Файл: Методика обучения технике метания гранаты и малого мяча. Методика обучения технике метания копья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Хлопок в ладоши (перед собой или за спиной) и ловля мяча правой (левой) рукой.

7. То же, но хлопок после удара мяча об пол.

8. Передача мяча из одной руки в другую над головой, из-за спины, между ног.

9. Бросок мяча вверх. Поворот кругом через левое (правое) плечо и ловля мяча:

а) двумя руками;

б) одной

10. То же, но вместо броска сильный удар мячом о пол

11. Учащиеся выстраиваются в шеренгу на расстоянии 2 - 3 м от стенки. Мяч в правой (левой), бросок из-за головы в стену и ловля двумя руками.

12. То же, но после отскока мяча от пола.

13. Перебрасывание мяча в парах на расстоянии 3 - 4 м из-за головы одной рукой и ловля двумя снизу. То же, но расстояние между партнерами увеличивается.

14. Бросок мяча в стену из-за головы с расстояния 4 - 6 м и ловля одной рукой после отскока.

15. То же, но перед ловлей выполнить хлопок в ладоши, присесть, выпрямиться, повернуться кругом.

Факторы, влияющие на результат в метаниях


От чего зависит дальность полета снаряда в метаниях?

Во-первых, от начальной скорости вылета снаряда, которую ему задает спортсмен и которая зависит от пути приложения силы к снаряду и скорости прохождения этого пути. Чем больше путь активного воздействия спортсменом на снаряд и чем меньше понадобится времени для преодоления этого пути, тем выше начальная скорость вылета снаряда и выше результат.

Во-вторых, от угла вылета снаряда. Анализ кинограмм сильнейших метателей копья показывает, что оптимальным является угол в 40°. Чем дальше может метнуть снаряд спортсмен (а значит, создать снаряду высокую начальную скорость вылета), тем ближе к оптимальному должен быть угол вылета снаряда. В-третьих, на дальность полета влияет сопротивление воздушной среды, которое зависит от площади поперечного сечения снаряда, находящегося в полете. Например, если спортсмен может метнуть снаряд только на 30 м, а придает снаряду угол вылета, который необходим при броске на 90 м, то снаряд, выпущенный метателем и имеющий малую начальную скорость вылета, испытывает большое сопротивление воздуха. Снаряд, выпущенный под необходимым к горизонту углом, опирается на подъемные, более плотные слои воздуха под ним, что дает ему возможность планировать.

В-четвертых, от начальной точки вылета снаряда. При всех прочих равных возможностях лучший результат будет у того метателя, у которого наивысшая точка вылета снаряда.


Совершенствование техники

Основой совершенствования техники метания является координационный навык броскового движения в сочетании со скоростью разбега. Однако единого мнения, что является определяющим элементом техники метания, у специалистов и спортсменов нет. Финская школа метания считает, что главное - это умение быстро выполнить все движения и сочетать в финальном усилии поворотно-разгибательное движение правого бедра и хлестообразное движение руки с ритмом разбега. Советская ленинградская школа метания (в частности В.И. Алексеев) считала главенствующим сочетание разбега с финальным усилием. Олимпийская чемпионка Э. Озолина подчеркивает важную роль элементов финального усилия - взятие «на себя» и выход грудью в последнем бросковом шаге. Обгон снаряда в скрестном шаге, совмещение тяговых усилий с осью снаряда и предполагаемой траекторией полета снаряда, сочетание работы метающей руки и левой ноги - моменты, на которых заостряли внимание тренеры сборной команды СССР В. В. Кузнецов и В.И. Алексеев.

Мы считаем важным добавить в финальное усилие резкий выдох, который, по нашему мнению, многократно увеличит силу броска и скорость полета (как в восточных единоборствах в момент удара или броска). Большинство специалистов сходятся в одном: важен ритм и свобода в движениях.

Главным средством в совершенствовании техники метания предметов является повторное выполнение упражнения. Под упражнением в данном случае надо понимать как целостное выполнение движений при метании предметов и вспомогательных снарядов, так и комплекс специальных и имитационных упражнений, помогающих создать правильные мышечные ощущения. С этой целью рекомендуем выполнять имитационные упражнения со снарядами и без них. При этом на замах делать вдох через нос, а на финальное усилие - выдох через рот, как в восточных единоборствах.

Специальные бросковые упражнения

1. Ноги на ширине плеч, мяч за головой. Бросок выполняется вперед-вверх в цель при пружинистой работе ног, разгибанием туловища и захлестом предплечьями и кистями.

2. То же из и.п. стоя в шаге.

3. Тот же бросок с постановкой левой ноги на грунт из и.п. стоя на слегка согнутой правой ноге, мяч за головой.

4. Метание тяжелых снарядов с трех шагов.

5. Стоя в шаге, в руках блин от штанги. Выполнить замах вправо-вниз-назад, занять положение натянутого лука.

6. Стоя в шаге, в правой руке гантель или предмет (весом 1-2 кг). Выполнить замах вперед-вниз-назад, обращая внимание на поворотное движение правого бедра влево.



7. Стоя в шаге, в правой руке ядро (предмет 1-2 кг). Выполнить замах и метнуть его в цель.

8. Метание тяжелых снарядов с трех шагов и с подбега.

9. Дыхательная гимнастика - диафрагмальное дыхание без задействования межреберных мышц.

С ростом спортивного мастерства количество имитационных упражнений, направленных на отработку отдельных элементов техники, значительно сокращается. Следовательно, увеличивается число упражнений целостного характера, выполняемых в движении с соревновательной скоростью.

Места для проведения соревнований

Разбег совершается в коридоре шириной 4 м, длиной не менее 30 м, ограниченном по бокам линией белого цвета. Окончание разбега в метаниях мяча ограничивается криволинейной планкой или линией белого цвета шириной 7 см, вычерченной в виде круга радиусом 8 м.

2. Методика обучения технике метания копья

Успешнее проходит обучение физически подготовленных людей, обладающих хорошей подвижностью в суставах и имеющих навык в метании из-за головы теннисных мячей, камней и других легких предметов. В связи с 18 этим обучению технике метания копья должны сопутствовать упражнения, способствующие развитию мышечной силы, быстроты движений, гибкости. К таким упражнениям относятся: гладкий и барьерный бег, прыжки, метания и толкание ядра (набивного мяча, камней) из различных исходных положений, упражнения для развития отдельных групп мышц и для развития подвижности в плечевых суставах.

На первых занятиях и в процессе всего обучения рекомендуется применять простейшие снаряды: ядра, камни, мячи. Вес снарядов, превышающих вес копья, применяют для улучшения растягивания мышц, принимающих участие в броске, так как они дают почувствовать «тяговый» характер усилий и заставляют начинать бросок с пружинистой работой ногами. Снаряды, вес которых значительно меньше веса копья, применяют для приобретения навыка «хлестообразного» движения при выбрасывании снаряда.

В процессе обучения преподаватель должен стремиться научить занимающихся метать копье с разбега на результат, соблюдая правила соревнований, а именно: выполнять разбег с оптимальным ускорением, слитно переходить от разбега к финальному усилию, возможно полнее используя в финальном усилии приобретенную в разбеге силу мышц ног, туловища и руки. Выбрасывание снарядов выполняется из-за головы через плечо, стоя лицом по направлению к метанию, левая нога впереди, правая сзади на носке (при метании правой рукой). Метающая рука поднята над головой. Незначительно отклоняя туловище назад, руку под тяжестью снаряда опускают за голову. Сгибая туловище вперед и поворачивая плечевой пояс влево, выполняют бросок вперед. При этом основное внимание обращают на правильное разгибание руки в локтевом суставе.


По мере овладения движением предплечья и кистью метание снарядов выполняется с возможно большей амплитудой движений. Метатель, отводя снаряд, сгибает правую ногу и отклоняет туловище назад. Бросок 19 выполняется широким и плавным нарастающим усилием за счет пружинистого распрямления ног, туловища и руки при постоянном сохранении натяжения мышц. Усилия правой ноги направлены вперед-влево, а левой – вверх - назад. Сочетание работы правой и левой ног при броске с места занимает важное место в обучении. Контролировать правильность движений в этом упражнении следует по стремительности и точности полета копья, а также по его приземлению. Отклонение в какую-либо сторону хвостовой части копья указывает на неточное выполнение движения.

Для создания естественного броскового движения при метании копья целесообразно чередовать броски копья с метанием ядер, камней, мячей. Неправильный выпуск копья часто объясняется общим напряжением мышц всего тела, и особенно метающей руки. Обучать финальному усилию следует при метании копья с места. В первом упражнении броски снарядов выполняются из положения стоя лицом по направлению метания. Броску предшествует свободное отведение руки с копьем и поворот плечевого пояса направо.

Особое внимание уделяется разгибательно-вращательному характеру движений правой ногой и таза при «скрученном» положении туловища. Для овладения этим сложным движением из положения «замаха» следует больше имитировать финальное усилие с предметами, с резиновым амортизатором, с помощью партнера и на инерционном тренажере. Применяя эти вспомогательные снаряды и тренажеры, спортсмен получает правильное ощущение ритма и формы броска. При этом важно, чтобы метатель при выполнении «захвата» и «взятии снаряда на себя» научился правильно проходить положение «лука» с выведением локтя вверх. Это позволит полнее передать усилие ног и туловища на снаряд и избежать повреждений руки. После этого изучаются движения из положения стоя на правой ноге, согнутой в колене, с предварительным подниманием левой ноги, стоящей впереди. Бросок выполняется одновременно с постановкой левой ноги на 20 грунт.

Во время метания с места встречается ряд недостатков: движение метающей руки стороной; направление усилий не по оси копья; перенос тяжести тела на левую ногу, что не позволяет выполнить «захват» и исключает активную работу ног. Чаще других для исправления этих недостатков следует применять упражнения, которые заставляют включать нужную группу мышц в работу.


Для активизации работы ног следует применять всевозможные броски тяжелых снарядов двумя руками из различных исходных положений; формируя навык приложения усилий по оси снаряда, следует применять копья с обмоткой на расстоянии 115-120 см от наконечника, а также метание гибких прутиков, метание копья в цель и в земляной откос. Устраняя ошибку - движение руки стороной с опущенным ниже плеча локтем, спортсмену следует оказывать помощь: проводить метающую руку по нужному пути. Можно удерживать копье за хвост, оказывая сопротивление движению.

Значительную помощь в исправлении этого же недостатка оказывают упражнения для развития гибкости в грудной части позвоночника и увеличение подвижности в плечевых суставах. Переход от разбега к броску копья совершается во время скрестного (предпоследнего) и последнего бросковых шагов. Главное при выполнении скрестного шага - максимально и быстро опередить ногами снаряд, чтобы, не теряя скорости, выполнить финальное усилие слитно с разбегом, оказывая содействие на снаряд по возможно большему пути.

Для освоения скрестного шага надо встать боком по направлению метания, держа правую согнутую ногу скрестно перед левой и, оттолкнувшись левой ногой, приземлиться на правую, а во время прыжка левую ногу вывести вперед. Затем скрестный шаг выполняется из положения стоя боком, ноги шире плеч, вес тела расположен на правой ноге, левая нога поднята, туловище незначительно наклонено назад и повернуто вправо. Рука без копья (а затем с копьем) все время отведена назад. По мере овладения 21 этими упражнениями следует переходить к выполнению скрестного шага с бега. Разбег при этом выполняется с отведенным в сторону копьем и заканчивается броском. Для большего выполнения количества повторений лучше на первых занятиях метать камни, мячи или дротики (400-600 г), обращая внимание на свободу и точность движений.

При метании копья с разбега у занимающихся возникают такие ошибки: не выполнив полноценного скрестного шага, они падают плечами вперед; опускают руку с копьем вниз; делают большой бросковый шаг; чрезмерно сгибают левую ногу при упоре на нее: наклоняют при броске туловище влево. При разучивании скрестного шага особое внимание обращается на длину, темп 3 последних шагов. При беге с копьем важно свободно выполнять движения и нести копье над плечом. Отведение копья начинается с шагом правой ногой и выполняется на 2 шага. При обучении разбегу обращается внимание на свободное отведение копья без замедления бега и на окончание его к началу скрестного шага. При отведении копья на месте и в движении возникают типичные ошибки: прогибание туловища в поясничной части; наклон туловища влево; сгибание руки в локтевом суставе и опускание ее вниз; отклонение наконечника копья в сторону от направления метания.