ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Что такое наука - концепция естествознания?
2. Характерные черты науки.
3. Особенности естествознания в эпоху НТР.
Концепции названы одним понятием - законы, теории, правила выделенные из законов, модели, гипотеза (предположение) и т.д.
Естествознание - раздел науки, который изучает мир в его естественном состоянии без вмешательства человека.
Значение концепции естествознания:
1. Стать образовательным человеком.
2. Знать логику науки ( исследования)
3. Знать отличие науки от ненауки.
Каждая наука отличается своими чертами.
Чем наука отличается от ненауки?
Каждая наука отличается 6 парами черт:
1. Характеризуется достоверностью и универсальностью, сообщает истенные знания.
Фрагминтарность - каждая наука начинает изучать те области знаний, которые интерисуют ученых в данный момент.
2. Общая значимость и обезличенность - выводы науки пригодны для всех людей.
Обезличенность - индивидуальные особенности ученого не влияют на результаты открытий.
3. Систематичность и незавершенность - каждая наука имеет определенную систему.
Незавершенность - научные знания не могут достичь абсолютный истины.
4. Приемственность и критичность
Приемственность - новые зания используются ( соотносятся) со старыми - эволюция.
Критичность - готовность ученых подставить под сомнение и предрасмотреть результаты.
5. Провека и внеморальность.
Внеморальность - научные истины нецтральны в морально- этическом плане , т.е. не зависят от моральнцых качеств учёных.
6. Рациональность и чувственность.
Рациональность - каждая наука имеет свою логику исследования.
Чувственность - научные результаты требуют, по возможности, эмперическую проверку.
Наука имеет свои методы, язык, аппаратуру. Таким образом:
Наука - особый рациональный способ познания мира, основанный на эмперической проверки или математическом доказательстве.
Особенности науки в эпоху НТР ( научно - техническая революция):
Характеризуется:
1. Срастание науки и техники, в результате наука становиться производственной силой. Техника это не просто машины, а систематический подход к объектамс применением математического аппарата и различных эксперементальных процедур. В результате срастания науки с производством получены новые виды энергии, материалов, проходит автоматизация производства.
2. Небывалые успехи в покарении природы и самого человека.
Отрицательные последствияНТР:
1. Социального плана
2. Психологического плана ( компьютеры, игры на компьютерах)
3. Экологические последствия
Структура естественного научного познания
1. Уровни научного познания
2. Методы научного познания
3. Логика научного познания
Этапы познания:
1. Чувстыенный : эмперические знания
-факты
-представаления
2. Мыслительный: теоретические знания
- понятие
- закономерности
- причинно-следственные связи
3. Практика:
- умение
Понятие - мыслительная категория, которая созджает в сознании человека наиболее существенные черты, свойства объекта или явления окружающей действительности.
Закономерности - за счет кроговорота веществ и энергии или деятельности человека.
Умение - совокупность действий с знаниями выполненные человеком медленно с обдумыванием.
2 уровня научного поиска:
1 ур.: Эмпирический ( сбор фактов, предствалений)
2 ур.: Теоретический ( создание моделей, проработка материалов)
2 группы методов научного поиска:
1 гр.: Эмперические:
- наблюдение ( целенаправленный процесс восприятия явлений объективной действительности)
- Описание
- Измерения
- Сравнение
- Эксперемент ( набледение в специально созданных и контрагируемых условиях)
Условия эффективности эксперементы:
1. Эксперементатор должен создать продуманную гипотезу или предположение.
2. Наобходимы эксперементальные и контрольные объекты.
3. Подготоввка материала для эксперемента.
4. Проверочные мариалы.
- Изучение документации
2гр.: Теоретические:
- Обстрогирование
-Обощение
- Индукция
- Дедукция
- Аналогия
- Статические методы
- Математические методы
- Методы моделирования
Главный метод: Гипотетика дедуктивный - создание системы дедуктивно (от общего к частному) связанных между собой гипотез ( предположений) из которых выводятся утверждения о эмпереических фактах (чувственных фактах).
Логика научного поиска:
В такой последовательности выполняется научный поиск
1. Любое научное исследование начинается с определение темы работы
2. Обоснование актуальности темы.
3. Объект и предмет исследования ( описать что рассматривается)
Объектом - являются структурные компоненты учебно-воспитательного, учебно- организационного управленческого процесса протекающих в обще-образовательном учереждении.
Предмет - как рассматривается объект: принципы, методы, формы, содержание; применение которых способствует повышению эффективности обучения.
4. Цель научной работы.
При оформлении цели рекомендуется использование отглагольных существительных : исследование, изучение, выявление, описание, рассмотрение, но разработка, анализ и др.
5. Задачи исследования
При перечеслении задач используют глаголы в начальной форме : изучить, описать, определить, выявить.
6. Гипотеза
Совокупность предположений о возможных конечных результатах исследовательской работы. Как правило проходит отражение в дипломной работе, методы исследования и основной текст.
Концепции естественно-научные:
1. космологическая концепция " Большой взрыв" ( гипотеза)
2. Физико-фундаментальная часть естествознания:
- квантовая механика, корпускулярно-волновой дуализм;
- уровни организации материи, мир элементарных частиц;
- физические взаимодействия и их роль в образовании материи;
- синергетика, гипотеза рождения материи.
Наука о вселенной - космология. А выводы космологии - выводы происхождения и развития вселенной.
Космология разработала модель расширяющейся вселенной на основе общей теории относительности и теории тяготения, разщработанной А. Энштейном в 1916г.
Составной частью модели является предстваления прошедшие "большой взрыв" 12-17 млрд. лет тому назад.
Современнавя наука допускаяет, что взрыв произошел в вакуме, который по современным научным представлениям является своеобразной формой материи способной при определенных условиях " рождать" вещественные частицы.
Квантовая механика допускает , что вакум может проходить в возбуждении под действием энергии.
Первыми частицами после взрыва были виртуальные частицы и согласно теории, после взрыва через 0,1 сек. во вселенной появляется смесь легких ядер : 2/3 водорода и 1/3 гелия. Эта гипотеза не является решающим подтверждением существования бога, т.е. это могло произойти в соответствии с законами физики.
Наука, которавя изучает мир элементарных частиц - квантовая механика.
Основоположником стал в 1900г. Планф. Он предположил , что свет испус кается неделимыми частичками - квантами, а в 1913г. Н. Пор изучал модель атомаобъяснил появление света тем, что излучение происходит в результате перевода электрона с одной орбиты на другую.
Через некоторое время французский ученый Луи Дейбраль пропускал электрон через кристалл им обнаружил явление отражения, приломления и предположил что электрон это волна. Таким образом, элементарные частицы ведут себя по разному в зависимости от среды попадания.
1. Квантовая механика также выявила:
- если встречается часттица и анти-частица происходит излучение;
- предсказщать место и импуцльс элементарных частиц можно только с определенной вероятностью;
-Квантовая теория не допускает объективного описания природы, а большое влитяние оказывает человек (субъект) и прибор, которывй описывает.
2. В последние годы частицы называли - квирки.
В квирки входят не только отдельные элементарные частицы, но и адроны, липтоны( электроны, нейтроны).
В 1932г. были обнаружены позитроны ( электроны с противоложным знаком), в 1955г. - анти-протоны.
3. Науке известно 4 физических взаимодействия:
1- ядерная сила (1911г. Розельфонд)
2- Электромагнитное ( при взаимордействии которых в 1000 раз слабее сильного, происходит испускание и поглощение фатонов)
3- Слабое воздействие нейтрина
4- Гравитационное воздействие
4. Наука, которая изучает "рождение" материи из ничего - синергетика . Она изучает сложные системы и неравновесные системы.