Файл: 1. Анализ технического состояния функциональной системы ла как объекта технической эксплуатации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.6 Оценка степени влияния отказов и повреждений на безопасность полетов и их прогнозирование
Объект контроля
Вид отказа, повреждения
Признаки внешнего проявления (в полете, на земле)
Метод и средства контроля
Влияет/не влияет на
БП
Редукционный клапан
Повышенное давление масла
Повышение температуры масла и газа.
Повышенный расход масла.
Металлическая стружка.
Датчик давления масла ИМД-8
Сигнализатор перепада давления на масляном фильтре тонкой очистки СП-
0,63
Влияет
Масло
Нет давления масла при запуске, ложном запуске и холодной прокрутке.
Неисправность прибора замера давления.
Воздушная пробка на входе в маслоагрегат.
Датчик давления масла ИМД-8
Влияет
Масло
Давление масла не соответствует техническим требованиям.
Уровень масла в баке ниже минимально допустимого.
Неисправность прибора замера давления.
Сильное загрязнение маслофильтра.
Изменение регулировки или заедание редукционного клапана.
Уровнемер масла поплавковый
УМП2-1
Датчик давления масла ИМД-8
Сигнализатор перепада давления на масляном фильтре тонкой
Влияет
Закоксованность отверстия суфлирования маслобака в выхлопном патрубке очистки СП-
0,63
Трубопровод, штуцеры, крышки и горловины маслобака
Не герметичность соединения штуцеров на корпусе фильтра.
Нарушение целости уплотнительных колец под контр гайками штуцеров.
Визуальный осмотр
Влияет
Уплотнительные кольца, прокладки, торцевые уплотнения.
Течь масла по разъему корпуса маслонасоса откачки и датчика тахометра.
Нарушение целостности уплотнительного кольца или прокладок между фланцем насоса и корпусом торцевого уплотнения. Не герметичность торцевого уплотнения датчика тахометра.
Визуальный осмотр
Датчик давления масла ИМД-8
Влияет
Воздушно- масляный радиатор
Повышенное давление масла на входе в двигатель.
Сильное дымление и течь масла из выхлопного патрубка
Датчик давления масла ИМД-8
Влияет
Фильтры, форсунки, клапаны перепуска.
Повышенное противодавление на выходе из двигателя более
1,25кгс/см²
Зависание отсечного клапана в открытом
Течь масла из клапанов перепуска воздуха.
Повышенная температура масла на выходе из двигателя.
Приемник П-
77 температуры масла
Влияет
положении.
Нарушение герметичности торцевого уплотнения ДЦН в коробке приводов
Выброс масла из полости второй опоры Износ откачивающих насосов маслоагрегата.
Неисправность прибора измерения температуры.
Уровень масла в маслобаке ниже минимально допустимого.
Засорение сот масляного радиатора с внешней стороны.
Недостаточный обдув масляного радиатора.
Заедание перепускного клапана маслоагрегата
МА-78 .
Заедание термоклапана маслорадиатора
Повышенное противодавление на выходе из двигателя.
Нарушение герметичности торцевого уплотнения ДЦН в коробке приводов
Выброс масла из полости второй опоры Износ откачивающих насосов маслоагрегата.
Неисправность прибора измерения температуры.
Уровень масла в маслобаке ниже минимально допустимого.
Засорение сот масляного радиатора с внешней стороны.
Недостаточный обдув масляного радиатора.
Заедание перепускного клапана маслоагрегата
МА-78 .
Заедание термоклапана маслорадиатора
Повышенное противодавление на выходе из двигателя.
1.7 Выводы по результатам анализа.
Масляная система двигателя обеспечивает смазку трущихся элементов конструкции двигателя. Любой отказ или повреждение приведет к масляному голоданию подшипников и зубчатых зацеплений, что в свою очередь спровоцирует разрушение, трещины элементов авиадвигателя. Таким образом, состояние масляной системы влияет на безопасность полетов, а значит, требует повышенного контроля и технического обслуживания.
Для хорошей и безотказной работы двигателя маслосистема должна обеспечивать необходимое охлаждение и смазку деталей и агрегатов.
Достаточное охлаждение достигается за счет циркуляции масла по двигателю и вследствие этого насос маслосистемы должен создавать необходимое давление для прокачки масла в системе. Если насос не может создать необходимое давление в системе, то это приводит к увеличению температуры масла, затем вязкость масла понижается, и оно не обеспечивает нормальное давление в системе и ухудшается отвод тепла от опор и агрегатов, следовательно дальше происходит перегрев и заклинивание, что приводит двигатель в нерабочее состояние.
Если в полете происходит падение давления или срабатывает сигнализатор “стружка в масле”, то экипаж должен выключить двигатель и произвести вынужденную посадку.
Маслосистема важная структурная единица двигателя, обеспечивающая работу двигателя.
2. Построение технологических процессов технического обслуживания ЛА
2.1 Технологические процессы контроля технического состояния функциональных систем
Карта инструментального контроля узлов крепления пилона к крылу самолета Ил 96-300
Общие Технологические сведения данные
Объект контроля
Концентрация продуктов износа в масле
Марка масла
ИМП-10
Покрытие
Характер дефекта
Износ трущихся узлов
Метод контроля
Периодический контроль стружки на маслофильтрах, постановка и контроль магнитных пробок и сигнализаторов стружки. Эмиссионный спектральный анализ масла.
Средства контроля
Многоканальный фотоэлектрический спектрограф.
Периодичность контроля
По форме Ф-1 периодического ТО
Трудоемкость контроля
1,2 чел-ч
2.2 Технологические процессы поддержания и восстановления надежности функциональных систем
Поддержание и восстановление надежности ФС ЛА включает, прежде всего, работы: регулировочные; демонтажно-монтажные; по восстановлению лакокрасочных покрытий; смазочные, промывочные и различные виды мелкого текущего ремонта.
К РО ЯК-42
Технологическая карта
№ 200
На 2 страницах
Пункт РО 72.00.00г
Наименование работы
«Осмотр системы централизованной заправки маслом»
Трудоемкость 1,5 чел.час
Содержание операций и технические требования (ТТ)
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ
Контроль Оборудование
Расходные материалы
1. Подготовительные работы.
1.1 Откройте люки 910-2ТП, 910-2УЛ, 910-4ИЛ, 910-
2ФП
1.2 Подключите к аэродромному источнику питания переносную лампу ПЛ-64.
2. Предмет осмотра и технические требования
2.1. Щиток централизованной̆ заправки маслом, электромагнитные клапаны МКТ- 147, трубопроводы.
Не допускаются:
-течь масла по соединениям трубопроводов и агрегатов , через клапан заправочного штуцера;
-трещины и повреждения;
-коррозия и нарушения лакокрасочных покрытий;
-повреждение перемычек металлизации;
-ослабление соединений;
-нарушения контровки соединений;
-зазоры между трубопроводами и другими неподвижными элементами конструкции менее 3 мм; между трубопроводами и подвижными элементами - менее 5 мм; в местах крепления трубопроводов - менее
1 мм.
3. Последовательность осмотра.
3.1. Осмотрите через люк 91(МИЛ щиток
Подтяните соединения трубопроводов до устранения течи.
Замените дефектные детали. Устраните дефекты. Установите трубопроводы в положения, обеспечивающие требуемые зазоры
Набор щупов 4, класс точности 2
ГОСТ 882-75
Переносная лампа
ПЛ-64.
Отвертка 54430-
13/206
К РО ЯК-42
Технологическая карта № 200
Содержание операций и технические требования (ТТ)
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ
Контроль Оборудование
Расходные материалы централизованной заправки маслом, проверьте целостность сигнальных ламп, переключателей, наличие крышки на заправочном штуцере и целостность контровки, отсутствие течи масла через клапан за правочного штуцера.
3.2. Осмотрите внешние поверхности агрегатов и трубопроводов, штуцера, разъемы, элементы крепления и соединения трубопроводов.
3.3. Осмотрите крепление электромагнитных клапанов
МКТ-147, соединение штепсельных разъемов и трубопроводов, целостность контровки.
4. Заключительные работы.
4.1. Закройте люки 910-2ТП, 910-2УЛ, 910-4ИЛ,
910-2ФП
4.2. Отключите переносную лампу ПЛ-64.
К РО ЯК-42
Технологическая карта
№ 201
На страницах
Пункт РО 72.00.00г
Наименование работы
«Проверка количества масла в маслобаке»
Трудоемкость 0,5 чел.час
Содержание операций и технические требования (ТТ)
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ
Контроль Оборудование
Расходные материалы
1. Подготовительные работы.
1.1. Откройте люк 910-4ИЛ подхода к штуцеру централизованной̆ заправки на шпангоутах 61-62 1.2. Подсоедините наземное электропитание.
2. Предмет проверки и технические требования.
2.1. Уровень масла в маслобаке.
2.2. Минимальный̆ уровень по индикатору для выполнения полета 8±0,4 л
2.3. Максимальный̆ уровень по индикатору 16 ±0,4 л
2.4. Перед выполнением полета сигнальная лампа
«Добавь масла» не должна гореть.
3. Последовательность выполнения проверки.
3.1. Включите «Выкл». «Контр.запр.» на щитке ЦЗ
(рисунок 4).
3.2. По профильному индикатору уровнемера масла проверьте количество масла, находящегося в маслобаке проверяемого двигателя.
3.3. Для контроля сигнальных ламп «Максимальный уровень масла» и «Добавь масла» нажмите кнопку
«Контр, ламп.». Лампы должны загореться.
3.4. При уровне масла по индикатору 8 +0,4 л и ниже на щитке горит сигнальная лампа «Добавь масла», а при. уровне масла по индикатору 4 +0,4 л загорается
Дозаправьте масло.
Прекратите заправку маслом
Произведите дозаправку маслом
К РО ЯК-42
Технологическая карта № 201
Содержание операций и технические требования (ТТ)
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ
Контроль Оборудование
Расходные материалы табло «минимальный уровень масла» в кабине пилотов.
3.5. Максимально допустимый̆ уровень масла в маслобаке по индикатору 16 +0,4 л.
При этом на щитке горит сигнальная лампа
«максимальный̆ уровень масла». 4. Заключительные работы.
4.1. Выключите все выключатели щитка централизованной̆ заправки маслом. 4.2 Закройте люк
4.3 Отключите наземное электропитание
К РО ЯК-42
Технологическая карта
№ 203
На страницах
Пункт РО 72.90.00г
Наименование работы
«Замена масла в маслобаке»
Трудоемкость 0,65 чел.час
Содержание операций и технические требования (ТТ)
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ
Контроль Оборудование
Расходные материалы
1. Слейте масло из маслобака, для чего:
Подставьте емкость под бак двигателя под кран 30 слива (рисунок 15). Дозаправку маслобаков производить в случае загорания сигнальной лампы
«Добавь масла» или при показаниях индикатора, уровня масла, близких к уровню 8 литров при проверке количества масла в маслобаке (после выполнения работ, предусмотренных техно- логической картой No200).
2. Проверьте наличие паспорта на доливаемое масло с разрешением на заправку и чистоту заправочных средств. Разрешается при заправке и дозаправке двигателей Д-36 смешивание масел ИМП-10 и
ВНИИНД-50-1-4Ф в любых пропорциях.
3. Произведите заправку маслобака двигателя через систему централизованной за- правки в следующей последовательности:
3.1. Откройте крышку люка централизованной заправки в нижней части фюзеляжа, между шпангоутами 61-62. Крышка люка крепится на шомпольной петле и удерживается в закрытом положении тремя замками.
Масло ИМП-10 по
ТУ 38.00.180-72 или масло
ВНИИНП-50-1-4Ф по ГОСТ 13076-67
К РО ЯК-42
Технологическая карта № 203
Содержание операций и технические требования (ТТ)
Работы, выполняемые при отклонениях от ТТ
Контроль Оборудование
Расходные материалы
3.2. Снимите заглушку с бортового штуцера централизованной заправки и подсоедините к нему раздаточный пистолет маслозаправщика. При этом штоком наконечника раздаточного пистолета открывается клапан штуцера централизованной за- правки. Закрепите наконечник раздаточного пистолета в пазы штуцера заправки. 3.3. Подключите электросхему централизованной заправки к бортовой сети путем включения:
-автомата защиты «АЗРТК-5 заправка маслом», расположенного в РУ левого аккумулятора;
-выключателя «Контроль заправки». При этом электропитание поступает на клапан МКТ-147 заправки маслобака левого двигателя. Если уровень масла в маслобаке двигателя Д-36 находится на минимально допустимом уровне, то загорается сигнальная лампа
«Добавь масло» на щитке и сигнальное табло «Мин. уровень масла» установленное на приборной доске экипажа.
3.4. Подайте команду оператору маслозаправщика на заправку. При достижении уровня масла максимального значения автоматика отключает кран заправки масло- бака и включает сигнальную лампу «Макс. уровень масла».
Аналогично работают фидеры заправки маслом среднего и правого двигателя Д-36. 3.5. Подайте оператору маслозаправщика команду' на прекращение заправки.
3.6. Отсоедините от штуцера централизованной заправки раздаточный пистолет маслозаправщика и установите заглушку на штуцер заправки.
3.7. Выключите выключатель «Контроль заправки», выключатели «Кран маслобака» (лев., средний, правый) и автомат защиты «АЗРТК- 5 заправка маслом».
3.8. Закройте крышку люка централизованной заправки.
4.В случае заправки через заливную горловину маслобака выполните следующие последовательности:
4.1. Снимите крышку 16 (рисунок 15) заливной горловины маслобака в следующей последовательности:
-отверните винт 17 на 2-3 оборота;
-поверните траверсу 18 против часовой стрелки до выхода выступов траверсы из- под упоров А корпуса заливной горловины.
Снятую крышку оставьте висящей на цепочке.
ВНИМАНИЕ: при заправках бака через заливную горловину не допускайте касания наконечника пистолета стенки фильтра 21 во избежание ее повреждения.
4.2. Вставьте заправочный пистолет в заливную горловину маслобака, предварительно убедившись в чистоте фильтра заливной горловины (фильтр из горловины не вынимайте) и произведите заправку до уровня, не доходящего до торца
Б фильтра 21 на 5-10 мм. При заправке примите меры предосторожности от попадания влаги, снега, пыли, фильтра
4.3. Осмотрите состояние резинового уплотнительного кольца 19. Установите крышку 16, заведите выступы траверсы 18 под упоры А корпуса заливной горло вины и завинтите винты 17 от руки.
2.3 Технологические процессы общего назначения при обслуживании ЛА
К числу работ общего назначения, выполняемых на ЛА в процессе эксплуатации, в первую очередь, относятся: заправка ЛА ГСМ; обработка поверхности ЛА от обледенения; буксировка ЛА; запуск и опробование двигателей. Помимо выделенных видов работ, на ЛА эпизодически выполняются и другие различные работы, потребность в которых определяется соответствующими производственными условиями и факторами.
2.3.1.
Заправочные процессы
Применительно к заправочным процессам рекомендуется: дать характеристику применяемых ГСМ (дается сравнительная таблица отечественных и зарубежных марок
ГСМ, применяемых на конкретном типе ЛА); обосновать способы заправки ЛА ГСМ
(дать схемы в пояснительной записке).
Инженерные расчеты в данном случае рекомендуется провести с целью:
1) определения потребного количества топливозаправщиков (ТЗ);
2) определения потребного числа заправочных агрегатов системы ЦЗС;
3) определения времени занятости ТЗ и колонок систем ЦЗЦ топливом.
1. Для решения первой задачи необходимо, на первом этапе, определить расход топлива в час пик:
????
ч
ПИК
= ???? $
????
ГОД
∗ ????
СУТ
∗ ????
Ч
365 ∗ 24
, =
1095000 ∗ 1,1 ∗ 1,2 365 ∗ 24
= 165
м
,
ч
Где
????
ГОД
– годовой расход топлива с учетом класса аэропорта (принимаем I – 1095 тыс.м3/год)
????
СУТ
– коэффициент суточной неравномерности (принимается 1,1)
????
Ч
– коэффициент часовой неравномерности (принимается 1,2)
Расчет потребного числа ТЗ
????
ПОТР
ТЗ
проводится по формуле:
????
ПОТР
ТЗ
=
????
ч
ПИК
????
тз
∗ ????
ТГ
Где
????
тз
– среднечасовая производительность ТЗ, м3/ч
????
ТГ
– коэффициент технической готовности парка ТЗ (принимается 0,85)
Расчет среднечасовой производительности ТЗ определяется по формуле:
????
тз
=
????
ТЗ
????
Ц
Где
????
ТЗ
– рабочий объём ТЗ, м3
????
Ц
– длительность рабочего цикла ТЗ, ч