Файл: 1. Общий раздел 1 Нормативные требовании по охране труда и созданию безопасных условий производства строительномонтажных работ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



3.7. Организация и проведение строительно-монтажных работ систем

газопотребления и газоиспользующего оборудования с применением

ручного и механизированного инструмента, машин, механизмов

К механизированным относят работы, при выполнении которых как минимум одна основная операция выполняется с помощью машин, агрегатов, установок и другого оборудования, а также механизированного инструмента, имеющего механический, электрический, пневматический и другие механизированные приводы.

Комплексно-механизированными считают работы, при производстве которых все трудоемкие основные и вспомогательные операции технологического процесса выполняются с помощью отдельных машин или комплексов машин, установок и механизированного инструмента.

К автоматизированным относят работы, при производстве которых все операции технологического процесса выполняются машинами и оборудованием с устройством и приборами автоматического регулирования и контроля технологического процесса.

К роботизированным относят такие работы, при выполнении которых все трудоемкие основные и вспомогательные операции технологического процесса выполняются с помощью машин, представляющих собой совокупность манипулятора и перепрограммируемого устройства управления, осуществляющих двигательные, рабочие и управляющие функции, заменяющие аналогичные функции человека при устройстве конструктивных элементов зданий или сооружений. В случае применения дистанционно управляемых манипуляционных систем функции управления возлагаются на оператора.

К ручным относят работы, при выполнении которых все трудоемкие основные и вспомогательные операции технологического процесса выполняются с применением немеханизированного инструмента

Строительные работы, отнесенные к определенному виду, не являются однородными. Условия их выполнения могут быть весьма разнообразными, что, конечно, существенным образом влияет на проектирование и формирование средств комплексной механизации. Эти условия определяются многочисленными факторами, имеющими различную природу.


Комплексная механизация отдельных видов строительных работ, как правило, осуществляется с помощью комплектов, комплексов машин, которые становятся структурной единицей машинных парков строительных организаций. Нескольких входящих в них комплектов машин, предназначенных для выполнения сложных технологических процессов или видов работ.

В составе каждого комплекта машин можно условно выделить ведущие и вспомогательные машины.

Ведущие машины— это машины, которые, как правило, определяют темп выполнения работ и в большинстве случаев, оказывают влияние на выбор вспомогательных машин.

Вспомогательные машины— это машины, обеспечивающие эффективное функционирование ведущих (основных) машин. Вспомогательные машины находятся во взаимосвязи и взаимодействии с ведущими машинами и оказывают большее или меньшее влияние на производительность и эффективность работы всего комплекта машин.

Формирование состава комплекта (комплекса): машин может производиться как для конкретного технологического процесса, учитывающего характер возводимого здания, сооружения, его конструктивные особенности, объемы работ и темпы их выполнения, наиболее рациональную технологию, так и для конкретного вида работ. Выделены ряд факторов, оказывающих существенное влияние на формирование состава комплектов (комплексов) машин.

Факторы, оказывающие влияние на формирование состава комплектов (комплексов) машин:

а) степень сосредоточенности объектов строительства, наличие и состояние подъездных дорог, что сильно влияет на затраты по перебазированию машин;

б) географический район строительства с его климатическими, гидрологи­ческими условиями, дислокацией объектов строительных организаций, их производственной базы и др.;

в) объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений (объемы работ, габариты сооружения, масса сборных элементов);

г) технология производства строительно-монтажных работ, которая определяется составом операций и степенью совмещения отдельных операций и процессов, размещением средств механизации на строительном объекте и т. п.;

д) организация производства работ, определяющая темп и сроки возведения отдельных элементов зданий и сооружений и объекта в целом;



с) механовооруженность строительной организации, технические и органи­зационные формы содержания и обслуживания средств механизации.

Все многообразие объектов строительства можно условно разделить на три типа, характеризующиеся степенью однородности и объемом выполняемых работ:

  • однородные, сосредоточенные работы большого объема работ (крупные объекты строительства, массовые работы);

  • почти однородные, многократно повторяющиеся работы среднего объема (крупно, средне и мало серийные работы);

  • разнородные, рассредоточенные работы малых объемов.

Комплексная механизация объектов строительства второго типа, например, строительство линейно-протяженных объектов, сооружений, обеспечивается за счет применения как специализированных, так и универсальных машин с ограниченным набором сменного рабочего оборудования, но уже обладающих хорошей мобильность^ меньшими затратами на переба­зировку, монтаж и демонтаж.

Комплексная механизация объектов строительства третьего типа, например, строительство отдельных коттеджей, обеспечивается в основном за счет применения универсальных машин с широким набором сменного рабочего оборудования, с хорошей мобильностью и маневренностью, с малыми затратами на. перебазировку.

Этапы формирования состава комплектов (комплексов) машин следующие:

На первом этапе, в зависимости от технологической характеристики механизируемого процесса, степени сосредоточенности объектов строи­тельства, географического района строительства, организации производства работ и механовооруженности строительных организаций и других факторов определяются необходимые технические параметры ведущих (основных) машин. Вначале определяют тины и типоразмеры ведущих машин (экскаватор, кран и т.п.), затем состав технологически необходимых вспомогательных машин, их типы, типоразмеры (автосамосвалы, распределительные стрелы и т.п.).

Для этих целей на первом этапе могут использоваться типизированные составы комплектов машин, содержащиеся в схемах комплексной механи­зации и технологических, картах, номенклатура машин и средств малой механизации и другие источники.

При этом следует учитывать ограничивающие факторы при отборе как ведущих, так и вспомогательных машин:

  • возможность использования машин при выполнении работ в данных условиях, определяемую соотношением параметров машины и строящегося здания, сооружения (стесненность работ, большая высота подъема груза); возможность работы одной машины с другой (например, экскаватор должен иметь высоту разгрузки больше, чем высота кузова автосамосвала и т.п.);

  • наличие необходимых средств механизации;

  • возможность обеспечения заданного темпа работы;

  • возможность организации эффективного технического обслуживания и ремонта и другие факторы.


На втором этапе из множества допустимых комплектов машин, предна­значенных для выполнения заданных объемов или видов работ, используя те или иные методы, в зависимости от ситуации определяют оптимальные комплекты машин.

Каждый вид строительных работ имеет свой набор операций (работ) и машин.

К комплексно-механизированным земляным работам относятся работы: рыхление и отрывка грунта, погрузка на транспортные средства, транспортировка, выгрузка, зачистка, планировка и уплотнение грунт.

3.8. Организация и выполнения работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления.

Для начала строительства систем газораспределения и газопотребления, необходимо предоставить рабочий проект объекта газификации. Проекты систем газораспределения и газопотребления, их элементов вправе выполнять организации, имеющие специалистов с опытом работы в этой области и нормативно-техническую базу. Проекты систем газораспределения и газопотребления должны разрабатываться с учетом требований Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления.

Перед вводом в эксплуатацию систем газораспределения и газопотребления производятся следующие виды работ:

  • ввод законченных строительством газопроводов в эксплуатацию (пуск газа);

  • контроль давления и степени одоризации газа, подаваемого по газораспределительным сетям на территории поселений;

  • техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты газопроводов и сооружений на них, включая арматуру, установленную на вводе в здание или перед наружным газоиспользующим оборудованием потребителя;

  • техническое обслуживание и ремонт средств защиты газопроводов от электрохимической коррозии, проверка эффективности действия ЭХЗ;

  • проверка наличия и удаление влаги и конденсата из газопроводов;

  • техническое диагностирование газопроводов;

  • локализация и ликвидация аварий, аварийно-восстановительные работы;

  • демонтаж газопроводов и сооружений на них.

Технические условия присоединения предоставляются заказчику для организации разработки проектной документации и выполнения строительно-монтажных работ на участке строительства объекта газификации.

В технических условиях присоединения должны содержаться следующие технические требования:


  • диаметр действующего газопровода сети газораспределения и координаты точки подключения к нему газопровода объекта газификации;

наружные и внутренние газопроводы промышленных,

и отопительных котельных (систем газопотребления). Заключение экспертизы промышленной безопасности оформляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Росгортехнадзором России. О начале строительства строительно-монтажная организация уведомляет территориальный орган Росгортехнадзора России не менее чем за 10 дней. При представлении плана объемов строительно-монтажных работ на квартал срок уведомления о начале строительства может быть сокращен до 5 дней. Заказчик должен организовать разбивку трассы в соответствии с проектом. Результаты разбивки трассы оформляются актом в установленном порядке, а также записью в журнале производства работ.

3.9 Защита газопроводов от коррозии

Коррозией называется разрушение металлов вследствие химического и электрохимического взаимодействия на них внешней среды. Соответственно коррозия разделяется на два класса: химическую и электрохимическую. Химическая коррозия возникает от действия на металл различных газов, а также жидких не электролитов. Например, стальная труба при длительном хранении на открытом воздухе покрывается слоем рыхлой ржавчины. Коррозия металла трубы в этом случае является результатом совместного действия кислорода воздуха и влаги. Для прокладки газопроводов распространение получили стальные трубы благодаря большому диапазону их диаметров, удобству монтажа, относительно малой толщине стенки, надежности и герметичности их соединений.

Однако стальные трубы имеют большой недостаток: они подвергаются коррозии, в отличие от других (неметаллических и чугунных) стальные

трубы перед укладкой в грунт изолируют с целью создания различных противокоррозионных защитных покрытий.

Электрохимическая коррозия происходит в том случае, когда в окружающей металл среде имеются электропроводящие растворы (электролиты). Коррозионный процесс протекает с образованием на металле гальванических (коррозионных) пар. Труба, зарытая в грунт, соприкасается с ним в присутствии кислорода воздуха, заполняющего поры грунта или растворенного в воде. Если окружающая трубу влага содержит токопроводящие растворы, то металл трубы будет разрушаться под действием электрохимической коррозии. Коррозионная активность грунтов по величине бывает пяти видов: низкая, средняя, повышенная, высокая и весьма высокая.