Файл: Актуальные проблемы развития человечества Концепции онтогенеза.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понимание своего положения в пространстве и времени тоже прошло несколько этапов: от полной зависимости («раба») -- к относительной независимости -- к «хозяину», затем -- к «жерт-ве» и наконец -- к «равноправному сотруднику». В неолите человек воспринимал пространство и время слитно, как целостную природу, бескрайнюю и бесконечную, от которой зависит его жизнь, которой надо подчиняться, которую нельзя изменить. Человек и время существовали как бы параллельно. Человек знал (и относился к этому как к неизбежности), что пройдет определенное число лун и родится ребенок, мальчик ста-нет мужчиной; изменится пространство: появятся плоды, оскуде-ет лес, начнется половодье, т.д.
В палеолите природные изменения, оседлость и созидательная деятельность человека привели к «разведению» пространства и вре-мени, к ощущению ограниченности пространства и конечности его ресурсов, к чувству некоторой автономии от природы, пони-манию необходимости активного освоения пространства своего бытия, к осознанию возможности взаимодействовать со временем. Действительно, человек убеждался: стоит в нужный момент поса-дить семена -- и через определенное время появится урожай, и т. д.
Постепенно человек и время стали пересекаться. Время и про-странство -- наполняться социальным смыслом. Люди -- накап-ливать предметы материальной и духовной культуры. Не только пространство, но и время разных социальных групп -- различать-ся. Появились претензии на определенные территории как на соб-ственность этноса. Время материализовалось в зданиях, сооружениях, предметах. От настоящего отделилось прошлое и вычленялось будущее, оба они стали ценностью.
В дальнейшем пришло понимание взаимодействия, взаимосвязанности времен, начались попытки измерить время. Но пока гос-подствовал ручной труд, время не было ценностью, не было по-нимания того, что не только человек живет во времени, но и время -- в человеке, что человек может быть его хозяином.
Чем более сложными становились общество и трудовая деятель-ность людей (усложнение производства, разделение труда, повы-шение производительности труда), чем больше понимал человек свои возможности как творческого существа, чем более осознанно осваивал Землю (совершал великие географические открытия, осоз-нанную миграцию, колонизацию неосвоенных земель, ирригацию, вырубку лесов и пр.), чем более независимым становился от при-роды благодаря различным приспособлениям, технологиям, ме-ханизмам, тем более дифференцировалось его восприятие не только времени (как явления исторического, биографического, ситуа-тивного и пр.), но и пространства (освоенного и неосвоенного, материальных и психологических характеристик разных простран-ственных зон и т.д.). И тем более становился он -- реально и в своем сознании -- полновластным хозяином пространства и вре-мени. Человек стремился законсервировать прошлое или подстег-нуть будущее, изменить лик Земли, своих поселений и жилищ.

Научно-техническая революция привела к тому, что время стало одной из высших ценностей человека, а пространство его соци-ального бытия невероятно расширилось. Сегодня человек прово-дит изучение Марса и Венеры, побывал на Луне, почти не оста-лось не тронутых человеком уголков Земли. «Охота к перемене мест» из «добровольного креста, весьма мучительного свойства» (А. С. Пушкин) немногих превратилась в обыденность, всеобщую потребность, для многих -- в необходимость.
Это изменило и самого человека. Он сегодня отличается, с од-ной стороны, динамичностью, коммуникативностью, высокой адаптивностью и информированностью, внутренней свободой, способностью опережать время, с другой -- суетностью, отчуж-денностью от природы, ослаблением «корней», уходом от реаль-ности в транс, наркотические состояния, воображаемый мир. В определенном смысле человек стал жертвой расширения про-странства своего бытия и стремления овладеть временем, изме-рить его до тысячной доли секунды. Сегодня все глубже осознаются следующие идеи:
пространство и время жизни конкретного человека зависят от его возраста, уровня личностного развития, пола, социального слоя, к которому он принадлежит;
при этом всегда обнаруживаются единство реального и во-ображаемого аспектов бытия, а также загадочность во взаимодействии человека со временем. (В восприятии индивида время может сжиматься и растягиваться; время привычной деятельно-сти воспринимается с чрезвычайно высокой точностью; время, заполненное интенсивной деятельностью, кажется в настоящем очень коротким, а в воспоминаниях отражается как очень дли-тельное.);
-- биографическое время любого человека бесконечно тянется из глубины веков в далекое будущее, поэтому высокой ценностью является жизнь и «здесь и сейчас», и в прошлом, и в будущем.
Человек взаимосвязан с пространством и временем своего бы-тия. Эта взаимосвязь сложна и противоречива. Ее результаты ока-зываются благотворны только при условии гармонических взаи-моотношений человека с пространством и временем своего бытия, установления динамического равновесия своего внутреннего мира с пространством жизни человечества, психологическим временем других людей.
5. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происхо-дит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся преж-де всего окружающая человека естественная и социальная сре-да, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.


Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследствен-ностью понимается передача от родителей к детям определен-ных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. По наследству от родителей к детям передаются внешние факторы, отличаю-щие одного человека от другого и некоторые особенности нервной системы.
Чтобы стать человеком, одной биологической наследственно-сти мало. Превра-щение биологического индивида в социального субъекта проис-ходит в процессе социализации человека.
Различают макро-,мезо- и микро- факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы -- экологические, демографичес-кие, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.
К мезофакторам относятся формирование этнических устано-вок; влияние региональных условий, в которых живет и разви-вается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуника-ции и др.
К микрофакторам относят семью, образовательные учрежде-ния, группы сверстников и многое другое, что состав-ляет ближайшее пространство и социальное окружение, в ко-тором находится ребенок.
Заключение:

Рассмотрев тему «Развитие человека как научная проблема» мы пришли к следующим выводам:
1. Развитие любого ребенка включает в себя процессы и повто-ряющие эволюцию человека как вида, и характеризующие инди-видуальную историю именно этого человека, способствующие и социализации, и индивидуализации его. Дети многим отличаются друг от друга:
· органическими возможностями включения во взаимодействие с другими людьми: задатками и способностями отзываться на случайности, на определенные качества социокультурной среды;
· врожденными программами, позволяющими так или иначе ассимилировать среду;
· жизненным опытом, важным для критического и конструк-тивного отношения к окружающему миру;
· набором деятельностей, которые выбирает для себя ребенок;
внешним видом и т. д.
В силу этого результаты развития конкретных детей всегда раз-ные.
2. Онтогенез ребенка зависит как от механизмов, влияющих на развитие всего живого (космические явления, активность Солн-ца, эволюционные закономерности), так и от специфически че-ловеческих видовых особенностей (активности, разумности, ду-ховности, социальности, противоречивости и др.). Он является процессом экстенсивным и интенсивным одновременно.

Для оптимального развития ребенку необходимо иметь воз-можность быть активным как в физическом, так и в духовном плане. Известно значение активных «мускульных» (по К. Д. Ушинскому) движений, спортивных занятий, подвижных игр для со-зревания здорового организма ребенка. Но двигательная актив-ность важна и для развития психических процессов, эмоциональ-ного здоровья, творческих способностей, стремления к свободе, созидательному труду и даже для формирования представлений о пространстве и времени.
Каждый период жизни -- особая целостность и самостоятель-ная ценность -- имеет сильные и слабые стороны. Причем то, что становится слабостью в более старшем возрасте, оказывается необ-ходимым достоинством ребенка. Поэтому каждый возраст должен быть прожит по-своему. Нельзя торопить развитие, «проскакивать» какие-то периоды, оставлять нерешенными задачи любого возра-ста. Например, идеализация мира, взрослых, неистребимый опти-мизм, максимальная широта и вместе с тем поверхностность инте-ресов -- эти возрастные особенности младшего школьника в под-ростковом возрасте неуместны. Их наличие говорит об инфантилизме школьника. Вместе с тем они совершенно необходимы в 7--10 лет для полноценного развития человека в дальнейшем, для формиро-вания прочного «фундамента» его личности. Важнейшей задачей в связи с этим становится своевременность педагогических действий, на что постоянно указывал К.Д. Ушинский.
Развитие ребенка, хоть и разделено на периоды, является целостным процессом. Результатом этого процесса становится из-менение всего человека (его сознания, чувств и воли, его орга-низма и духовной сферы), а не только психики и тем более не только интеллекта, как это часто представляется педагогам, спе-циалистам по детской психологии, родителям.
Эффективное развитие ребенка невозможно без и внереального и идеального взаимодействия со взрослыми, затем -- сверст-никами, без диалога с самим собой. Основная задача взрослого -- научиться сотрудничать с ребенком, вести с ним диалог, ибо пе-дагогика сотрудничества -- это и есть содействие, оптимально поддерживающее механизмы развития растущего человека.
Список литературы:

1. Бим - Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. - М., 1998.
2. Куликов В.П. Педагогическая антропология. - Свердловск, 1993г.Максакова В.И. Педагогическая антропология. - М., 1966.
3. Ушинский К.Д. человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения: В 6т. - М., 1990. - Т.5,6


... читать дальше >>>