ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФГОС третьего поколения:
что нового?
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №229
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Заместитель директора по УВР Войцешко Е.В.,
методист Балалаева В.Ф.
29.03.2022
С 1 сентября 2022 года
года начали действовать ФГОС в каждой
школе, и обучающиеся , которые будут приняты
на обучение в первые и пятые классы в 2022
году будут учиться уже по обновленным ФГОС.
Для других обучающихся продолжить обучение
по ним будет возможно только при согласии
родителей обучающихся.
ПОКОЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ:
Первое поколение ФГОС ( с 2004 г.)
Второе поколение ФГОС
(
НОО с 2009 г., ООО с 2010 г., СОО с 2012 г.)
Третье поколение ФГОС
(с 01.09.2022 г.)
Главные отличия
Сегодняшние ФГОС содержат общие, размытые формулировки. Главным отличием обновленных стандартов станет следующее: в документе будут максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, конкретизировано то, чем овладеет школьник и что освоит. Также упор сделан на применении знаний на практике.
В новой версии — все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. В документах отмечается, что ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно- коммуникационными технологиями и пр.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФГОС:
• Создание единого образовательного пространства по всей РФ
• Обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
http://edsoo.ru
https://edu.gov.ru
Можно выделить несколько позитивных моментов:
•Повышается прозрачность системы образования, за что все мы бьемся уже долгое время.
•Любой родитель сможет ознакомиться с документом и понимать, чему именно учат в школе их ребенка, а значит, повышается вероятность включения в процесс образования родителей.
•Качество образования повысится за счет единства содержания.
•Достижение личностных результатов, которые также детализированы и конкретизированы в обновленном документе, будет направлено на реализацию программы воспитания.
•Определена система требований к тому, как должна
•реализовываться образовательная программа, это позволяет создать равные возможности для того, чтобы ребята получили качественное образование.
Впервые вводится ФГОС НОО и ООО одновременно
Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения
Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков
Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины
Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков
Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников
Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения, содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами
ОСОБЕННОСТИ
ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС:
ОСОБЕННОСТИ
ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС:
• Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике»,
«Обществознанию» и «Географии»
• Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской
Федерации
• Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)
• Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут
• Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной
• Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности
• Определено базовое содержание программы воспитания
• Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ
А что о воспитании?
Патриотическое воспитание также включено в обновленные ФГОС, необходимо работать над формированием российской гражданской идентичности. Что это значит? Когда девятиклассник завершает уровень образования, он должен быть готов выполнять свои гражданские обязанности, иметь системные знания о месте РФ в мире, ее исторической роли, территориальной целостности.
Отдаленный результат – это то, что определенно можно отнести к системе образования. В 2022 году ученики начали обучение по обновленным ФГОС, но каков будет результат, мы увидим только спустя несколько лет.
Финансовая грамотность. С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Как пояснили в министерстве просвещения, о введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки на ребят. Изучать финансовую грамотность школьники будут в рамках предметов
«Окружающий мир», «Математика», «Обществознание», «Информатика»,
«География» и некоторых других. «Школьные программы должны давать максимально актуальные знания, которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни, — подчеркнули в Минпросвещения. — Поэтому новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части гуманитарных направлений, и в части предметов научно- технического цикла, расширить знания школьников о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое воспитание».
Конкретика. В новой версии ФГОС — весь учебный процесс описан очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам.
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010
ФГОС ООО 2022
Срок получения ООО – 5 лет
Не установлено сокращение
Срок получения ООО – не более 5 лет
Может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам
Общие, размытые формулировки результатов освоения образовательной программы
Отказ от размытых формулировок.
А) Например, в метапредметные результаты в УУ познавательных действиях выделяются:
1.
Базовые логические действия.
2.
Базовые исследовательские действия.
3.
Работа с информацией; в УУ коммуникативных действиях выделяются блоки «Общение» и «Совместная деятельность»;
в УУ регулятивных действиях выделяются блоки «Самоорганизация» и
«Самоконтроль» (п. 43 ФГОС).
Б) Личностные результаты достигаются через направления воспитания (п. 42
ФГОС).
В) подробно указан перечень предметных результатов, тех навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи, по иностранному языку)
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010
ФГОС ООО 2022
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий: требований не устанавливал
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий: фиксируется право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Деление учеников на группы: норм не устанавливал.
Деление учеников на группы: разрешено организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей.
Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010
ФГОС ООО 2022
ООП ООО включает в себя:
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы ООО
Система оценки достижения планируемых результатов
Программа формирования УУД
Программы отдельных предметов,
курсов и курсов внеурочной
деятельности
ООП ООО включает в себя:
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения обучающимися программы ООО
Система оценки достижения планируемых результатов
Программа формирования УУД
Рабочие программы учебных
предметов, учебных курсов (в том
числе внеурочной деятельности),
учебных модулей
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010
ФГОС ООО 2022
ООП ООО включает в себя:
Рабочая программа воспитания
Программа формирования
экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни
Программа коррекционной работы
Учебный план
План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы.
Система условий реализации основной образовательной программы
ООП ООО включает в себя:
Рабочая программа воспитания
Программа коррекционной работы (при наличии обучающихся с ОВЗ)
Учебный план
План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы (с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности)
Характеристика условий реализации программы ООО в соответствие с требованиями ФГОС.
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010
ФГОС ООО 2022
Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература»
(предметная область «Родной язык и родная литература») обязательные.
Учебный предмет «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской
Федерации» (предметная область «Родной язык и родная литература») в ОО с русским языком обучения изучается при наличии возможностей организации и по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся.
Второй иностранный язык обязательный
Второй иностранный язык изучается из перечня, предлагаемого Организацией, по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних и при наличии необходимых условий в Организации
В качестве предметных результатов по предметам нет элементов финансовой грамотности
Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике»,
«Обществознанию» и «Географии»
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010
ФГОС ООО 2022
Предметная область «Математика и информатика» включала предметы
«Математика», «Алгебра»,
«Геометрия», «Информатика»
Предметная область «Математика и информатика» включает предметы
«Математика» и «Информатика»
Учебный предмет «Математика» включает учебные курсы «Алгебра», «Геометрия»,
«Вероятность и статистика»
В предметную область
«Общественно-научные предметы» входили: «История России»,
«Всеобщая история»,
«Обществознание», «География»
В предметную область «Общественно- научные предметы» входят: «История»,
«Обществознание», «География».
«История России» и «Всеобщая история» изучаются как курсы в рамках учебного предмета «История»
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО 2010
ФГОС ООО 2022
При изучении предметной области
ОДНКНР по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей), из перечня, предлагаемого организацией
Единый уровень требований по предметам
Определен базовый и углубленный уровни освоения предметов: математика, информатика, физика, химия, биология
Количество учебных занятий за 5 лет
– не менее 5267 часов и не 6020
часов
Уменьшилось количество часов аудиторной нагрузки: Общий объем аудиторной нагрузки за 5 лет – не менее
5058
академических часов и не более
5549
часов
ОТЛИЧИЯ ФГОС ООО 2010 и 2022:
ФГОС ООО
2010
ФГОС ООО 2022
Более детально расписаны требования к условиям реализации программы основного общего образования (новый вид – общесистемные требования). Особое внимание уделено формированию функциональной грамотности как государственной гарантии качественного образования
Предметные требования для обучающихс я с ОВЗ прописывал ись по каждому предмету дополнитель ным блоком
Предметные требования едины для всех обучающихся. Особенности получения образования лиц с ОВЗ установлены следующие:
Возможность увеличения срока обучения до 6 лет.
Внеурочная деятельность детей с ОВЗ дополняется коррекционными учебными курсами.
Для всех обучающихся с ОВЗ при реализации АПООО исключается учебный предмет
«Физическая культура» и включается учебный предмет «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому устанавливаются Организацией самостоятельно (п. 31.1.)
Для глухих и слабослышащих из обязательного перечня предметов исключается «Музыка»
Для глухих и слабослышащих, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи добавляется
«Развитие речи»
Для глухих и слабослышащих, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата изменяются сроки и продолжительность изучения иностранного языка.