Файл: О конституции Республики Узбекистан Статья Внести в Конституцию Республики Узбекистан.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27
Президент Республики Узбекистан вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис Республики Узбекистан.
В случае одобрения закона в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа соответственно депутатов
Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики
Узбекистан закон подлежит подписанию Президентом Республики
Узбекистан в течение четырнадцати дней и обнародованию.
Опубликование законов и иных нормативно-правовых актов является обязательным условием их применения.
Статья 100.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан избирает из своего состава Спикера Законодательной палаты и его заместителей.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики
Узбекистан и его заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий
Законодательной палаты.
Одно и то же лицо не может быть Спикером Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан более двух сроков подряд.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики
Узбекистан и его заместители могут быть досрочно отозваны по решению
Законодательной палаты, принятому более чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты тайным голосованием.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
1) созывает заседания Законодательной палаты, председательствует на них;
2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Законодательной палаты;
3) координирует деятельность комитетов и комиссий
Законодательной палаты;
4) организует контроль за исполнением законов Республики
Узбекистан и постановлений Законодательной палаты;
5) руководит работой по осуществлению межпарламентских связей и деятельностью групп Законодательной палаты, связанных с работой международных парламентских организаций;
6) представляет Законодательную палату во взаимоотношениях с
Сенатом
Олий
Мажлиса
Республики
Узбекистан, другими государственными органами, иностранными государствами, международными и иными организациями;
7) подписывает постановления Законодательной палаты;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей
Конституцией и законодательными актами.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики
Узбекистан издает распоряжения.

28
Статья 101.
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан избирает из своего состава Председателя Сената и его заместителей. Председатель Сената избирается по представлению Президента Республики Узбекистан.
Одним из заместителей Председателя Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан является представитель Республики Каракалпакстан.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместители избираются большинством голосов от общего числа сенаторов тайным голосованием на срок полномочий Сената.
Одно и то же лицо не может быть Председателем Сената
Олий Мажлиса Республики Узбекистан более двух сроков подряд.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и егозаместители могут быть досрочно отозваны по решению Сената, принятому более чем двумя третями голосов от общего числа сенаторов тайным голосованием.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
1) созывает заседания Сената, председательствует на них;
2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Сената;
3) координирует деятельность комитетов и комиссий Сената;
4) организует контроль за исполнением законов Республики
Узбекистани постановлений Сената;
5) руководит работой по осуществлению межпарламентских связей и деятельностью групп Сената, связанных с работой международных парламентских организаций;
6) представляет Сенат во взаимоотношениях с Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, другими государственными органами, иностранными государствами, международными и иными организациями;
7) подписывает постановления Сената;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей
Конституцией и законодательными актами.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан издает распоряжения.
Статья 102.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан на срок своих полномочий избирает из числа депутатов Законодательной палаты комитеты для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, вносимых в Законодательную палату, контроля за исполнением законов Республики Узбекистан и решений, принимаемых Законодательной палатой.


29
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан на срок своих полномочий избирает из числа сенаторов комитеты для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, вносимых в Сенат, контроля за исполнением законов Республики Узбекистан и решений, принимаемых Сенатом.
Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики
Узбекистан, в случае необходимости, для выполнения конкретных задач создают комиссии из числа депутатов, сенаторов.
Статья 103.
В целях изучения фактов и событий, создающих угрозу правам и свободам человека, интересам общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивого развития страны, совместным решением Законодательной палаты и Сената
Олий Мажлиса Республики Узбекистан может проводиться парламентское расследование.
Для проведения парламентского расследования на паритетных началах из числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената
Олий Мажлиса Республики Узбекистан создается специальная комиссия, осуществляющая свою деятельность в соответствии с законом.
Статья 104.
Депутатам Законодательной палаты и членам Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан в установленном порядке возмещаются расходы, связанные с депутатской или сенаторской деятельностью.
Депутаты Законодательной палаты и члены Сената, работающие в Сенате на постоянной основе, на период своих полномочий не могут заниматься другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной, творческой и педагогической.
Депутат Законодательной палаты и член Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан пользуются правом неприкосновенности. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны, заключены под стражу или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия соответственно
Законодательной палаты или Сената.
1   2   3   4

Глава ХIХ. Президент Республики Узбекистан
Статья 105.
Президент Республики Узбекистан является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

30
Статья 106.
Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин
Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории
Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами.
Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд.
Президент
Республики
Узбекистан избирается гражданами
Республики Узбекистан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь лет.
Порядок выборов Президента Республики Узбекистан определяется законом.
Статья 107.
Президент Республики Узбекистан на период исполнения своих обязанностей не может занимать иную оплачиваемую должность, быть депутатом представительного органа, заниматься предпринимательской деятельностью.
Личность Президента Республики Узбекистан неприкосновенна и охраняется законом.
Статья 108.
Президент
Республики
Узбекистан считается вступившим в должность с момента принесения на заседании Олий Мажлиса
Республики Узбекистан присяги следующего содержания:
«Торжественно клянусь верно служить народу Узбекистана, строго следовать Конституции и законам республики, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на Президента
Республики Узбекистан обязанности».
Статья 109.
Президент Республики Узбекистан:
1) выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан,
Конституции и законов Республики Узбекистан, суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан,
принимает необходимые меры по реализации решений по вопросам национально-государственного устройства;
2) представляет
Республику
Узбекистан внутри страны и в международных отношениях;
3) ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения
Республики
Узбекистан, обеспечивает соблюдение заключенных республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств;
4) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей;

31 5) представляет Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры для назначения на должности руководителей дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в иностранных государствах и при международных организациях;
6) имеет право обращаться к народу и Олий Мажлису Республики
Узбекистан по важнейшим вопросам реализации внутренней и внешней политики страны;
7) образует и упраздняет министерства и другие республиканские органы исполнительной власти с последующим внесением указов по этим вопросам на утверждение Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
8) представляет Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру для избрания на должность Председателя Сената;
9) назначает на должность с одобрения Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан Премьер-министра Республики
Узбекистан, членов Кабинета Министров Республики Узбекистан и освобождает их от должности;
10) назначает на должность и освобождает от должности руководителей комитетов, агентств и других республиканских государственных органов в соответствии с законодательством;
11) назначает на должность с одобрения Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан Генерального прокурора Республики Узбекистан, председателя Счетной палаты Республики Узбекистан и освобождает их от должности;
12) назначает на должность после консультаций с Сенатом Олий
Мажлиса Республики Узбекистан председателя Службы государственной безопасности Республики Узбекистан и освобождает его от должности;
13) представляет Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры в составы Конституционного суда Республики Узбекистан,
Верховного суда Республики Узбекистан, Высшего судейского совета
Республики Узбекистан, а также на должности председателя правления
Центрального банка Республики Узбекистан, руководителя республиканского органа по противодействию коррупции и руководителя республиканского антимонопольного органа;
14) назначает и освобождает от должности по представлению
Высшего судейского совета Республики Узбекистан председателей и заместителей председателей судов областей и города Ташкента, председателя Военного суда Республики Узбекистан;
15) назначает и освобождает от должности хокимов областей и города Ташкента. Президент Республики Узбекистан вправе освободить своим решением от должности хокимов районов и городов в случае нарушения ими Конституции, законов или совершения действий, порочащих честь и достоинство хокима;
16) приостанавливает, отменяет акты республиканских органов исполнительной власти и хокимов; вправе председательствовать на заседаниях Кабинета Министров Республики Узбекистан;


32 17) подписывает и обнародует законы Республики Узбекистан; вправе возвратить закон со своими возражениями в Олий Мажлис
Республики Узбекистан для повторного обсуждения и голосования;
18) объявляет состояние войны в случае нападения на Республику
Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии, общую или частичную мобилизацию и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
19) в исключительных случаях (реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях
Республики Узбекистан и в течение трех суток вносит принятое решение на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Условия и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются законом;
20) является
Верховным главнокомандующим Вооруженными
Силами Республики Узбекистан, назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания;
21) награждает орденами, медалями и грамотой Республики
Узбекистан, присваивает квалификационные и почетные звания
Республики Узбекистан;
22) решает вопросы гражданства
Республики
Узбекистан и предоставления политического убежища;
23) вносит в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан представления о принятии актов об амнистии и осуществляет помилование лиц, осужденных судами Республики Узбекистан;
24) образует и возглавляет Совет безопасности при Президенте
Республики Узбекистан, формирует Администрацию Президента
Республики
Узбекистан, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте Республики Узбекистан в целях обеспечения реализации своих полномочий;
25) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей
Конституцией и законами.
Президент Республики Узбекистан не вправе передавать исполнение своих полномочий государственным органам или должностным лицам.
Статья 110.
Президент Республики Узбекистан на основе и во исполнение
Конституции и законов Республики Узбекистан издает указы, постановления и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики.

33
Статья 111.
Законодательная палата, Сенат Олий Мажлиса Республики
Узбекистан могут быть распущены решением Президента Республики
Узбекистан, принятым по согласованию с Конституционным судом
Республики Узбекистан, в случае возникновения в составе Законодательной палаты или Сената непреодолимых разногласий, ставящих под угрозу их нормальное функционирование, или неоднократного принятия ими решений, противоречащих Конституции Республики Узбекистан, а также возникновения непреодолимых разногласий между
Законодательной палатой и Сенатом, ставящих под угрозу нормальное функционирование Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В случае роспуска Законодательной палаты, Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан новые выборы проводятся в течение трех месяцев.
Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики
Узбекистан не могут быть распущены в период действия чрезвычайного положения.
Статья 112.
При невозможности исполнения действующим Президентом
Республики Узбекистан своих обязанностей его обязанности и полномочия временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики
Узбекистан, с проведением в течение трех месяцев в полном соответствии с законом выборов Президента Республики Узбекистан.
Статья 113.
Президент Республики Узбекистан, ушедший в отставку по истечении своих полномочий, занимает пожизненно должность члена Сената Олий
Мажлиса Республики Узбекистан.
Глава ХХ. Кабинет Министров Республики Узбекистан
Статья 114.
Исполнительную власть осуществляет
Кабинет
Министров
Республики Узбекистан. Кабинет Министров Республики Узбекистан состоит из Премьер-министра Республики Узбекистан, его заместителей и министров. В состав Кабинета Министров входит по должности глава правительства Республики Каракалпакстан.
Кабинет Министров осуществляет свою деятельность в рамках основных направлений деятельности исполнительной власти, определяемых
Президентом Республики Узбекистан.


34
Статья 115.
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
1) несет ответственность за осуществление эффективной экономической, социальной, налоговой и бюджетной политики, разработку и реализацию программ по развитию науки, культуры, образования, здравоохранения и других отраслей экономики и социальной сферы;
2) принимает меры по обеспечению устойчивого экономического роста, макроэкономической стабильности, сокращению бедности, созданию достойных условий жизни для населения, обеспечению продовольственной безопасности, созданию благоприятного инвестиционного климата, комплексного и устойчивого развития территорий;
3) обеспечивает эффективное функционирование системы социальной защиты населения, в том числе лиц с инвалидностью;
4) обеспечивает реализацию единой государственной политики в области охраны окружающей среды, сохранения природного богатства и биологического разнообразия, борьбы с изменением климата, эпидемиями, пандемиями, смягчения их последствий;
5)обеспечивает реализацию государственной молодежной политики, принимает меры по поддержке, укреплению и защите семьи, сохранению традиционных семейных ценностей;
6) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, обеспечивает их участие в разработке и реализации программ социально-экономического развития и социального партнерства;
7) осуществляет меры по защите экономических, социальных и других прав и законных интересов граждан;
8) обеспечивает исполнение Конституции и законов Республики
Узбекистан, решений палат Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан;
9) координирует и направляет работу органов исполнительной власти, осуществляет контроль за их деятельностью в установленном законом порядке;
10) принимает меры по обеспечению открытости и прозрачности, законности и эффективности в работе органов исполнительной власти, противодействию коррупционным проявлениям в их деятельности, повышению качества и доступности государственных услуг;
11) представляет
Законодательной палате
Олий
Мажлиса
Республики Узбекистан ежегодные доклады по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны;
12) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей
Конституцией и законами.
Статья 116.
Кабинет Министров в пределах конституционных норм и в соответствии с законодательством издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Узбекистан всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.