Файл: Тип урока урок открытия нового знания Тема урока Способы толкования слова. Цели урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока
Ф.И.О. _____________Кондрашова Лариса Леонидовна____________________________
Класс: __________5_____________________________________________________________
Тип урока:______урок открытия нового знания_____________________________________
Тема урока: Способы толкования слова.___________________________________________
Цели урока:
-
Обучающие: овладение способами толкования лексического значения слова, формирование у учащихся умения пользоваться толковым словарем, перерабатывания информации и предъявления ее в разных формах. -
Развивающие: развитие умения использовать различные способы толкования слова в собственной речевой практике; формирование таких качеств речи, как точность, выразительность; ясность, предупреждение ошибок, связанных с неточным знанием значения слов. -
Воспитательные: воспитание любви и уважения к родному слову, познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Оборудование, ЭОР, Интернет-ресурсы урока: мультимедиапроектор, учебники, рабочие тетради, презентация.
Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Основные понятия: лексическое значение слова, способы толкования, толковый словарь, точность речи.
Методы работы с учащимися: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, методы работы под руководством преподавателя.
Содержание этапов урока | Формируемые УУД | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. | |||||
Приветствует учеников и создает эмоциональный настрой на работу. | Приветствуют учителя и настраиваются на предстоящую работу в классе. | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | |||
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. | |||||
Проводит опрос учащихся по пройденному материалу. Актуализирует опыт учащихся через подводящий диалог, подготавливая к изучению нового материала. | Письменный опрос на листочках по методике «Закончи предложение»: 1) Лексика – это … (словарный состав языка). 2) Лексическое значение слова – это … (смысл слова). 3) Грамматическое значение слова – это… (признаки слова). 4) Раздел языкознания, который изучает словарный состав языка (лексикология). Отвечают на вопросы учителя по Д/З: - Какой способ толкования слов вы использовали, объясняя названия грибов? - Как вы думаете, есть ли другие способы толкования слов? | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Познавательные: обобщение информации, необходимой для получения новых знаний. Регулятивные: выполнять действия в устной и письменной форме. Коммуникативные: понимать содержание вопросов и воспроизводить ответы на вопросы. | |||
Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств. | |||||
Организует изучение нового материала. Поддерживает активность и интерес в работе над новым материалом. | Записывают тему урока в тетрадь (параграф 4, стр. 233). Работа в паре - игра «Пойми меня»: объясните друг другу значение знакомых слов лягушка, знаменитый, захохотать. Ответы на вопросы учителя: «Чьё объяснение понятнее? Как вы узнаете значение слова, которое вам непонятно?» Работа с учебником (изучение теории) под руководством учителя – стр. 233. Ответы на поставленные учителем вопросы:
| Познавательные: извлечение необходимой информации из научного текста. Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку, интерес к различным видам учебной деятельности. Регулятивные: выполнять действия в устной и игровой форме. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, принимать активное участие в работе парами. | |||
Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. | |||||
Организует работу по первичному закреплению знаний. Создает условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач. Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации. | Выполняют задание в тетради. Используют приобретенные знания в практической деятельности. (Проиллюстрируйте каждый из способов толкования материалами из упр. 9, 10, 12). Работа в паре – упр. 13(1). Применяют новые знания в нестандартной ситуации – упр. 13 (2) (эксперимент – прочитайте ваши толкования одноклассникам, не называя толкуемых слов. Проверьте, смогли ли они правильно угадать их). Работа в группе: знакомство с порталом «Грамота.ру»:используя материалы портала, дать толкования слов по заданию учителя. Само- и взаимоконтроль. Решение проблемной ситуации: «Сравните варианты одного и того же предложения. Какое изменение внес автор и почему? «Мальчик навзничь/ничком упал на землю и уткнулся лицом в ладони» Ответы на вопрос учителя с элементами дискуссии: «Что такое точность речи? Что надо делать, чтобы ваша речь была точной?» | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из справочной литературы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Личностные: осознание ответственности за общее дело, интерес к различным видам учебной деятельности. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебной задачей и инструкцией, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. | |||
Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать. | |||||
Организовывает самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия. Организовывает самопроверку по ключу. | Самостоятельно выполняют задание: Распределите данные толкования слов (даются на листочках или через проектор) по рубрикам:
Осуществляют самопроверку (взаимопроверку) по ключу. | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация. Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |||
Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения. | |||||
Задает и комментирует дифференцированное домашнее задание. | Воспринимают информацию, выбирают уровень сложности домашнего задания. Гл. 4, § 4 (изучить); запомнить словарные слова; выполнить упр. 11 (письм.), упр. 14, 15 (устно). Мини-проекты (по выбору): «Презентую словарное слово …»; «В.И. Даль – составитель толкового словаря». | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация. Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности, понимание причин успеха в учебе. Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |||
Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. | |||||
Организует работу по рефлексии и самооценке деятельности учащихся на уроке. | Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты. (На какие вопросы мы смогли получить ответы на сегодняшнем уроке?) Заканчивают предложение, которое спроектировано на экран: Мы узнали о таких способах толкования слов, как… | Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим принципам. Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |