Файл: Естествознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Что такое наука - концепция естествознания?

2. Характерные черты науки.

3. Особенности естествознания в эпоху НТР.

Концепции названы одним понятием - законы, теории, правила выделенные из законов, модели, гипотеза (предположение) и т.д.

Естествознание - раздел науки, который изучает мир в его естественном состоянии без вмешательства человека.

Значение концепции естествознания:

1. Стать образовательным человеком.

2. Знать логику науки ( исследования)

3. Знать отличие науки от ненауки.

Каждая наука отличается своими чертами.

Чем наука отличается от ненауки?

Каждая наука отличается 6 парами черт:

1. Характеризуется достоверностью и универсальностью, сообщает истенные знания.

Фрагминтарность - каждая наука начинает изучать те области знаний, которые интерисуют ученых в данный момент.

2. Общая значимость и обезличенность - выводы науки пригодны для всех людей.

Обезличенность - индивидуальные особенности ученого не влияют на результаты открытий.

3. Систематичность и незавершенность - каждая наука имеет определенную систему.

Незавершенность - научные знания не могут достичь абсолютный истины.

4. Приемственность и критичность

Приемственность - новые зания используются ( соотносятся) со старыми - эволюция.

Критичность - готовность ученых подставить под сомнение и предрасмотреть результаты.

5. Провека и внеморальность.

Внеморальность - научные истины нецтральны в морально- этическом плане , т.е. не зависят от моральнцых качеств учёных.

6. Рациональность и чувственность.

Рациональность - каждая наука имеет свою логику исследования.

Чувственность - научные результаты требуют, по возможности, эмперическую проверку.

Наука имеет свои методы, язык, аппаратуру. Таким образом:

Наука - особый рациональный способ познания мира, основанный на эмперической проверки или математическом доказательстве.

Особенности науки в эпоху НТР ( научно - техническая революция):

Характеризуется:

1. Срастание науки и техники, в результате наука становиться производственной силой. Техника это не просто машины, а систематический подход к объектамс применением математического аппарата и различных эксперементальных процедур. В результате срастания науки с производством получены новые виды энергии, материалов, проходит автоматизация производства.


2. Небывалые успехи в покарении природы и самого человека.

Отрицательные последствияНТР:

1. Социального плана

2. Психологического плана ( компьютеры, игры на компьютерах)

3. Экологические последствия

Структура естественного научного познания

1. Уровни научного познания

2. Методы научного познания

3. Логика научного познания

Этапы познания:

1. Чувстыенный : эмперические знания

-факты

-представаления

2. Мыслительный: теоретические знания

- понятие

- закономерности

- причинно-следственные связи

3. Практика:

- умение

Понятие - мыслительная категория, которая созджает в сознании человека наиболее существенные черты, свойства объекта или явления окружающей действительности.

Закономерности - за счет кроговорота веществ и энергии или деятельности человека.

Умение - совокупность действий с знаниями выполненные человеком медленно с обдумыванием.

2 уровня научного поиска:

1 ур.: Эмпирический ( сбор фактов, предствалений)

2 ур.: Теоретический ( создание моделей, проработка материалов)

2 группы методов научного поиска:

1 гр.: Эмперические:

- наблюдение ( целенаправленный процесс восприятия явлений объективной действительности)

- Описание

- Измерения

- Сравнение

- Эксперемент ( набледение в специально созданных и контрагируемых условиях)

Условия эффективности эксперементы:

1. Эксперементатор должен создать продуманную гипотезу или предположение.

2. Наобходимы эксперементальные и контрольные объекты.

3. Подготоввка материала для эксперемента.

4. Проверочные мариалы.

- Изучение документации

2гр.: Теоретические:

- Обстрогирование

-Обощение

- Индукция

- Дедукция

- Аналогия

- Статические методы

- Математические методы

- Методы моделирования

Главный метод: Гипотетика дедуктивный - создание системы дедуктивно (от общего к частному) связанных между собой гипотез ( предположений) из которых выводятся утверждения о эмпереических фактах (чувственных фактах).



Логика научного поиска:

В такой последовательности выполняется научный поиск

1. Любое научное исследование начинается с определение темы работы

2. Обоснование актуальности темы.

3. Объект и предмет исследования ( описать что рассматривается)

Объектом - являются структурные компоненты учебно-воспитательного, учебно- организационного управленческого процесса протекающих в обще-образовательном учереждении.

Предмет - как рассматривается объект: принципы, методы, формы, содержание; применение которых способствует повышению эффективности обучения.

4. Цель научной работы.

При оформлении цели рекомендуется использование отглагольных существительных : исследование, изучение, выявление, описание, рассмотрение, но разработка, анализ и др.

5. Задачи исследования

При перечеслении задач используют глаголы в начальной форме : изучить, описать, определить, выявить.

6. Гипотеза

Совокупность предположений о возможных конечных результатах исследовательской работы. Как правило проходит отражение в дипломной работе, методы исследования и основной текст.

Концепции естественно-научные:

1. космологическая концепция " Большой взрыв" ( гипотеза)

2. Физико-фундаментальная часть естествознания:

- квантовая механика, корпускулярно-волновой дуализм;

- уровни организации материи, мир элементарных частиц;

- физические взаимодействия и их роль в образовании материи;

- синергетика, гипотеза рождения материи.

Наука о вселенной - космология. А выводы космологии - выводы происхождения и развития вселенной.

Космология разработала модель расширяющейся вселенной на основе общей теории относительности и теории тяготения, разщработанной А. Энштейном в 1916г.

Составной частью модели является предстваления прошедшие "большой взрыв" 12-17 млрд. лет тому назад.

Современнавя наука допускаяет, что взрыв произошел в вакуме, который по современным научным представлениям является своеобразной формой материи способной при определенных условиях " рождать" вещественные частицы.

Квантовая механика допускает , что вакум может проходить в возбуждении под действием энергии.

Первыми частицами после взрыва были виртуальные частицы и согласно теории, после взрыва через 0,1 сек. во вселенной появляется смесь легких ядер : 2/3 водорода и 1/3 гелия. Эта гипотеза не является решающим подтверждением существования бога, т.е. это могло произойти в соответствии с законами физики.


Наука, которавя изучает мир элементарных частиц - квантовая механика.

Основоположником стал в 1900г. Планф. Он предположил , что свет испус кается неделимыми частичками - квантами, а в 1913г. Н. Пор изучал модель атомаобъяснил появление света тем, что излучение происходит в результате перевода электрона с одной орбиты на другую.

Через некоторое время французский ученый Луи Дейбраль пропускал электрон через кристалл им обнаружил явление отражения, приломления и предположил что электрон это волна. Таким образом, элементарные частицы ведут себя по разному в зависимости от среды попадания.

1. Квантовая механика также выявила:

- если встречается часттица и анти-частица происходит излучение;

- предсказщать место и импуцльс элементарных частиц можно только с определенной вероятностью;

-Квантовая теория не допускает объективного описания природы, а большое влитяние оказывает человек (субъект) и прибор, которывй описывает.

2. В последние годы частицы называли - квирки.

В квирки входят не только отдельные элементарные частицы, но и адроны, липтоны( электроны, нейтроны).

В 1932г. были обнаружены позитроны ( электроны с противоложным знаком), в 1955г. - анти-протоны.

3. Науке известно 4 физических взаимодействия:

1- ядерная сила (1911г. Розельфонд)

2- Электромагнитное ( при взаимордействии которых в 1000 раз слабее сильного, происходит испускание и поглощение фатонов)

3- Слабое воздействие нейтрина

4- Гравитационное воздействие

4. Наука, которая изучает "рождение" материи из ничего - синергетика . Она изучает сложные системы и неравновесные системы.