Файл: Какую же информацию необходимо донести до родителей, дети которых будут обучаться по обновлённым фгос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №4
Введение обновлённого федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь основная идея обновлённого ФГОС– конкретизировать, сделать более понятными и открытыми вопросы обучения детей в школе для родительской общественности.
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Ведь не смотря на большое количество информации о введении обновлённых ФГОС в интернете и практически ежедневное упоминание о них в СМИ, основным источником знаний для родителей о ФГОС являются педагоги.
Какую же информацию необходимо донести до родителей, дети которых будут обучаться по обновлённым ФГОС?
С 1 сентября 2022 года обучающиеся 1-х и 5-х классов будут учиться по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО.
У обновленных стандартов есть две главные задачи. Первая – создание единого образовательного пространства для всей России. Это значит, что содержание материала, которое проходят дети на уроке будет единым не зависимо от школы, региона и даже учебников. Учебники, которые сейчас находятся на экспертизе, так и останутся разными. Отличаться они будут способами формирования учебных действий, подходами к объяснению нового материала. Обеспечение единого образовательного пространства нужно прежде всего для того, чтобы ребенок, переходя из школы «А» в школу «Б», переезжая из одного региона в другой, не испытывал затруднений и обучался в том же содержательном пространстве, в котором он учился в предыдущей образовательной организации.
Вторая задача – в процессе обучения создать условия, инициирующие действие ребенка. Школа должна научить его учиться, работать с учебным материалом, и прежде всего, с учебником, учить правильно читать учебные задания и анализировать содержание.
Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленным ФГОС остается системно-деятельностный подход, ориентирующий учителей на создание условий, инициирующих активную деятельность обучающихся на уроках.
В обновленном ФГОС ООО сохраняется привычная для школ и учителей структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов.
Родители по-прежнему смогут принимать участие в формировании вариативной части основных образовательных программ начального общего и основного общего образования школы, т.е. выбирать с учетом мнения ребенка факультативные и элективные учебные курсы, предлагаемые школой, а также учебные модули, обеспечивающие различные образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Так же в целях обеспечения индивидуальных потребностей, интересов учеников, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей школы вариативная часть образовательных программ начального и основного общего образования включает курсы внеурочной деятельности.
Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам. В обновленном ФГОС остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.
Остались без изменений обязательные для изучения предметные области учебных планов начального общего и основного общего образования.
Но почему же ФГОСы называются обновленными? По той причине, что они не меняют содержание образования. Оно остается таким же каким и было. Но в отличие от предыдущих стандартов это содержание детализировано на каждый год обучения в области предметного содержания. Что на мой взгляд особенно важно: в обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Очень часто между родителями и школой возникает недопонимание из-за того, что родителям кажется, что учителя занижают оценки их ребёнку. На родительском собрании в начале года необходимо ознакомить родителей с конкретными требованиями по каждому предмету. Детализация и конкретизация образовательных результатов определяет минимальное содержание рабочих программ по учебным предметам и даёт чёткие ориентиры для оценки качества образования. Конкретные образовательные результаты очень четко прописаны в документе «Универсальные Кодификаторы для процедур оценки качества образования» от 12.04.2021 года N1\21. Думаю, что каждый учитель должен изучить их обязательно. Ссылка на этот документ есть в рекомендациях к учебному плану на 2022-2023 учебный год.
Преимущества обновлённого ФГОС начального общего образования, о которых должны знать родители:
Предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» можно вводить, если у школы есть ресурсы и заявление родителей.
Больше не надо вводить предмет для галочки или нарушать требования ФГОС.
Новый ФГОС делает ставку на вариативность обучения. Школа обязана еще больше индивидуализировать программу, в том числе: вводить углубленное изучение предметов; комбинировать разные объемы образовательных единиц – предметы, курсы, модули; разрабатывать индивидуальные учебные планы по желанию детей и родителей. Кроме того, разрешили по-разному вести образовательный процесс в разных группах, даже если дети из этих групп входят в один класс.
Конкретизировали требования к итоговым знаниям учеников – не только предметным, но и личностным. Теперь детям станет понятнее, чего от них хотят учителя и классные руководители. Родителям будет проще контролировать успехи детей и работу педагога
Возможно, увеличат финансирование. Новый ФГОС устанавливает, что нормы финансирования должны покрывать все затраты на реализацию программы, в том числе обеспечение безопасности: санитарной, пожарной, электробезопасности.
Аудиторных занятий будет меньше. Новый стандарт снизил максимальный предел часов аудиторной нагрузки с 3345 до 3190. Это значит, что каждую неделю у школьника будет на один урок меньше. Свободное время можно провести вместе с семьей или в развивающих кружках. Еще одна вещь, которую пытаются разработчики обновленных ФГОС донести до всех участников образовательных отношений – это сокращение учебной нагрузки на ребенка. Речь идет о сокращении контрольных работ. Известный факт, что количество контроля не улучшает качество обучения. Контроль извне важен, но вторичен. Нужно научить школьника контролировать самого себя. Это и есть то действие, которое мы должны у ребенка сформировать в процессе обучения в школе.
Не может не радовать и тот факт, что в предложенном на 2022-2023 учебный год учебном плане, количество часов физкультуры сократили до 2.
Что изменилось во внеурочной деятельности?
Уменьшили объем внеурочной деятельности в начальных классах.
Изменили направления внеурочной деятельности:
«Разговоры о важном» (цикл внеурочных занятий для обучающихся 1-2, 3-4, 5-7, 8-9, 10-11 кл.)
Дополнительное изучение учебных предметов (углубленное изучение учебных предметов, организация учебно-исследовательской и проектной деятельности, модули по краеведению и др.),
Формирование функциональной грамотности,
Профориентационная работа/ предпринимательство/ финансовая грамотность Развитие личности и самореализация обучающихся (занятия в хоре, школьном театре, участие в спортивных мероприятиях и др.).
Комплекс воспитательных мероприятий, деятельность ученических сообществ, педагогическая поддержка обучающихся и обеспечение их благополучия в пространстве школы.