Файл: Как развить креативное мышление у дошкольников.docx

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 340

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как развить креативное мышление у дошкольников

ТРИЗ и другие подобные методики (их более 500), как всё полезное и необходимое для обучения творчеству, в смысле принимать правильные, высокоэффективные управленческие, технические и жизненно важные решения, весьма – весьма (полезные, эффективные, но очень затратные по обучению). Так же весьма трудно представить реальность такого достаточно непростого обучения (разумеется, в полном объёме) для малышей: дошколят и в младших классах, да и в старших классах; маловероятно, чтобы Минобрнауки выделило так много времени для обучения ТРИЗ и т.п. методик. Причина простая: мало ТРИЗ – это не ТРИЗ,, а полный ТРИЗ требует много учебного времени, а во ФГОСе ДО (1) даже не упоминается «обучение креативному мышлению» (творчество в школах понимается как внеклассное обучение в технических, театральных и т.п. кружках).

На мой взгляд выход в том, чтобы соединять существующие системы обучения со специальным подходом, но сам такой подход должен быть в свою очередь эффективным и не слишком сложным.

Прекрасно изложены цели и направления обучения ТРИЗ, а вернее для креативного мышления дошколят и школьников, в книгах различных авторов, например, (2 и 3).

При этом основные цели обучения креативному мышлению выглядят так:

- активизировать мышление детей,

- формировать диалектическое мышление,

- развивать воображение,

- формировать экологическое мышление (как связь с окружающей средой),

- развивать познавательный процесс.

Что касается конкретного наполнения мероприятий – направлений по обучению креативному мышлению – их можно рассмотреть на примере изучения географии (предмете о наиболее понятном маленьким детям, т.к. это о том, что их окружает в повседневной жизни), заключается это в следующем (цифры – возраст детей в годах):

- решать проблемные ситуации: после прогулки от снега мокрые рукавички – что сделать, замерз - ?, идёт дождь, а нужно идти - ?, очень жарко, сильно греет солнце - ? (>2,5);

- учить быть внимательным, умению абстрагироваться, сравнивать и анализировать свойства объектов, выделять явные и скрытые: предлагать рассказать, что такое земля, река, озеро, море, гора, холм, различные деревья, лес, кто живёт на земле, в воде, в «воздухе», сколько веток на дереве, цветов на грядке и т.п. (>2,5);

- проводить системный анализ объекта: что кто видит рассматривая дерево, птичку, песочницу, небо и т.д. (>2,5);

- развивать вариативное мышление: какие бывают деревья, времена года, стороны света и т.п. (>2,5);

- умение прогнозировать и представлять прошлое: дерево, трава какие были, какие будут, сегодня солнце, а чтобы вы хотели завтра, что было вчера (>2,5);

- развивать эмпатию к предметам, фантазию, умение перевоплощаться: предлагать озвучить как журчит ручеёк, как шумит море, ветер ветками деревьев, как поют птички, представьте, что вы лес, гора, ручей, река, море и т.п. (>3);


- обобщать представление о веществах в различных агрегатных состояниях: предлагать вспомнить, что на реке зимой, летом, как выглядит земля в разное время года, что происходит в небе (>3);

- развивать умение сравнивать и обобщать: чем они (см. выше) отличаются друг от друга, а что одинаково или общего (>3);

- развивать синкретичность мышления – связывать всё со всем: чем схожи разные породы деревьев, в чём их отличия, что общего у карандаша с деревом, в чём разница (>3);

- анализировать причины и следствия различных действий - явлений: дождь прошёл – почему?, всё высохло после дождя - ?, снег растаял – куда? И т.п. (>4);

- умение моделировать физические процессы: сделать гору и холмы из снега или песка, полить водой - что получилось? , нарезать бумажек, собрать листья – сделать ветер. И т.п. (>4);

- развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения: один и тот же объект природы или улицы, или карты разные дети должны описать по разному, не повторяясь (>4);

- выделять явные и скрытые полезные свойства объектов, явлений, событий: обсудить с этой целью землю, траву, деревья, различных птиц и животных, воздух, небо, горы и т.п. (>4);

- умение абстрагироваться (1. отвлечение от того, что в данном контексте не имеет существенного значения, – изолирующая абстракция; 2. образование понятий, в которых фиксируются нематериальные - новые свойства объектов): например, играя в «устами младенца»: одни дети описывают только существенные признаки объекта, явления, события, не называя их, а другие отгадывают, о чём речь (>4);

- развивать сложное вариативное мышление: земляную грядку можно вскопать, рыхлить, засеять …, посадить лук, что можно сделать с горой, с деревом, с облаками, с ветром, с рекой и т.п. (>4);

- решать сложные проблемные ситуации: набрал в ботинки (в сапожки) в луже воды или снег, а он растаял, можно заболеть, на улице весна - ?, снег растаял – реки вышли из берегов и затопили дома - ?, плывёте в лодке, а в неё набралась вода - ? (>4);

- развивать умение к описанию объекта с другой точки зрения: один и тот же объект, явление, событие описывают разные дети, потом – один и тот же ребёнок описывает другие объекты, явления или события, но по – разному, не повторяясь (>4);

- понимать общее и часть: страна Россия (Российская Федерация), в ней губернии (области), края, республики, города, районы, сёла, деревни (>5).

От 5-ти до 7-ми лет (или до школы). Всё выше перечисленное – в максимально усложненных вариантах, почти как для взрослых, и при каждом удобном случае повторять, повторять, повторять, разнообразя.

НАПОМИНАНИЕ:

- все выше приведенные мероприятия по воспитанию креативного мышления у дошкольников, это систематизированные, но лишь возможные варианты, примеры. В стране множество изданий, которые в подробностях освещают почти каждое такое мероприятие. Более того, многое существует в программах ДО (4,5), но не всё;


- все выше приведенные мероприятия по воспитанию креативного мышления у дошкольников не противоречат ФГОС ДО и существующим программам ДО, а являются познавательным развитием детей, в части формирования представлений о объектах, явлениях, событиях и их свойствах, для системной подготовки их творческого подхода к учёбе в школе и к жизни взрослых с их проблемами и сложностями. Более того, всё соответствует действующим программам ДО;

- если будет допущен разрыв в школьном воспитании креативного мышления детей, то об этом обществу можно будет сильно сожалеть.

ПРИМЕЧАНИЕ.

С учётом предыдущего абзаца, следует отметить, что школа нагружает учащихся очень даже не слабо, в том числе проблемными задачами и проблемами, требующими незамедлительного решения (от нескольких часов до одной недели максимум). Вопрос только в том, насколько системно были подготовлены условия для успешного решения таких проблем, хотя бы большинством, а лучше всеми. В частности, в РФ в различных отраслях наряду с прекрасными решениями легко в наличии и весьма дорогостоящие ляпы.

Фактически, речь идёт о массовом воспитании в России высококлассных специалистов для всех отраслей, в том числе и управленческой.

Литература:

  1. ФГОС ДО. Утверждён приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155.

  2. Гин С.И. ТРИЗ - педагогика для малышей: конспект занятий для воспитателей и родителей.- М. КТК «Галактика», 2018.

  3. Гин А.А. ТРИЗ – педагогика. М., 2015.

  4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»; Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др. СПб, 2016 /Институт детства РГПУ им. Герцена/.

  5. «Кроха». Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет. Г.Г. Григорьева, Н. П. Кочетова и др. Допущено Минобрнауки. М., «Просвещение», 2001.