
национальные и регистрационные знаки, с целью идентифицировать беспилотное воздушное судно (БВС); -
радионавигационные средства и бортовое навигационное оборудование и т.д.
В соответствии с данным стандартом РФ полеты беспилотников стали придерживаться даже требований международной организации гражданской авиации.
Учитывая вышеизложенное, БАС необходимо использовать на акваториях для решения самых различных задач, связанных с помощью людям.
Не случайно глава МЧС подчеркивал, что использование беспилотников, «это важнейший стратегический вопрос развития системы МЧС России. При этом все беспилотники должны быть задействованы в работе, а не использоваться только на учениях и тренировках».
Актуальность развития беспилотных авиационных систем (БАС) обусловлена:
-
необходимостью повышения эффективности мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, безопасности людей на водных объектах; -
необходимостью повышения возможностей сил по решению задач в чрезвычайных ситуациях; -
возрастающей ролью беспилотных воздушных судов при выполнении совместно с пилотируемой авиацией ряда задач по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
Применение беспилотных авиационных систем (БАС)
для спасения людей на акваториях
1.Решаемые задачи с помощью БАС на акваториях
Основные задачи, которые могут быть решены на акваториях с помощью использования БАС:
-
задачи разведывательные; -
специальные задачи; -
транспортные задачи.
Задачи разведывательные:
-
ведение воздушной разведки с целью доведения в масштабе времени близком к реальному до органов управления и спасательных формирований необходимой информации; -
воздушный поиск объектов заинтересованности и наблюдение за ними, воздушное патрулирование заданных акваторий, контроль надводной обстановки, а также выполнение задач воздушной разведки с целью осуществления поисковых мероприятий по вскрытию очагов ЧС на водах; -
разведка погоды над акваториями; -
ледовая разведка; -
оценка результатов применения авиационно-спасательных технологий в процессе ликвидации ЧС на водах; -
аэрофотосъемка заданных районов с последующей топографической привязкой фотоснимков, а также видеофотодокументирование объектов контроля для получения обзорных и детальных изображений.
Специальные задачи:
-
поиск терпящих бедствие экипажей и пассажиров воздушных судов (гражданской авиации, морской авиации, гидросамолетов и др.); -
поиск терпящих бедствие экипажей и пассажиров морских и речных судов; -
поиск терпящих бедствие рыбаков на льдинах и др.; -
сопровождение и наведение мобильных поисковых групп для выполнения поисково-спасательных работ на акваториях; -
определение точных координат границ района ЧС на акваториях (наводнения, разлив нефти на водной поверхности и т.д.); -
обеспечение связи и ретрансляция при выполнении поиска; -
контроль зон ЧС на акваториях; -
оповещение населения о ЧС (наводнения и др.); -
мониторинг паводковой обстановки; -
экологический мониторинг на водах; -
проведение замеров радиационной обстановки; -
мониторинг состояния площадных объектов.
Транспортные задачи:
-
доставка малогабаритных грузов в назначенные районы; -
доставка медикаментов и небольшого медицинского оборудования.
В настоящее время разрабатываются БАС для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов.
2. Требования к целевым (полезным) нагрузкам беспилотной авиации (БЛА)
Классификацией БАС является следующая:
По глубине применения:
-
малой дальности – с радиусом действия до 250 км; -
ближнего действия – с радиусом действия до 100 км.
По взлетной массе БВС:
-
легкий класс - до 200 кг; -
малый класс - до 30 кг; -
мини класса - до 1 кг.
По аэродинамической схеме компоновки БВС:
-
самолетного типа; -
вертолетного типа; -
комбинированного типа.
Анализ применения беспилотных авиационных систем в МЧС России показывает, что для успешного выполнения задач мониторинга и воздушной разведки на оснащении подразделений необходимо иметь беспилотные воздушные суда различных типов.
Анализ применения показал, что БВС самолетного типа целесообразно применять для:
-
оценки масштабов ЧС; -
обследования больших районов; -
поиска требуемого объекта, оценки его общего состояния, получения информации, необходимой для прогнозирования дальнейшего развития ЧС.
Применение БВС вертолетного типа наиболее целесообразно для:
-
детальной разведки района ЧС, объекта (группы объектов), оценки их состояния; -
осмотра отдельных элементов объектов; -
определения маршрутов движения аварийно-спасательных сил и координации их действий с передачей информации в реальном масштабе времени на пункты управления.
На основании анализа применения беспилотной авиации и, исходя из задач подразделений МЧС России, наиболее востребованными являются – БАС ближнего действия (до 100 км) малого класса (до 30 кг) самолетного и вертолетного типов.
Оснащение БАС подразделений МЧС России
В настоящее время парк беспилотных авиационных систем МЧС России насчитывает в своем составе 1085 единиц БВС, из них самолетного 38 и 1047 вертолетного (мультироторного) типов ближнего действия (малого класса), более десяти модификаций различных (отечественных и зарубежных) производителей:
-
БВС самолетного типа представлены летательными аппаратами: Zala 421-04M, Zala 421-08М (фото 1) , Zala 421-16ЕМ, Superсam 250, Орлан 10.
Фото 1. БВС самолетного типа Zala 421-08М
Фото 2. БВС вертолетного типа Zala 421-22
-
БВС вертолетного (мультироторного) типа представлены летательными аппаратами: НЕ-60, Zala 421-21, Zala 421-22 (фото 2), Гранад BA-1000, Superсam Х6, Х8, DJI Phantom 2 и 3.
Фото 3
На фото 3 изображено БВС самолетного типа Zala 421-08М, где показан отсек, где располагается целевая нагрузка.
Примечание. На данном БВС в качестве аэродинамических органов управления БВС используются элевоны – это гибрид элеронов (рулей крена) и руля высоты.
Парашютный отсек служит для укладки в него парашюта, который служит для сведения к минимуму рисков получения разрушений в результате бесконтрольного падения БВС. Парашют занимает на борту немного места, размеры и вес парашюта незначительны, поэтому вес парашютной системы (парашют, стропы парашюта) не влияет на вес целевой нагрузки.
Группа компаний Zala Aero уже приступила к модернизации целевой нагрузки для беспилотника Zala 421-08 «Стрекоза» и «планирует усовершенствовать целевую нагрузку беспилотного летательного аппарата ZALA 421-08, входящего в комплекс воздушной разведки, наблюдения и мониторинга», - сообщил заместитель гендиректора компании Никита Захаров.
Интересно, что по его словам, было принято решение, что конструктивно модифицировать беспилотник нецелесообразно, и был сделан упор на модификацию его полезной нагрузки.
«Стабилизация изображения, передаваемого беспилотником
, является одним из основных факторов для оценки работы аппарата. Конструкторы компании предложили стабилизацию видеоизображения обеспечить электромагнитным подвесом вместо сервоприводов», - дополнил Н.Захаров.
БПЛА Zala 421-08 - переносной, малогабаритный комплекс, масса которого, включая в себя два самолета, компактную станцию управления, два запасных комплекта элементов питания для летательных аппаратов, и контейнер-рюкзак для перевозки составляет всего 8 кг.
При этом:
-
взлетная (стартовая) масса БПЛА составляет порядка 2,5 кг; -
масса целевой нагрузки 300 г; -
максимальная скорость БПЛА - 190 км/ч; -
ограниченная программой скорость - до 130 км/ч (для обеспечения заявленного времени полета); -
продолжительность полета до 1,5 часов; -
радиус действия по радиоканалу 15 км; -
БПЛА оснащен электродвигателем; -
навигация - GPS/ГЛОНАСС.
Данные БВС ZALA 421-04М (фото 4):
Фото 4
-
радиус действия видео/радиоканала - 15 км / 25 км; -
продолжительность полета - 1,5 ч; -
максимальная высота полета - 3600 м; -
взлет - эластичная катапульта: -
посадка - парашют; -
скорость - 65-100 км/ч; -
максимальная взлетная масса - 5,5 кг; -
масса целевой нагрузки до - 1 кг; -
навигация с коррекцией - GPS/ГЛОНАСС, радиодальномер: -
дополнительная нагрузка - встроенный фотоаппарат.
Целевой (полезной) нагрузкой беспилотной авиации (БЛА) может быть:
-
видеокамера; -
камера с тепловизором; -
фотоаппарат; -
спасательный круг; -
спасательный жилет; -
спасательный плот (капсула); -
медикаменты и медицинское оборудование и т.д.
При этом видео и фотоаппаратура может работать в радиусе:
Требования к целевой (полезной) нагрузке должны быть такими:
-
целевая (полезная) нагрузка не должна превышать целевую нагрузку, указанную в инструкции по эксплуатации БВС; -
целевая (полезная) нагрузка не должна влиять на взлетный вес БВС; -
целевая (полезная) нагрузка не должна влиять на безопасность полета БВС -
малые габариты и небольшая масса.
Если не будут соблюдаться вышеперечисленные требования, то будет нарушена безопасность полета БВС.