Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования республики казахстан актюбинский региональный университет им.к.жубанова
Факультет экономики и права
Кафедра экономики и менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему: Сертификация персонала по управлению проектами.
Подготовила: Галеева Айнель
студент группы 3МенР
Преподаватель: Нургалиева Ш.Т.
магистр э.н., ст. преподаватель
2023 год
Содержание
Введение
1 Сертификация персонала
1.1 Предпосылки и необходимость сертификации персонала
1.2 Цели сертификации персонала
1.3.Процесс функционирования системы сертификации
1.4 Объекты сертификации персонала
1.5. Структура процессов сертификации персонала
2. Что даёт сертификацияперсонала
2.1.Преимущества предприятия, прошедшего процедуру сертификации персонала
2.2. Что дает сертификация персонала непосредственно работникам предприятия
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ.
Кроме продукции, услуг и систем качества к добровольной сертификации может предлагаться персонал. Добровольная сертификация персонала необходима для установления соответствия специалистов в той или иной области деятельности требованиям, предъявляемым к их работе. Сертификация не заменяет базовое образование и не ставит его под сомнение. Интенсивное развитие промышленности и услуг с каждым годом предъявляет к специалистам новые требования по уровню знаний техники, программного обеспечения, нормативных документов. Таким образом, появляется необходимость в их периодической аттестации на соответствие принятым сегодня критериям. Объективную и независимую оценку обеспечивает сертификация. Требования к специалистам и порядок оценки соответствия устанавливает не государство, а все заинтересованные стороны. Так, сертификация оценщиков автотранспорта в Германии инициировали страховые компании, банки и общество оценщиков. При обязательном страховании автомобилей качество оценки стоимости автомобиля или его повреждений напрямую связано с экономическими интересами этих структур. Сертифицированный по общепринятым правилам оценщик признается всеми участниками названного процесса.
В Республике Казахстан сертификация персонала также начинает развиваться. В Госстандарте уже зарегистрировано несколько систем, предусматривающих сертификацию специалистов.
Следует отметить, что сертификацию персонала не надо ассоциировать с аттестацией. Цель аттестации — определение квалификации работника с целью проверки его соответствия занимаемой должности. Цель сертификации — установление уровня подготовки, профессиональных знаний, навыков и опыта специалиста для подтверждения его соответствия установленным требованиям и определения его возможностей надлежащим образом осуществлять конкретные действия в той или иной сфере деятельности. Аттестацию проводит работодатель (вторая сторона), а сертификацию — орган по сертификации (третья сторона).
В настоящее время в Республике Казахстан сложилась и развивается система сертификации компетентности персонала, функционирующего в качестве экспертов по сертификации продукции, услуг, производств, систем качества, по аккредитации испытательных и измерительных лабораторий, органо-вего сертификации и аккредитации для системы сертификации. Сертификация во многом зависит от компетентности экспертов, непосредственно влияющих на принятия решения о допуске безопасной продукции (услуг и иных объектов) на потребительский рынок. Поэтому некомпетентность эксперта может негативно повлиять на безопасность жизнедеятельности.
Под компетентностью специалиста понимают наличие теоретических знаний, практических навыков и опыта. Компетентность ограничена определенной областью и распространяется на оцениваемую продукцию, услуги и иные объекты (профессиональная компетентность) и методологию оценки (квалиметрическая компетентность).
Профессиональная компетентность включает знание:
-
различных сторон проектирования и производства продукции (услуг и иных объектов); -
значение показателей качества аналогов; -
перспектив развития продукции, отраженных в научно-исследовательских работах, патентах, конструкторских разработках; -
требования потребителей; -
условий и характера эксплуатации (потребления).
Квалиметрическая компетентность обеспечивает четкое понимание экспертом принципов и методов оценки качества продукции, умение использовать разные типы оценочных шкал, определять субъективные вероятности и различать недостаточное число градаций оцениваемого объекта.
Кроме требований к профессиональной компетентности при сертификации эксперта предъявляются требования, связанные с личными качествами специалиста.
-
Сертификация персонала
1.1 Предпосылки и необходимость сертификации персонала
Сейчас в Казахстане начинает формироваться система сертификации персонала. Современная экономика требует наличия широкого слоя квалифицированных работников, сертифицированных организациями, не зависимыми от системы образования. В 21 век Казахстан вступил с грузом нерешенных проблем в экономике, политике, экологии, образовании. Как будет развиваться наша страна —во многом зависит от тех людей, которые сегодня еще только осваивают выбранную ими профессию и, конечно же, от тех людей, которые помогают им осваивать профессию. Ну а качество подготовки выпускников системы образования должно оценивать общество в лице работодателей.
С точки зрения конкурентного бизнеса, персонал фирмы должен быть достаточно подготовлен и настроен для того, чтобы обеспечивать требуемое качество продукции (услуг) организации в такой рыночной ситуации, когда требования потребителя и его ожидания постоянно повышаются.
Проводя анализ деятельности организации, руководитель постоянно задает себе вопросы: способен ли персонал работать достаточно эффективно и соответствует ли он выбранной стратегии организации, может ли персонал измениться, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляет к нему конкурентная среда, позитивно ли он воспримет изменения?
Международный опыт предприятий показывает, что они тратят на подготовку и сертификацию своего персонала не менее 20% от общих затрат. В Казахстане этот показатель существенно ниже и составляет в настоящее время не более 0,8% для малого и среднего бизнеса и 12% — для крупного. Качество подготовки специалистов системой образования в Казахстане почти во всех областях пока не соответствует запросам бизнеса. Выпускнику учебного заведения, как и в советские времена, при приеме на работу говорят: «Забудь все, чему тебя учили». Это можно объяснить как слабой материально-технической базой учебных заведений, так и несоответствием учебных программ требованиям работодателей. У нас отсутствует практика оценки образования с точки зрения подготовленности выпускника к будущей профессии не только по уровню необходимых знаний, но и по уровню умений и навыков.
Как раз эту задачу призвана решить развиваемая в настоящее время система сертификации персонала. Данную систему можно рассматривать в 4 направлениях:
-
сертификация и аттестация имеющегося персонала фирм; -
сертификация и аттестация выпускников системы образования; -
база для разработки образовательных стандартов; -
основа для управления качеством образования.
В экономически развитых странах работодатели активно сотрудничают со сферой образования в области формирования качества рабочей силы. Например, в США в 1990г. была создана Комиссия по вопросам профессиональных умений (компетенций), в состав которой вошли лидеры национального бизнеса, представители сферы труда, образования и государственных структур. После того, как Комиссия поставила вопрос «ребром»: либо высокие умения, либо низкая зарплата, с 1994 года правительство создало Национальный Совет по стандартам умений, в рамках которого разрабатываются стандарты и оценочные процедуры для 15 секторов экономики.
Аналогичные процессы происходят и в других зарубежных странах. Среди причин, побудивших правительства многих стран мира обратить внимание на проблему профессиональной компетентности трудоспособного населения и молодежи, исследователи отмечают следующие:
-
«давление» работодателей, как основных «заказчиков» кадров, предъявивших особые требования к выпускникам профессиональных образовательных учреждений; -
необходимость повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда и обеспечить их социальную адаптацию; -
создание основы для взаимопризнания профессиональных сертификатов выпускников образовательных учреждений в рамках создания единого европейского образовательного пространства.
Профессиональное образование, как известно, представляет собой сферу пересечения интересов:
-
работодателей, которые выступают непосредственными заказчиками системы профессионального образования, поскольку именно к ним попадает ее конечный «продукт»; -
учащихся/студентов и их родителей, получающих соответствующий образовательный ресурс для построения деловой карьеры и обеспечения своего будущего; -
органов исполнительной власти и местного самоуправления, формирующих и реализующих эффективную кадровую политику как фактор социально-экономического развития территорий.
При этом основные функции управления системой профессионального образования (целеполагание, планирование и контроль) продолжают оставаться исключительно государственными.
Процесс создания стандартов уже идет.
Так, например, объявляется начало проекта разработки профессиональных стандартов для отрасли информационных технологий по заказу Совета по ИТ при Министре информационных технологий и связи РК и Ассоциации АПКИТ. В
ходе проекта должны быть созданы профстандарты, описывающие должности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации специалистов в соответствии с квалификационными уровнями. Приводится анкета для специалистов отрасли, желающих принять участие в формировании профессиональных стандартов.
1.2.Цели сертификации персонала
Создание условий для работы предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности на едином товарном рынке Республики Казахстан и выпуска конкурентоспособной продукции, а также для их успешной деятельности в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и торговле.
Защита потребителя от недобросовестного изготовителя, использующего в процессе создания продукции (оказания услуги) трудовые ресурсы, имеющие уровень профессиональной подготовки и квалификации, не соответствующей заявленному качеству выпускаемой продукции или оказываемой услуги.
Содействие предприятиям, организациям и учреждениям в компетентном выборе персонала на рынке труда.
Подтверждение возможностей предприятия, организации, учреждения по обеспечению заявленных показателей качества имеющимся персоналом. Обеспечение безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, обусловленной компетентностью должностных лиц и отдельных категорий персонала.
1.3 Процесс функционирования системы сертификации
Для функционирования системы сертификации необходимы:
-
Профессиональные стандарты, определяющие основные требования к профессиональным знаниям и умениям; -
независимый Центр сертификации, осуществляющий непосредственно проведение сертификационного экзамена, привлечение экспертов для подготовки стандартов и проведения экзаменов; -
ресурсные центры, имеющие профильное оборудование и специалистов для проведения оценки практических умений и навыков сертифицируемых лиц.
Профессиональные стандарты разрабатываются при участии работодателей с учетом тех требований к работникам, которые необходимы по каждой конкретной профессии.
Центр сертификации персонала осуществляет следующие функции:
-
организует и обеспечивает процедуру и утверждение итогов сертификации; -
обеспечивает наличие бланков сертификатов и их заполнение, ведет учет сертифицированных лиц и экспертов; -
ведет учет средств, поступающих в качестве платы за сертификацию, обеспечивает финансовую отчетность.