Файл: Методы проектирования Тема Методы проектирования. Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
-
проект должен начинаться с процесса инициации проекта; -
проект должен оканчиваться процессом завершения проекта; -
выполнение процессов организации исполнения и контроля проекта начинается не раньше процессов планирования.
Процесс инициации проекта. Цель процесса – формальное открытие проекта.
Выходы процесса определяются и документируются следующими параметрами проекта:
-
наименование проекта; -
причины инициации проекта; -
цели и продукты проекта; -
дата инициации проекта; -
заказчик проекта; -
руководитель проекта; -
куратор проекта.
Процессы планирования проекта. Цель процесса – определение требований проекта и состава работ проекта.
Выходы процесса:
а) требования к проекту со стороны заказчика, других заинтересованных сторон проекта, а также законодательства и нормативных актов определены, проанализированы на предмет возможности их выполнения, согласованы с заказчиком проекта и документированы;
б) определены, согласованы с заказчиком и документированы ключевые данные по продукту проекта, а именно:
1) назначение, свойства и характеристики продукта;
2) критерии и методы приемки продукта проекта и его составных частей;
3) допущения и исключения, касающиеся продукта проекта;
4) определены, согласованы с заказчиком и документированы работы проекта, а также допущения и исключения, касающиеся работ проекта.
Процесс разработки расписания. Цель процесса – определение дат начала и окончания работ проекта, ключевых событий, этапов и проекта в целом.
Выходы процесса:
-
определены взаимосвязи между работами проекта; -
проведена оценка длительности работ проекта; -
определен и утвержден график привлечения ресурсов, необходимых для выполнения проекта в срок; -
определено и документировано расписание проекта; -
утвержден базовый календарный план проекта.
Процесс планирования бюджета проекта. Цель процесса – определение порядка и объема обеспечения проекта финансовыми ресурсами.
Выходы процесса:
-
определена и документирована структура статей бюджета проекта, позволяющая контролировать затраты на проект в ходе его реализации; -
определена плановая стоимость всех ресурсов проекта (материальных и людских) с учетом всех известных ограничений на их использование; -
определена стоимость выполнения работ проекта; -
утвержден базовый бюджет проекта; -
определен и документирован порядок поступления денежных средств в проект.
Процесс планирования персонала проекта. Цель процесса – определение порядка обеспечения проекта человеческими ресурсами.
Выходы процесса:
-
определены и документированы роли участников проекта, их функции и полномочия; -
определен численный и квалификационный состав команды проекта, а также требования к условиям труда; -
персонально определены основные члены команды проекта.
Процесс планирования закупок в проекте. Цель процесса – определение порядка и объема обеспечения проекта продукцией и услугами, приобретаемыми у сторонних организаций.
Выходы процесса:
а) проведен анализ необходимости закупки продукции и услуг для достижения целей проекта;
б) в случае если по результатам анализа принято решение о целесообразности закупок продукции и/или услуг в проекте, то:
1) определены требования к закупаемой продукции (услугам), в том числе ограничения по стоимости и срокам поставки;
2) определены требования к приемке закупаемой продукции (услугам);
3) запланированы мероприятия по выбору и оценке поставщиков на основе определенных критериев.
Процесс планирования реагирования на риски. Цель процесса – определение основных рисков проекта и порядка работы с ними.
Выходы процесса:
-
выявлены и документированы риски проекта; -
проведены оценка и ранжирование по вероятности и степени влияния на результат проекта всех идентифицированных рисков; -
разработаны мероприятия по изменению вероятности и степени влияния наиболее значимых рисков, а также созданы планы реагирования на случай возникновения таких рисков; -
учтены результаты разработки упреждающих мероприятий по реагированию на риски в связанных с ними планах.
Процесс планирования обмена информацией в проекте. Цель процесса – определение порядка обмена информацией между лицами, участвующими в реализации проекта и заинтересованными в результатах проекта.
Выходы процесса:
-
определены все участники информационного обмена, а также их потребности в информации; -
определены методы и средства распространения информации по проекту; -
определена процедура разработки, согласования, утверждения, распространения проектных документов; -
определены место и правила хранения информации по проекту.
Процесс планирования управления изменениями в проекте. Цель процесса – определение порядка работы с изменениями в проекте.
Выходы процесса:
а) определен и документирован процесс работы с изменениями в проекте, а именно:
1) выявление изменений;
2) согласование и утверждение изменений;
3) организация учета версий документов и продуктов проекта;
4) доведение информации об изменениях до заинтересованных сторон.
Процесс организации исполнения проекта. Цель процесса – организация выполнения проекта согласно разработанным планам.
Выходы процесса:
-
выполнены запланированные работы; -
получены продукты проекта; -
осуществлены изменения согласно принятым в проекте правилам; -
выполнены намеченные корректирующие и предупреждающие действия; -
актуализированы документы по управлению проектом.
Процесс контроля исполнения проекта. Цель процесса – проверка соответствия процессов и продукта проекта установленным требованиям.
Выходы процесса:
-
документированы результаты регулярной проверки состояния проекта, в частности отклонения от планов, и проанализированы с целью определения причин отклонений; -
произведена оценка соответствия продукта проекта требованиям к нему; -
сформированы корректирующие и предупреждающие действия по результатам проверки; -
отчеты о выполнении работ проекта соответствуют утвержденной системе отчетности по проекту.
Процесс завершения проекта. Цель процесса – формальное закрытие проекта.
Выходы процесса:
-
проведена и документально оформлена приемка продукта проекта заказчиком; -
проведено закрытие всех договоров по проекту (в случае их наличия); -
документировано окончание проекта; -
сформирован архив проекта; -
команда проекта и основные заинтересованные стороны проинформированы об окончании проекта.
Требования к управлению документами проекта. Форма, наименование и содержание документов могут отличаться в различных проектах и зависят от специфики проекта, договорных требований или требований организации, в рамках которой проект реализуется.
Документами необходимо управлять в соответствии со следующими требованиями:
-
документы должны быть утверждены до их применения; -
необходимо обеспечить анализ актуальности документов и их своевременное обновление по мере необходимости; -
необходимо обеспечить наличие актуальных версий документов в местах их применения; -
необходимо обеспечить сохранение документов в течение установленных сроков и возможность их восстановления; -
необходимо обеспечить уровень конфиденциальности документов согласно требованиям заказчика и других заинтересованных сторон проекта; -
необходимо обеспечить предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и соответствующую идентификацию устаревших документов, оставленных для определенных целей.
Рекомендации по выполнению задания 2.2
-
Ознакомиться с теоретической частью практического задания 2.2. -
На основании данных по варианту задания 2 идентифицировать содержание этапа проекта, описать цели каждого этапа, выходные процессы и исполнителей. -
Заполнить матрицу алгоритма управления проектом (таблица 2.4 на Бланке выполнения задания 2.2).
Задание 2.3: Получить практические навыки по идентификации допущений, ограничений и исключений продукта/услуги.
Теоретическая часть задания 2.3.
Ограничение проекта – это некоторое условие, влияющее на ход проекта и ограничивающее возможность работы команды проекта.
Необходимо выполнить ряд или некоторый объем работ, чтобы заказчик получил желаемый результат. Всякий проект характеризуется тремя основными ограничениями:
-
временем, -
стоимостью, -
содержательной областью.
Эти ограничения часто представляют в виде сторон так называемого проектного треугольника. Эта концепция ограничений проекта применяется повсеместно при управлении проектами.
Некоторые специалисты по проектному менеджменту выделяют следующие стороны проектного треугольника:
-
качество, -
затраты, -
сроки.
Однако мы опираемся на международные стандарты, которые зафиксированы в Project Management Body of Knowledge. Именно время, стоимость и предметное содержание являются основными управляемыми элементами в проекте, при этом управлять ими можно на основе определения приоритетов в проекте.
Логика работы с ограничениями проекта по концепции проектного треугольника проста: изменения в одном аспекте проекта приводят к изменениям в других аспектах. Например, по какой-то причине увеличивается содержание работ, то есть их объем, тогда растет либо стоимость, либо время, либо и то и другое. При уменьшении объема работ уменьшается или время, или стоимость проекта, или оба параметра сразу. При уменьшении стоимости проекта, но при постоянной фиксации объема работ проекта возникает перекос по времени, увеличиваются сроки проекта.
В соответствии с PMBoK качество является центром проектного треугольника. Оно влияет на все основные ограничения в проекте, или стороны треугольника. В свою очередь, изменение любой из сторон треугольника может повлиять на качество. Качество не является значимым фактором проектного треугольника, соответственно, не является проектным ограничением. Это результат действий со временем, средствами и предметной областью проекта. Например, если оказалось, что в календарном плане проекта есть дополнительный резерв времени, можно увеличить объем работ, добавив дополнительные задачи в проект. Таким образом, можно добиться более высокого качества проекта и его конечных результатов.
Рекомендации по выполнению задания 2.3
-
Ознакомьтесь с материалом об ограничениях проекта в теоретической части задания 2.3. -
В проекте, который был определен по варианту задания 2, сформулируйте причины и цели создания продукта/услуги. -
В данном проекте опишите бизнес-процессы (ситуации) «как есть», «как должно быть». -
Для данного проекта зафиксируйте требования к продукту/услуге проекта и их критичность. -
Опишите допущения, ограничения и исключения продукта/услуги заданного проекта -
Заполните таблицу 2.5 на бланке выполнения задания 2.3
Задание 2.4: Получить практические навыки построения иерархической структуры и календарного плана проекта.
Теоретическая часть задания 2.4
Одним из процессов управления содержанием проекта является создание иерархической структуры работ (ИСР, Work Breakdown Structure, WBS). ИСР – наглядная графическая технология представления проекта, это базовое средство для создания системы управления проектом.
ИСР обеспечивает выявление работ, необходимых для достижения целей проекта. При таком подходе проект определяется как совокупность иерархически взаимосвязанных, ориентированных на результат элементов проекта – работ.
Разработка ИСР является одним из методов детализации, суть которых заключаются в разбиении сложной системы на меньшие, более простые, составляющие. С точки зрения результатов проекта создание иерархической структуры работ – это процесс декомпозиции поставляемых результатов проекта и работ проекта на меньшие компоненты, которыми легче управлять.
Методы формирования ИСР и структуризации проекта сводятся к следующим:
1) метод «сверху вниз» – top-down approach. В основе метода лежит определение общих задач, на основе которых далее осуществляется детализация уровней проекта;
2) метод «снизу вверх» – bottom-up estimating. В основе метода лежит определение частных задач, а затем происходит их обобщение.
Основной и единственный инструмент разработки ИСР – это декомпозиция.
При осуществлении детализации ИСР менеджеру проекта следует решить, насколько детально и подробно структурировать работы: какие из них разделять на максимальное число простых работ, а какие оставить на укрупненном уровне детализации. Существуют четыре уровня детализации: phases, activities, tasks, work unit. Соответственно, работы в проекте детализируются либо по фазам или вехам проекта, либо по видам деятельности в проекте, либо по задачам проекта, либо по конкретным единицам работ. Но на сложных проектах уровень детализации может достигать шести и более уровней.