Файл: Тип урока урок открытия нового знания Тема урока Способы толкования слова. Цели урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока


Ф.И.О. _____________Кондрашова Лариса Леонидовна____________________________
Класс: __________5_____________________________________________________________
Тип урока:______урок открытия нового знания_____________________________________

Тема урока: Способы толкования слова.___________________________________________

Цели урока:

  1. Обучающие: овладение способами толкования лексического значения слова, формирование у учащихся умения пользоваться толковым словарем, перерабатывания информации и предъявления ее в разных формах.

  2. Развивающие: развитие умения использовать различные способы толкования слова в собственной речевой практике; формирование таких качеств речи, как точность, выразительность; ясность, предупреждение ошибок, связанных с неточным знанием значения слов.

  3. Воспитательные: воспитание любви и уважения к родному слову, познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. 

Оборудование, ЭОР, Интернет-ресурсы урока: мультимедиапроектор, учебники, рабочие тетради, презентация.

Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Основные понятия: лексическое значение слова, способы толкования, толковый словарь, точность речи.

Методы работы с учащимися: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, методы работы под руководством преподавателя.

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап. (1-2 мин)

Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Приветствует учеников и создает эмоциональный настрой на работу.

Приветствуют учителя и настраиваются на предстоящую работу в классе.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Этап проверки домашнего задания. (4-5 мин) – Часть 1, глава 4, параграф 3, упр. 7.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Цель этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Проводит опрос учащихся по пройденному материалу. Актуализирует опыт учащихся через подводящий диалог, подготавливая к изучению нового материала.

Письменный опрос на листочках по методике «Закончи предложение»:

1) Лексика – это … (словарный состав языка).

2) Лексическое значение слова – это … (смысл слова).

3) Грамматическое значение слова – это… (признаки слова).

4) Раздел языкознания, который изучает словарный состав языка (лексикология).

Отвечают на вопросы учителя по Д/З:

- Какой способ толкования слов вы использовали, объясняя названия грибов?

- Как вы думаете, есть ли другие способы толкования слов?

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Познавательные: обобщение информации, необходимой для получения новых знаний.

Регулятивные: выполнять действия в устной и письменной форме.

Коммуникативные: понимать содержание вопросов и воспроизводить ответы на вопросы.

  1. Этап усвоения новых знаний или способов действий. (10 мин)

Цель этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

Организует изучение нового материала. Поддерживает активность и интерес в работе над новым материалом.

Записывают тему урока в тетрадь (параграф 4, стр. 233).

Работа в паре - игра «Пойми меня»: объясните друг другу значение знакомых слов лягушка, знаменитый, захохотать.

Ответы на вопросы учителя: «Чьё объяснение понятнее? Как вы узнаете значение слова, которое вам непонятно?»

Работа с учебником (изучение теории) под руководством учителя – стр. 233.

Ответы на поставленные учителем вопросы:

  • С какими способами толкования слова вы познакомились?

  • Выделите в приведенном примере на первый способ толкования родовое и видовое понятия.

  • Для какой аудитории прежде всего используется третий способ толкования?



Познавательные:

извлечение необходимой информации из научного текста.

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку, интерес к различным видам учебной деятельности.

Регулятивные: выполнять действия в устной и игровой форме.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, принимать активное участие в работе парами.

  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала. (15 мин)

Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Организует работу по первичному закреплению знаний.

Создает условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач.

Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.

Выполняют задание в тетради. Используют приобретенные знания в практической деятельности. (Проиллюстрируйте каждый из способов толкования материалами из упр. 9, 10, 12). Работа в паре – упр. 13(1).

Применяют новые знания в нестандартной ситуации – упр. 13 (2) (эксперимент – прочитайте ваши толкования одноклассникам, не называя толкуемых слов. Проверьте, смогли ли они правильно угадать их).

Работа в группе: знакомство с порталом «Грамота.ру»:используя материалы портала, дать толкования слов по заданию учителя.

Само- и взаимоконтроль.

Решение проблемной ситуации: «Сравните варианты одного и того же предложения. Какое изменение внес автор и почему? «Мальчик навзничь/ничком упал на землю и уткнулся лицом в ладони»

Ответы на вопрос учителя с элементами дискуссии: «Что такое точность речи? Что надо делать, чтобы ваша речь была точной?»


Познавательные: анализ, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из справочной литературы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Личностные: осознание ответственности за общее дело, интерес к различным видам учебной деятельности.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с учебной задачей и инструкцией, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

  1. Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10мин)

Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.

Организовывает самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия. Организовывает самопроверку по ключу.


Самостоятельно выполняют задание:

Распределите данные толкования слов (даются на листочках или через проектор) по рубрикам:

Краткое

толкование

Подбор

синонимов

Через однокоренные слова

Осуществляют самопроверку (взаимопроверку) по ключу.

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)

Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Задает и комментирует дифференцированное домашнее задание.

Воспринимают информацию, выбирают уровень сложности домашнего задания.

Гл. 4, § 4 (изучить); запомнить словарные слова; выполнить упр. 11 (письм.), упр. 14, 15 (устно).

Мини-проекты (по выбору): «Презентую словарное слово …»; «В.И. Даль – составитель толкового словаря».

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности, понимание причин успеха в учебе.

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Организует работу по рефлексии и самооценке деятельности учащихся на уроке.

Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты. (На какие вопросы мы смогли получить ответы на сегодняшнем уроке?) Заканчивают предложение, которое спроектировано на экран: Мы узнали о таких способах толкования слов, как…


Познавательные: рефлексия способов и условий действия.

Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим принципам.

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.