Файл: Европейская валютная система. Перспективы развития.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Столкнувшись в 2009 г. со значительным падением доходов, финансовые власти, в частности Венгрии и Латвии, вторично пересмотрели бюджеты, сократив расходную часть и повысив косвенные налоги. Экономические стимулы в этой группе стран в основном ограничены мерами по снижению прямых налогов, усилиями по стимулированию экспорта и прямых иностранных инвестиций. В странах Центральной Европы гибкость курсов национальных валют позволяет слегка обесценивать их относительно евро, что помогает экспорту оставаться конкурентоспособным. В странах Балтии, где рецессия наиболее глубока, фискальная политика остается проциклической, поскольку в преддверии присоединения к Еврозоне их правительства должны придерживаться строгих налоговых критериев.

Кипр, Мальта, Словакия и Словения являются членами Еврозоны и поэтому имеют очень низкую процентную ставку. Центральные банки других стран этой группы, особенно Чехии, Венгрии, Польши и Румынии, могли бы поддерживать свои процентные ставки на более высоком уровне, но были вынуждены постепенно снижать их во второй половине прошлого года по мере стабилизации национальных валют и субсидирования инфляции. Тем не менее их банковские сектора все чаще сталкиваются с несоблюдением обязательств по кредитам и ограничениями в области расширения кредитования частного сектора.

В 2009 г. инфляция в "новых" странах Евросоюза была низкой в результате удешевления продовольственных товаров и энергоносителей и сокращения внутреннего спроса. Застойный рынок труда способствовал ослаблению давления в отношении заработной платы, в результате чего базовая инфляция в ряде стран была негативной величиной. Снижение уровня инфляции носило наиболее выраженный характер в странах с фиксированными валютными курсами. В то же время периоды обесценения валют в странах с гибкими валютными курсами внесли свой вклад в импорт инфляции. В 2011 г. инфляция в этой группе стран, как ожидается, останется низкой и может приблизиться к нулевой отметке в государствах Балтии.

Снижение экспорта и внутреннего спроса наряду с другими факторами, как отмечается, привело в прошлом году к росту безработицы в регионе, несмотря на активные меры по поддержанию рынка труда. В странах Балтии ее уровень вырос до 15% экономически активного населения с 4% в 2008 г. В других странах этой группы безработица увеличилась на 2-3 процентных пункта – в среднем примерного 10%. В 2010 г. не исключается дальнейший рост этого показателя, что в долгосрочной перспективе может привести к увеличению структурной безработицы в указанном регионе.


В следующей таблице приводятся данные о темпах экономического роста в отдельных странах Европы (%):
Таблица № 1. Экономический рост в странах ЕС




I

II

III

IV

V

Государства Евросоюза

2,2

2,9

0,8

-4,1

0,5

ЕС-15

2,1

2,6

0,6

-4,2

0,5

Австрия

2,3

3,5

2,0

-3,8

1,0

Бельгия

2,0

2,9

1,0

-3,5

0,4

Великобритания

2,5

2,6

0,6

-4,5

0,6

Германия

1,5

2,5

1,3

-4,8

1,2

Греция

4,1

4,0

2,9

-0,6

-0,4

Дания

1,5

1,6

-1,2

-3,0

1,1

Ирландия

2,1

3,6

2,0

-4,7

0,0

Испания

3,3

3,6

0,9

-3,8

-0,9

Италия

1,2

1,6

-1,0

-5,3

0,1

Люксембург

4,2

6,5

0,0

-4,5

0,4

Нидерланды

2,1

3,6

2,0

-4,7

0,0

Португалия

1,3

1,9

0,0

-3,5

0,1

Финляндия

3,1

4,2

1,0

-7,0

0,0

Франция

1,9

2,3

0,4

-2,2

0,7

Швеция

2,6

2,6

-0,2

-5,0

1,5

Новые страны ЕС

4,6

6,2

3,9

-3,7

1,2

Болгария

5,6

6,2

6,0

-5,7

2,0

Венгрия

3,6

1,2

0,6

-6,0

0,5

Кипр

4,2

6,1

2,5

-4,0

1,0

Латвия

7,2

10,0

-4,6

-17,5

-4,0

Литва

6,9

9,8

2,8

-15,9

-3,8

Мальта

2,2

3,7

2,1

-3,8

-0,6

Польша

4,2

6,8

5,0

1,1

2,5

Румыния

5,8

6,3

7,1

-7,6

0,1

Словакия

5,7

10,4

6,4

-4,5

1,2

Словения

4,3

6,8

3,5

-5,5

1,5

Чехия

4,2

6,1

2,5

-4,0

1,0

Эстония

6,9

7,2

-3,6

-12,0

-3,0

Прочие страны Европы

2,3

3,4

1,9

-2,0

0,7

Исландия

4,1

5,6

1,3

-6,3

0,5

Норвегия

2,4

3,1

2,1

-1,2

2,1

Швейцария

2,1

3,6

1,8

-2,5

-0,4


Примечание : I 2000-2008, II-2007, III -2008, IV-2009 (оценка), V -2010 (прогноз).
Как отмечается в последнем докладе ООН "World Economic Outlook 2010", экономика стран западной Европы постепенно преодолевает самый серьезный за послевоенный период финансово-экономический кризис. Признаки стабилизации деловой активности появись во II квартале 2009 года, когда темпы падения валового внутреннего продукта снизились в большинстве стран региона, а в Германии и Франции отмечался небольшой рост этого показателя. В III квартале, как считают аналитики, впервые за предыдущие пять кварталов стало возможным говорить о возобновлении роста общеэкономической конъюнктуры в странах Евросоюза в целом, хотя в Великобритании спад продолжался.

Некоторые ведущие индикаторы в частности Индекс экономических ожиданий ("ЕSI") Еврокомиссии, свидетельствовали о признаках начала позитивных перемен еще в марте 2009 года, но большая их часть указывала на то, что ситуация в регионе все еще существенно ниже среднеисторического уровня. Оживление промышленного производства в странах Еврозоны впервые с начала кризиса было отмечено в мае 2009 г., хотя его объем был на 13% ниже уровня сентября 2008 г. Как получилось, в 2010 г. его рост продолжился, хотя и остается ниже потенциально возможного уровня.

С учетом негативных тенденций, отмечавшихся в конце 2008 г. и начале 2009 г., совокупный валовой продукт 15 стран Евросоюза в целом за прошлый год сократился на 4,2%, а в 2010 г., возможно, увеличится на 0,5%. Оживление произойдет благодаря росту экспорта и возобновлению товарных запасов, тогда как внутренний спрос будет стимулироваться правительственными мерами. В первой половине года деловая активность, по-видимому, будет расти умеренно из-за ослабления стимулирующих краткосрочных факторов.

Для стабильного экономического оживления необходимы нормализация условий кредитования и глобальный рост спроса, которые могут послужить стимулом для возобновления деловых инвестиций и роста занятости. Это, в свою очередь, станет фундаментом для расширения внутреннего спроса. Такое развитие событий, как подчеркивается, станет возможным, если не произойдет преждевременного отказа от политики экономического стимулирования. Снижение уровня потребления в 2009 г. отмечалось в большинстве стран Евросоюза. Однако, несмотря на существенное падение потребительского доверия, темпы его сокращения в целом были значительно ниже, чем ВВП. Меры государственной поддержки, в частности программы замены старых автомобилей на новые, способствовали расширению потребительских расходов. Кроме того, снижений реальных располагаемых доходов было приостановлено резким падением инфляции, а также задержкой в ухудшении условий на рынке труда. Рост заработной платы достиг своего циклического пика в III квартале 2008 г. и продолжался еще в IV квартале, прежде чем существенно замедлиться в первой половине 2009 г. В то же время уровень занятости не снижался до III квартала 2008 г. В 2010 г. происходит дальнейшее хотя и слабое, уменьшение уровня потребления. Потребительское доверие, вероятно, существенно возрастет по сравнению с началом прошлого года, а инфляция останется чрезвычайно низкой.
Уровень сбережения, по-видимому, останется высоким, условия кредитования значительно более сложными, чем до кризиса. При этом ощутимых улучшений на рынке труда не ожидается.

Аналитики фонда отмечают существование нескольких мощных сил, сдерживающих процесс оживления в странах Европы. Крупные дефициты бюджетов и платежных балансов по текущим операциям сдерживают оживление в некоторых странах зоны евро, оказывая негативное воздействие на остальные европейские страны. В частности, как подчеркивается, экономические сложности Греции угрожают нормализации ситуации на финансовых рынках. Этому мешают, также нерешенные проблемы в банковской сфере. Наметившийся процесс восстановления экономики европейских стран также поддерживается несколькими факторами. Во-первых, во второй половине прошлого года возобновился процесс создания товарных запасов. Во-вторых, нормализация мировой торговли внесла существенный вклад в экономическое оживление в государствах Еврозоны и европейских странах с формирующимися рынками. В-третьих, сыграла свою роль действенная политика поддержки финансовых секторов многих европейских стран и координированная помощь со отофоны многонациональных институтов наиболее пострадавшим странам региона.I

Тем не менее, темпы экономического роста в европейских странах, как ожидается, в ближайшие два года будут умеренными. В наиболее развитых странах Европы ВВП в 2010г составляет в среднем на 1% и в 2011г.-на 1,75%. В государствах региона с формирующимися рынками данные показатели, по-видимому, будут равняться соответственно 3 и 3,5%.

В странах Еврозоны в целом совокупный валовой продукт, как ожидается, увеличится на 1% в текущем году и на 1,5% в будущем. Скорее всего, умеренным будет экономический рост в Германии и во Франции, где увеличение экспорта ограничивается внешним спросом, инвестиции сдерживаются нехваткой кредитов, а внутреннее потребление – высокой безработицей. Еще медленнее, по-видимому, будут преодолевать застойные явления Греция, Ирландия, Испания и Португалия. В Великобритании оживление останется умеренным и будет происходить благодаря увеличению экспортных поступлений из-за некоторого обесценения фунта стерлингов, тогда как внутренний спрос будет ослабленным. В европейских государствах с развивающимися рынками перспективы экономического роста в 2010 – 2011 гг. также сильно разнятся. В странах, достаточно благополучно перенесших мировой кризис (таких как Польша), а также тех, где уровень внутреннего доверия уже восстановился, ожидается достаточно заметное оживление, подкрепленное притоком капиталов и нормализацией глобальной торговли. В государствах, вступивших в кризис с уже ослабленной экономикой, таких как Венгрия, Румыния, Болгария, страны Балтии, имеющих серьезные проблемы с платежным балансом, восстановление экономики будет происходить медленнее в результате ограниченных возможностей для маневра. Денежная политика, как отмечается, должна остаться согласованной со сложившейся ситуацией. Поскольку перспективы экономического оживления довольно слабы, инфляционное давление будет умеренным. В промышленно развитых странах Европы базовая инфляция останется низкой и стабильной, в государствах Еврозоны составит около 1%. В большинстве стран региона с формирующимися рынками инфляция будет невысокой, и центральные банки смогут сохранить процентные ставки на относительно низком уровне, что позволит поддержать деловую активность. В следующей
таблице приводятся данные из прогноза МВФ, 1. касающиеся темпов роста ВВП (А), в % по сравнению с предыдущим годом, 2. розничных цен (В), в % по сравнению с предыдущим годом, 3. ситуации с платежным балансом по текущим операциям (С), в % ВВП 4. уровнем безработицы (D) в отдельных государствах Европы, в % экономически активного населения.
Таблица № 2. Прогноз МВФ




A

B

C

D




I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

Страны Европы

-4,0

1,3

1,9

1,2

2,0

1,7

0,2

0,3

0,4

-

-

-

Развитые страны ЕС

-4,1

1,0

1,7

0,6

1,4

1,4

0,4

0,7

0,8

-

-

-

Страны Еврозоны

-4,1

1,0

1,5

0,3

1,3

1,3

-0,6

-0,3

-0,2

9,4

10,5

10,5

Австрия

-3,6

1,3

1,7

0,4

1,6

1,5

1,4

1,8

1,7

5,0

5,4

5,5

Бельгия

-3,0

1,2

1,3

-0,2

0,9

1,5

-0,3

-0,5

-0,1

8,0

9,3

9,4

Германия

-5,0

1,2

1,7

0,1

1,9

1,0

4,8

5,5

5,6

7,4

8,6

9,3

Греция

-2,0

-2,0

-1,1

1,4

-2,0

1,0

-11,2

-9,7

-8,1

9,4

12,0

13,0

Ирландия

-7,1

-1,5

1,9

-1,7

1,2

-0,6

-2,9

0,4

-0,1

11,8

13,5

18,7

Испания

-3,6

-0,4

0,9

-0,3

1,4

1,0

-5,1

-5,3

-5,1

18,0

19,4

8,6

Италия

-5,0

0,8

1,2

0,8

2,7

1,7

-3,4

-2,8

-2,7

7,8

8,7

6,4

Кипр

-1,7

-0,7

1,9

0,2

1,0

2,3

-9,3

-11,4

-10,9

5,3

6,1

5,7

Люксембург

-4,2

2,1

2,4

0,8

2,0

1,3

5,7

11,2

11,6

7,0

6,2

7,2

Мальта

-1,9

0,5

1,5

1,8

1,1

2,1

-3,9

-5,1

-5,1

7,1

7,3

4,7

Нидерланды

-4,0

1,3

1,3

1,0

0,8

1,3

5,2

5,0

5,3

3,5

4,9

10,3

Португалия

-2,7

0,3

0,7

-0,9

0,8

1,1

-10,1

-9,0

-10,2

9,5

11,0

10,7

Словакия

-4,7

4,1

4,5

0,9

1,5

2,0

-3,2

-1,8

-1,9

12,1

11,6

6,8

Словения

-7,3

1,1

2,0

0,8

1,1

2,3

-0,3

-1,5

-1,2

6,2

7,4

9,6

Финляндия

-7,8

1,2

2,2

1,6

1,2

1,4

1,4

2,0

1,8

8,3

9,8

9,9

Франция

-2,2

1,5

1,8

0,1

2,7

1,5

-1,5

-1,9

-1,8

9,4

10,0

7,9

Великобритания

-4,9

1,3

2,5

2,2

2,0

1,6

-1,3

-1,7

-1,6

7,5

8,3

4,7

Дания

-5,1

1,2

1,6

1,3

1,6

2,0

4,0

3,1

2,6

3,3

4,2

8,5

Чехия

-4,3

1,7

2,6

1,0

2,4

2,0

-1,0

-1,7

-2,4

6,7

8,8

7,7

Швеция

-4,4

1,2

2,5

2,2

6,2

2,1

6,4

5,4

5,8

8,5

8,2

8,6

Исландия

-6,5

-3,0

2,3

12,0

2,5

3,8

3,8

5,4

1,8

8,0

9,7

3,5

Норвегия

-1,5

1,1

1,8

2,2

0,7

1,8

13,8

16,8

16,7

3,2

3,5

4,1

Швейцария

-1,5

1,5

1,8

-0,4

0,7

1,0

8,7

9,5

9,6

4,1

5,0

4,1

Страны Европы с формирующимися рынками

-3,8

2,9

3,4

4,7

5,3

3,6

-2,0

-3,3

-3,6

-

-

-

Болгария

-5,0

0,2

2,0

2,5

4,3

2,9

-9,5

-6,3

-5,8

-

-

-

Венгрия

-6,3

-0,2

3,2

4,2

-3,7

2,5

0,4

-0,4

-1,0

-

-

-

Латвия

-18,0

-4,0

2,7

3,3

-1,2

-2,5

9,4

7,0

6,3

-

-

-

Литва

-15,0

-1,6

3,2

4,2

2,3

-1,0

3,8

2,7

2,6

-

-

-

Польша

1,7

2,7

3,2

3,5

4,0

2,4

-1,6

-2,8

-3,2

-

-

-

Румыния

-7,1

0,8

5,1

5,6

2,3

3,1

-4,4

-5,5

-5,5

-

-

-

Хорватия

-5,8

0,2

2,5

2,4

0,8

2,8

-5,6

-6,3

-6,8

-

-

-

Эстония

-14,1

0,8

3,6

-0,1

0,8

1,1

4,6

4,7

3,9

-

-

-