Файл: Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе Тема урока Украшение и реальность. Украшение кокошника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе

Тема урока: Украшение и реальность. Украшение кокошника.

Цель урока: формирование понятия об орнаменте, его видах и использовании при украшении кокошников.

Задачи: формировать навыки владения техникой тонкого мазка кистью,

ознакомить с основными видами орнамента и их применением при украшении элементов одежды,

познакомить с историей происхождения головного убора-кокошника,

воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре,

развивать творческую и познавательную активность учащихся, фантазию.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

• понимание образной природы искусства

Оборудование и материалы:


Для учителя: компьютер, проектор, экран, школьная доска, мел, гуашевые краски, кисти, палитра, карандаш, ластик, фотографии кокошника.

Для учеников: альбом, гуашевые краски, карандаш, ластик, кисти № 1- 4, палитра, салфетки, баночки для воды, раздаточный материал (трафареты кокошников).

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Предварительная работа: изготовление трафаретов кокошников по количеству учащихся, подбор костюма для старшеклассницы.

План-конспект урока

Ход урока:

Дети заходят в класс, рассаживаются по своим местам, на партах заранее разложено все необходимое для урока. На классной доске висят фотографии расписных кокошников.



Время

Содержание деятельности

Цель

Действия учителя

Действия учащихся

1

2 мин.

Орг. момент


Концентрация внимания
Демонстрация приготовленного материала

Здравствуйте, маленькие ценители прекрасного!

Мы с вами продолжим нашу тему «Украшение», которую мы начали с вами изучать ранее, на предыдущих уроках. Для начала давайте посмотрим, все ли готово у вас к уроку? Правильно ли все разложено на вашем рабочем месте?

Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам придет гость, вернее, гостья. Давайте посмотрим кто же это?

В класс входит ученица старших классов, одетая в русский народный костюм с красивым расшитым кокошником на голове, здоровается с детьми и встает возле доски.

Ребята, взгляните, какая красивая девушка к нам заглянула! А какой у неё прекрасный наряд! А что же у неё за головной убор? Может, кто-то из вас знает, как он называется?

Правильно! Это кокошник! Русский народный головной убор.

Проверяют готовность к уроку


Предлагают варианты ответов

2

1 мин.

Объявление целей и задач урока

Формирование представления, чем дети будут заниматься на уроке

Вы уже догадались, наверное, что сегодня мы с вами будем учиться также красиво расписывать кокошники. Узнаем, как это лучше сделать, какие узоры лучше использовать при росписи, познакомимся с понятием «орнамент» и его видами.




3

5 мин.

Объяснение материала

Демонстрация слайдов №1- 6

Ознакомление с новым материалом

Кокошник – это старинный русский головной убор, дугообразной формы.

Мы с нашей гостьей хотим показать вам, какие разные могут быть по форме и украшению эти головные уборы.

Учитель зачитывает краткий текст по истории создания кокошника, старшеклассница демонстрирует свой кокошник

Слушают учителя, просматривают слайды

4

5 мин.

Первичное закрепление.

1-ая часть практической работы

Усвоение понятия «кокошник», его формы.

Закрепление навыка работы по шаблону

Итак, что же такое кокошник?

Как он выглядит? Какой формы может быть?

Теперь мы попросим нашу гостью присесть на стульчик возле доски, чтобы вы в процессе работы могли смотреть на кокошник и, возможно, вы захотите что-то из узоров ее костюма повторить на своем рисунке.

Для начала нам нужно, чтобы кокошник появился на вашем альбомном листочке. Давайте откроем альбом и положим его перед собой горизонтально. А теперь посмотрите на форму кокошника. Она очень сложная и разнообразная. Мы с вами самостоятельно еще не сможем нарисовать ее у себя в альбоме, поэтому я приготовила вам картонные шаблоны, которые вы аккуратно обведете.

Учитель раздает детям заранее приготовленные шаблоны кокошников. каждому ребенку достается своя форма кокошника. Теперь давайте приложим шаблон к листочку, возьмём в руки карандаши и аккуратно обведем наш кокошник

В это время учитель включает русскую народную песню.


Отвечают на вопросы


Дети начинают обводить кокошник.

5

6 мин.

Новый материал.

Ознакомление с новым материалом. Развитие наблюдательности

Как хорошо вы справились с заданием! А теперь отложите шаблоны на край парты, они вам больше не понадобятся. Вот теперь у вас на листочках появился кокошник. Но почему же он не похож на тот, какой мы видим у нашей гостьи? Правильно ребята! Мы не сделали с вами самого главного, мы не украсили наш кокошник. Но прежде чем мы это сделаем, давайте узнаем, с помощью чего же мы его украсим?

Учитель начинает показ слайдов №7, 8, 9,10,на которых находиться описание слова ОРНАМЕНТ, показаны виды орнаментов (геометрический, растительный, зооморфный) и их описание. Учитель зачитывает все вслух

Орнамент - это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов, предназначен для украшения различных предметов.

Существуют несколько видов орнаментов. Самые известные из них: геометрический, растительный и зооморфный. Давайте остановимся на самом сложном по названию. Не пугайтесь, дети, все очень просто. Зооморфным называют тот орнамент, на котором изображены различные фигурки животных, то есть нарисованные в упрощенной форме. Вы много раз слышали слово зоопарк, оно созвучно со словом зооморфный, то есть обозначает животных. Это поможет вам быстро его запомнить.

Второй вид орнамента - геометрический. В таком орнаменте всегда присутствуют только геометрические фигуры: треугольник, куб, окружность, ромб и т.д.

Третий вид орнамента - растительный, самый распространенный вид. В этом случае изображаются цветы, листья, ягоды, овощи, фрукты, завиточки, только тоже в упрощенной форме. Этим видом орнамента расписано большинство посуды. В таком же виде орнамента будем работать и мы с вами сегодня.

Отвечают, что на кокошнике нет узоров.

Слушают учителя, просматривают слайды

6

3 мин.

Закрепление

Усвоение понятия «орнамент», видов орнамента

О каких орнаментов вы теперь знаете?

Чем они отличаются друг от друга?

Отвечают на вопросы

7

3 мин.

Физминутка

Снятие общего утомления, коррекция осанки

Проводит гостья (под русскую народную музыку). Встаньте возле своих парт. Давайте представим, что мы в лесу. Нам нужно набрать ягод, листочков, веточек, цветов для растительного орнамента. Где у нас растут ягоды? Низко-низко, возле травки. А ну-ка, давайте наклонимся, посмотрим. А теперь представим, что мы хотим сорвать листочек на дереве, для этого нам необходимо потянутся высоко-высоко вверх. Отлично! Но вот мы на опушке леса с вами, а там столько цветов. Давайте соберем их. Что мы должны сделать: наклониться вниз или потянуться вверх?

Молодцы ребята, у нас полная корзина. Присаживайтесь на места!

Выполняют упражнения

8

2 мин.

Повторение

Закрепление изученного ранее материала

Не зря вы сейчас гуляли по лесу. Теперь мы с вами попробуем расписать наш кокошник растительным орнаментом: ягодами и цветами, листочками и завитушками - но только очень тонко и аккуратно. Давайте вспомним, как мы работаем с красками, что делаем в первую очередь.

Рассказывают, как правильно работать с гуашью

9

3 мин.

Объяснение практической части

Дать образец орнамента

А теперь я покажу вам на доске, как же может выглядеть растительный орнамент.

Учитель показывает на листке бумаги, прикрепленном на доске, вариант растительного орнамента.

Ну вот, дети, приступаем к работе. Будьте аккуратны и используйте

только тонкие кисти, не забывайте также, что растительный орнамент имеет натуральные яркие цвета. Вместе с вами будет рисовать и наша гостья (старшеклассница подсаживается к ученикам и работает вместе с ними).

Дети начинают расписывать кокошник.

10

10 мин.

Практическая часть

Применение полученных знаний, развитие фантазии

Учитель включает музыкальную подборку из русских народных песен. Во время работы учащихся ходит между рядов и, если у кого то не получается что-то, предлагает помощь.

Рисуют орнамент на кокошнике

11

3 мин.

Подведение итогов

Просмотр и обсуждение работ

Я вижу, вы все закончили свою работу. Отлично потрудились! У всех у вас получились замечательные кокошники. Покажите свои работы друг другу. У нашей гостьи тоже хорошо получилось. Давайте поблагодарим ее за то, что он пришла к нам сегодня.

Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Было ли вам интересно?

Рассматривают и обсуждают свои работы

12

3 мин.

Объяснение домашнего задания, демонстрация образцов закладок.

Закрепление полученных знаний и умений

Ребята, я хочу предложить вам на дом интересное задание. Вы сегодня научились использовать орнамент для украшения головного убора. Но с помощью таких рисунков вы можете сделать закладку для книги. Посмотрите, какие есть у меня. Нравятся? Вам будет нужно только взять полоску картона и нарисовать на ней орнамент. А на следующем уроке посмотрим, что у вас получилось.

Я благодарю вас за работу и прошу убрать свои рабочие места. До свидания, всего доброго.

Рассматривают образцы закладок, делают запись в дневник.