Файл: Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе Тема урока Украшение и реальность. Украшение кокошника.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе
Тема урока: Украшение и реальность. Украшение кокошника.
Цель урока: формирование понятия об орнаменте, его видах и использовании при украшении кокошников.
Задачи: формировать навыки владения техникой тонкого мазка кистью,
ознакомить с основными видами орнамента и их применением при украшении элементов одежды,
познакомить с историей происхождения головного убора-кокошника,
воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре,
развивать творческую и познавательную активность учащихся, фантазию.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; -
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства
Оборудование и материалы:
Для учителя: компьютер, проектор, экран, школьная доска, мел, гуашевые краски, кисти, палитра, карандаш, ластик, фотографии кокошника.
Для учеников: альбом, гуашевые краски, карандаш, ластик, кисти № 1- 4, палитра, салфетки, баночки для воды, раздаточный материал (трафареты кокошников).
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Предварительная работа: изготовление трафаретов кокошников по количеству учащихся, подбор костюма для старшеклассницы.
План-конспект урока
Ход урока:
Дети заходят в класс, рассаживаются по своим местам, на партах заранее разложено все необходимое для урока. На классной доске висят фотографии расписных кокошников.
№ | Время | Содержание деятельности | Цель | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | 2 мин. | Орг. момент | Концентрация внимания Демонстрация приготовленного материала | Здравствуйте, маленькие ценители прекрасного! Мы с вами продолжим нашу тему «Украшение», которую мы начали с вами изучать ранее, на предыдущих уроках. Для начала давайте посмотрим, все ли готово у вас к уроку? Правильно ли все разложено на вашем рабочем месте? Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам придет гость, вернее, гостья. Давайте посмотрим кто же это? В класс входит ученица старших классов, одетая в русский народный костюм с красивым расшитым кокошником на голове, здоровается с детьми и встает возле доски. Ребята, взгляните, какая красивая девушка к нам заглянула! А какой у неё прекрасный наряд! А что же у неё за головной убор? Может, кто-то из вас знает, как он называется? Правильно! Это кокошник! Русский народный головной убор. | Проверяют готовность к уроку Предлагают варианты ответов |
2 | 1 мин. | Объявление целей и задач урока | Формирование представления, чем дети будут заниматься на уроке | Вы уже догадались, наверное, что сегодня мы с вами будем учиться также красиво расписывать кокошники. Узнаем, как это лучше сделать, какие узоры лучше использовать при росписи, познакомимся с понятием «орнамент» и его видами. | |
3 | 5 мин. | Объяснение материала Демонстрация слайдов №1- 6 | Ознакомление с новым материалом | Кокошник – это старинный русский головной убор, дугообразной формы. Мы с нашей гостьей хотим показать вам, какие разные могут быть по форме и украшению эти головные уборы. Учитель зачитывает краткий текст по истории создания кокошника, старшеклассница демонстрирует свой кокошник | Слушают учителя, просматривают слайды |
4 | 5 мин. | Первичное закрепление. 1-ая часть практической работы | Усвоение понятия «кокошник», его формы. Закрепление навыка работы по шаблону | Итак, что же такое кокошник? Как он выглядит? Какой формы может быть? Теперь мы попросим нашу гостью присесть на стульчик возле доски, чтобы вы в процессе работы могли смотреть на кокошник и, возможно, вы захотите что-то из узоров ее костюма повторить на своем рисунке. Для начала нам нужно, чтобы кокошник появился на вашем альбомном листочке. Давайте откроем альбом и положим его перед собой горизонтально. А теперь посмотрите на форму кокошника. Она очень сложная и разнообразная. Мы с вами самостоятельно еще не сможем нарисовать ее у себя в альбоме, поэтому я приготовила вам картонные шаблоны, которые вы аккуратно обведете. Учитель раздает детям заранее приготовленные шаблоны кокошников. каждому ребенку достается своя форма кокошника. Теперь давайте приложим шаблон к листочку, возьмём в руки карандаши и аккуратно обведем наш кокошник В это время учитель включает русскую народную песню. | Отвечают на вопросы Дети начинают обводить кокошник. |
5 | 6 мин. | Новый материал. | Ознакомление с новым материалом. Развитие наблюдательности | Как хорошо вы справились с заданием! А теперь отложите шаблоны на край парты, они вам больше не понадобятся. Вот теперь у вас на листочках появился кокошник. Но почему же он не похож на тот, какой мы видим у нашей гостьи? Правильно ребята! Мы не сделали с вами самого главного, мы не украсили наш кокошник. Но прежде чем мы это сделаем, давайте узнаем, с помощью чего же мы его украсим? Учитель начинает показ слайдов №7, 8, 9,10,на которых находиться описание слова ОРНАМЕНТ, показаны виды орнаментов (геометрический, растительный, зооморфный) и их описание. Учитель зачитывает все вслух Орнамент - это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов, предназначен для украшения различных предметов. Существуют несколько видов орнаментов. Самые известные из них: геометрический, растительный и зооморфный. Давайте остановимся на самом сложном по названию. Не пугайтесь, дети, все очень просто. Зооморфным называют тот орнамент, на котором изображены различные фигурки животных, то есть нарисованные в упрощенной форме. Вы много раз слышали слово зоопарк, оно созвучно со словом зооморфный, то есть обозначает животных. Это поможет вам быстро его запомнить. Второй вид орнамента - геометрический. В таком орнаменте всегда присутствуют только геометрические фигуры: треугольник, куб, окружность, ромб и т.д. Третий вид орнамента - растительный, самый распространенный вид. В этом случае изображаются цветы, листья, ягоды, овощи, фрукты, завиточки, только тоже в упрощенной форме. Этим видом орнамента расписано большинство посуды. В таком же виде орнамента будем работать и мы с вами сегодня. | Отвечают, что на кокошнике нет узоров. Слушают учителя, просматривают слайды |
6 | 3 мин. | Закрепление | Усвоение понятия «орнамент», видов орнамента | О каких орнаментов вы теперь знаете? Чем они отличаются друг от друга? | Отвечают на вопросы |
7 | 3 мин. | Физминутка | Снятие общего утомления, коррекция осанки | Проводит гостья (под русскую народную музыку). Встаньте возле своих парт. Давайте представим, что мы в лесу. Нам нужно набрать ягод, листочков, веточек, цветов для растительного орнамента. Где у нас растут ягоды? Низко-низко, возле травки. А ну-ка, давайте наклонимся, посмотрим. А теперь представим, что мы хотим сорвать листочек на дереве, для этого нам необходимо потянутся высоко-высоко вверх. Отлично! Но вот мы на опушке леса с вами, а там столько цветов. Давайте соберем их. Что мы должны сделать: наклониться вниз или потянуться вверх? Молодцы ребята, у нас полная корзина. Присаживайтесь на места! | Выполняют упражнения |
8 | 2 мин. | Повторение | Закрепление изученного ранее материала | Не зря вы сейчас гуляли по лесу. Теперь мы с вами попробуем расписать наш кокошник растительным орнаментом: ягодами и цветами, листочками и завитушками - но только очень тонко и аккуратно. Давайте вспомним, как мы работаем с красками, что делаем в первую очередь. | Рассказывают, как правильно работать с гуашью |
9 | 3 мин. | Объяснение практической части | Дать образец орнамента | А теперь я покажу вам на доске, как же может выглядеть растительный орнамент. Учитель показывает на листке бумаги, прикрепленном на доске, вариант растительного орнамента. Ну вот, дети, приступаем к работе. Будьте аккуратны и используйте только тонкие кисти, не забывайте также, что растительный орнамент имеет натуральные яркие цвета. Вместе с вами будет рисовать и наша гостья (старшеклассница подсаживается к ученикам и работает вместе с ними). | Дети начинают расписывать кокошник. |
10 | 10 мин. | Практическая часть | Применение полученных знаний, развитие фантазии | Учитель включает музыкальную подборку из русских народных песен. Во время работы учащихся ходит между рядов и, если у кого то не получается что-то, предлагает помощь. | Рисуют орнамент на кокошнике |
11 | 3 мин. | Подведение итогов | Просмотр и обсуждение работ | Я вижу, вы все закончили свою работу. Отлично потрудились! У всех у вас получились замечательные кокошники. Покажите свои работы друг другу. У нашей гостьи тоже хорошо получилось. Давайте поблагодарим ее за то, что он пришла к нам сегодня. Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке? Было ли вам интересно? | Рассматривают и обсуждают свои работы |
12 | 3 мин. | Объяснение домашнего задания, демонстрация образцов закладок. | Закрепление полученных знаний и умений | Ребята, я хочу предложить вам на дом интересное задание. Вы сегодня научились использовать орнамент для украшения головного убора. Но с помощью таких рисунков вы можете сделать закладку для книги. Посмотрите, какие есть у меня. Нравятся? Вам будет нужно только взять полоску картона и нарисовать на ней орнамент. А на следующем уроке посмотрим, что у вас получилось. Я благодарю вас за работу и прошу убрать свои рабочие места. До свидания, всего доброго. | Рассматривают образцы закладок, делают запись в дневник. |