Файл: Методика обучения технике метания гранаты и малого мяча. Методика обучения технике метания копья.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исправлению этих недостатков помогут действия педагога, корректирующего положение метателя и тем самым создающего у метателя правильные мышечные ощущения. Проверка спортсменом своих действий перед зеркалом также сокращает сроки обучения и устраняет недостатки. Метанию копья с короткого разбега предшествует имитация метания с 2-4 шагов. Эти упражнения можно выполнять с легкими предметами. Правильное выполнение отведения надо сочетать с бросками снарядов не в полную силу, постепенно увеличивая длину и скорость разбега. При этом надо обращать внимание занимающихся на ритм метания: ускоренное продвижение метателя с момента начала отведения копья, акцент на скрестном шаге и слитное выполнение финального усилия. В финале рука 22 всегда должна проходить над плечом локтем вверх-вперед.
Метание с полного разбега и броски с разбега в полную силу можно выполнять лишь после того, как обучающиеся научатся отводить копье и правильно проводить руку над плечом, чтобы избежать ее травмирования. Длина предварительного разбега для начинающих метателей может доходить до 8-10 беговых шагов. Для определения длины разбега и контрольных отметок каждый спортсмен 2-3 раза метает копье на дорожке с полного разбега. После этого отмечают следы ног после выбрасывания копья и остановки движения, а также след левой ноги, совпадающий с началом отведения копья. Измерив расстояние между отметками, можно установить длину разбега и определить место контрольной линии для отведения копья.
В процессе тренировки длина разбега и места контрольных отметок могут изменяться в зависимости от скорости бега и повышения тренированности. Метание копья (камней, мячей, дротиков) с 3-5 шагов разбега; метание копья с полного разбега в различных направлениях по отношению к ветру; метание копья в полную силу, соблюдая правила соревнований; непосредственное участие в соревнованиях. После овладения основной схемой метания копья с разбега уточняется ритм последних шагов (особенно скрестного в сочетании с финальным усилием), способ отведения копья, длина разбега и его оптимальная скорость. Наряду с этим уделяется большое внимание активной работе ног в финальном усилии и исправление ошибок в этой фазе. Важно также следить за оптимальным углом вылета копья. О степени овладения техникой и прочностью навыка в метании лучше всего судить во время участия в прикидках и соревнованиях
Вывод
Анализ учебных программ по физическому воспитанию показал, что в зависимости от их направленности метанию отводится соответствующая роль и место: в комплексной программе метание рассматривается, как самостоятельное двигательное действие, подлежащее изучению; в программе с направленным развитием двигательных способностей метание - это средство развития координационных способностей. Целостность техники метательного движения не учитывается в традиционной методике обучения, где основной метод обучения - разучивание двигательного действия по частям, что противоречит структуре метательного движения. Рекомендуемая последовательность обучения: от хлестообразного движения кисти в момент броска до исходного положения перед началом разбега; не соответствует последовательности включения в работу звеньев тела в фазе финального усилия.
Подбор подводящих упражнений должен осуществляться с учетом целостности техники изучаемого двигательного действия. То есть методика обучения направлена на формирование двигательного действия в целом, а не на изучение отдельных его элементов, что соответствует динамической структуре метательного движения.
При метании копья эффективность движений туловища в финальном усилии, направленных на повышение реализации физического потенциала метателя, определяется согласованностью угловых скоростей вокруг вертикальной и сагиттальной осей. Спортсмены, сочетающие эти движения, то есть выполняющие бросок комбинированным способом, имеют показатель угла наклона вектора абсолютной угловой скорости туловища - в среднем 57,8°. Метатели, выполняющие финальное движение преимущественно поворотом вокруг вертикальной оси – «поворотом плеч» - соответственно 78,7° (Р < 0,05). В таком способе броска фронтальная ось плечевых суставов приближается к горизонтали, а смещение дистальных звеньев метавшей руки вправо относительно одноименного плечевого сустава увеличивается. 2. Преимущественное увеличение угловой скорости поворота туловища вокруг вертикали в финальном движении способствует значительному смещению дистальных звеньев метающей руки вправо относительно одноименного плечевого сустава. Корреляционная связь между показателями угла наклона вектора абсолютной угловой скорости туловища и наибольшим смещением локтевого сустава относительно одноименного плечевого; наибольшим смещением кисти со снарядом относительно одноименного плечевого сустава; углом отклонения копья относительно направления разбега составила соответственно r = 0,875; r = 0,678; r = 0,615. Указанный способ выполнения упражнения затрудняет приложение усилия вдоль продольной оси снаряда. 3. Одновременное достижение максимальных значений угловых скоростей поворота туловища вокруг вертикальной и сагиттальной осей в момент выхода метателя грудью в сторону броска способствует уменьшению кривизны траекторий дистальных звеньев метающей руки. Выявлена существенная корреляционная взаимосвязь между показателями вектора абсолютной угловой скорости туловища и наибольшим смещением локтевого 49 сустава относительно одноименного плечевого (r = 0,831); наибольшим смещением кисти со снарядом относительно одноименного плечевого сустава (r = 0,810); углом отклонения копья относительно направления разбега (r = 0,876).
В процессе обучения необходимо создавать ориентировочную основу деятельности (посредством задания ориентиров: зрительных, слуховых, тактильных) с целью исключения ряда типичных ошибок и осуществления самоконтроля за выполнением задания.
Результативность экспериментальной методики заключается: в более полной реализации естественных возможностей.
Список используемой литературы
1.Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук.
2.Физическая культура: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений 2-6 изд., перераб. / Под ред. В.Д. Дашинорбоева. - Улан-Удэ: Из-во ВСГТУ, 2007. - 229 с.
3. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. -- М.: Издательский центр «Академия», 2004. -- 272 с.