Файл: Законодательство.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Женщины-пользователи ПЭВМ со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы на ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных санитарными правилами.

Трудоустройство беременных женщин следует осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ну, а как быть, если права женщины все-таки нарушены и ее привлекают к работам, где труд ее запрещен?

Действия работодателя в этом случае могут быть оспорены в судебном порядке. Судам подведомственны трудовые споры, связанные с предоставлением женщинам законом, коллективным договором или трудовым договором (контрактом) дополнительных льгот.

Установленные для женщин дополнительные льготы по охране их труда подлежат предоставлению независимо от того, на основе какой формы собственности используется их труд – частной, государственной, муниципальной, или собственности общественных объединений и организаций.

При проведении аттестации беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в очередную аттестацию не включаются.

Увольнение беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, одинокой матери, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, по инициативе работодателя не допускается, кроме случаев ликвидации организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных работников осуществляется работодателем также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (контракта).

При ликвидации предприятия обязательное трудоустройство увольняемых беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей с детьми до 14 лет (ребенком-инвалидом до 18 лет) осуществляется его правопреемником.

Часто женщина, имеющая детей, нуждающаяся в работе, по ряду причин не может работать полную смену или в течение всей недели ежедневно. В этом случае она имеет право потребовать установить для нее режим неполного рабочего времени: администрация обязана установить ей неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (менее 40 часов).


Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Закон запрещает отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

В Конституции РФ подчеркивается, что в нашей стране охраняются труд и здоровье людей. Одной из гарантий реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Надзор и контроль соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:

- государственный надзор и контроль в организациях независимо от форм собственности и подчиненности – специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами;

- профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы.

Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства и иных нормативных актов по охране труда осуществляют соответствующие органы государственного надзора Российской Федерации – Федеральная инспекция труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации (Рострудинспекция) совместно с подведомственными ей государственными территориальными инспекциями труда субъектов Российской Федерации. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с другими федеральными органами надзора – Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором, Государственной противопожарной службой и др.

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (Госгортехнадзор) осуществляет контроль безопасного ведения работ в промышленности, устройства и безопасной эксплуатации оборудования.

Государственный энергетический надзор (

Госэнергонадзор) осуществляет контроль проведения мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.

Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Госатомнадзор) организует и осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью обеспечения безопасности персонала ядерно и/или радиационно опасных объектов и населения, защиты окружающей среды и интересов безопасности РФ.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Госсанэпиднадзор) осуществляет контроль соблюдения предприятиями и организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.

Государственная противопожарная служба осуществляет контроль соблюдения правил пожарной безопасности.

Министерства, государственные комитеты, управления и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль соблюдения законодательства о труде.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляет Генеральная прокуратура.

Общественный контроль состояния охраны труда осуществляют профсоюзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.
Для ИТР

Государственная экспертиза условий труда

Важную роль при контроле за соблюдением законодательства по охране труда играет государственная экспертиза условий труда, осуществляемая Всероссийской государственной экспертизой условий труда и государственными экспертизами условий труда субъектов РФ.

Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.


Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.
39. Ведомственный (оперативный) контроль за состоянием условий труда на объектах

Это контроль, осуществляемый непосредственными руководителями работ и организаторами производства – мастерами, начальниками цехов, руководителями служб и отделов, а также главными специалистами и руководителями предприятий и организаций.

Оперативный контроль за состоянием условий труда осуществляется по строго определенной схеме. Он предусматривает пять этапов и взаимные проверки между цехами предприятиями и объединениями.

Основой оперативного контроля в масштабе предприятия является метод трехступенчатого контроля.

Первый этап оперативного контроля.

Мастер (начальник бюро) ежедневно перед началом работы совместно с общественным инспектором по охране труда (при его отсутствии самостоятельно) проверяет условия труда на рабочих местах и принимает оперативные меры.

Выявленные при проверке нарушения или недостатки записываются в Журнал проверки состояния условий труда с указанием срока устранения и исполнителей.

Если выявленные нарушения и недостатки не могут быть устранены силами бригады, смены, вахты и если они создают явную опасность для работающих или устранение их не входит в компетенцию мастера, то он докладывает об этом руководству цеха и принимает меры по обеспечению безопасности.

Ответственность за осуществление первого этапа оперативного контроля наряду с мастером несет и его непосредственный руководитель – начальник цеха, который организует и обеспечивает устранение выявленных нарушений и недостатков.

Второй этап оперативного контроля.

Начальник цеха (начальник отдела) два раза в месяц совместно с председателем комиссии по охране труда проверяет состояние условий труда на всех производственных объектах и принимает оперативные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Результаты обследования отражаются в Журналах проверки состояния условий труда, устанавливаются сроки устранения выявленных нарушений и недостатков, назначаются ответственные лица за их устранение.


Если то или иное мероприятие невозможно выполнить силами цеха, то начальник цеха ставит об этом в известность руководство предприятия.

Ответственность за проведение второго этапа оперативного контроля и за своевременное и качественное выполнение намеченных мероприятий возлагается на начальника цеха.

Третий этап оперативного контроля.

Руководители предприятия (начальник, его заместители), возглавляя постоянно-действующую комиссию по безопасности труда, не реже одного раза в квартал осуществляют выборочную проверку состояния условий труда в цехах, на участках и объектах.

Результаты проверок отражаются в Журналах состояния условий труда объектов и в необходимых случаях оформляются актом.

Четвертый этап оперативного контроля проводится не реже 1 раза в полугодие на уровне объединения.

Пятый этап оперативного контроля проводится на уровне Министерства.
40. Оперативная информация о состоянии условий труда.

Руководители I уровня управления (мастера, начальники участков, начальники бюро и т.п.) не реже одного раза в месяц информируют руководство цеха на собраниях и оперативках:

о состоянии условий труда на объектах;

о выявленных при проверках нарушениях, недостатках;

о ходе выполнение мероприятий, предусмотренных различными планами, приказами, актами и т.д.;

об обеспеченности, оснащенности рабочих мест и объектов инструкциями, плакатами, знаками безопасности и т.д.;

об обеспеченности работающих средствами защиты.

Руководители II уровня управления (начальники цехов, начальники отделов и т.п.) один раз в квартал письменно представляют руководству предприятия информацию о состоянии условий труда в подразделениях.

Информация должна содержать следующие сведения:

о выявленных при проверках нарушениях и недостатках, устранение которых зависит от других служб и руководства предприятия;

о выполнении приказов и распоряжений руководства предприятия;

о ходе выполнения запланированных мероприятий по улучшению условий труда;