Файл: Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение краснодарского края.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ТУАПСИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Дидактическая игра как средство развития пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Выполнила Теряева Елена Вячеславовна

студент группы 4 Б заочной формы обучения

Руководитель ВКР

Костромцова Татьяна Геннадиевна, преподаватель

Туапсе

2022

Актуальность

Способность ориентироваться в окружающем и осознавать различные способы отсчета при определении своего положения или другого объекта в пространстве выступает необходимым компонентом подготовки ребенка к школе.

Цель исследования: изучения и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста

Объект исследования: формирование пространственных представлений и понятий у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс освоения старшими дошкольниками системами отсчета при ориентировке в пространстве с помощью дидактических игр и упражнений.

Гипотеза исследования: формирование представлений о способах ориентировки в пространстве и практическое овладение пространственными системами отсчета детьми старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой, если использовать систему дидактических игр и упражнений развивающего характера, и включать их в содержание непосредственной образовательной деятельности, в совместную деятельность педагога и детей, а также в самостоятельную деятельность дошкольников.


ЗАДАЧИ:
  • Раскрыть теоретические аспекты понятия пространственная ориентация.
  • Выявить особенности развития пространственной ориентировки в дошкольном возрасте.
  • Изучить дидактические игры и упражнения для развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста
  • Провести анализ содержания работы в условиях ДОУ по развитию у старших дошкольников умений в области ориентировки в пространстве в ходе опытно – экспериментальной работы.
  • Разработать систему дидактических игр и упражнений для усвоения старшими дошкольниками системами отсчета в процессе пространственной ориентировки.
  • Экспериментально проверить педагогические возможности системы дидактических игр и упражнений, направленных на развитие практических умений по ориентировке в трехмерном и двухмерном пространстве.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 "Голубок" г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район

Пространство – это форма существования материи, не зависящая от нашего сознания объективная реальность.
  • Ориентировка «на себе»
  • «Что находится вокруг меня?»
  • «Расположение предметов на рисунке»
  • Методика определения расположения объектов относительно друг друга
  • «Найди спрятанную игрушку»
  • «Как лиса в гости ходила»

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ:

Сводные результаты уровням владения детьми различными системами отсчета при пространственной ориентировке в старшей группе на констатирующем этапе

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

количество человек

%

количество человек

%

Высокий

2

14

1

7

Средний

7

50

7

50

Низкий

5

36

6

43

Педагогическая деятельность по развитию у старших дошкольников пространственных представлений посредством включения специально подобранных дидактических игр и упражнений была организована в соответствии со следующими этапами работы, которые отражали усложнение пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений



I этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

II этап. Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»

III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Фото детей

Фото детей

Фото детей

Сводные результаты уровням владения детьми различными системами отсчета при пространственной ориентировке в старшей группе на контрольном этапе

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

количество человек

%

количество человек

%

Высокий

6

43

2

14

Средний

6

43

8

57

Низкий

2

14

4

29

В результате проведенного исследования, на этапе контрольного и сравнительного этапов эксперимента мы пришли к выводу о том, что гипотеза, обозначенная в начале работы нашла свое подтверждение.

Спасибо за внимание!