Файл: Повышение эффективности использования энергии в электротранспортных комплексах с накопительными устройствами.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис.9. Результаты имитационного моделирования буферного режима работы тягового привода с НЭ
Рис.10. Результаты моделирования режима ограничения максимального тока поезда
Для проверки основных теоретических положений и результатов математического моделирования была разработана физическая модель тягового привода с накопителем энергии. Внешний вид основных элементов физической модели представлен на рис.11.
Рис.11. Внешний вид основных элементов модели
В качестве механической части привода использована тележка трамвайного вагона РВЗ (рис. 11,а). Накопитель энергии представляет собой конденсатор двойного электрического слоя ёмкостью 2,3 Ф и рабочим напряжением 110 В (рис. 11,б). Модель позволяет исследовать работу импульсного регулятора на базе релейной логики при отключенном накопителе; работу накопителя энергии в буферном режиме и работу НЭ в режиме ограничения максимального тока поезда. Результаты физического моделирования представлены на рис.12.
Рис.12. Результаты физического моделирования буферного режима
работы (а) и режима ограничения максимального тока (б)
Анализ показывает, что полученные кривые коррелируют с результатами структурного и имитационного моделирования.
Заключение. Основные результаты теоретических и экспериментальных исследований задач, связанных с повышением эффективности использования энергии в электротранспортных комплексах с накопительными устройствами состоят в следующем:
-
Проведён комплексный анализ схемотехнических решений различных элементов электротранспортного комплекса с накопителями энергии. Доказана необходимость дополнительных исследований вопросов влияния режимов работы накопителя энергии, размещённого на подвижном составе, на энергетические показатели работы системы электроснабжения. -
Исследовано влияние формы кривой тока поезда на характер работы системы электроснабжения. Показано, что при работе накопителя энергии в режиме ограничения максимального тока обеспечивается не только эффективное использование энергии торможения, но и снижение потерь энергии в элементах тяговой сети (в 2-3,5 раза), а также в 1,5-1,7 раза увеличивается пропускная способность контактного провода. -
Проведена оценка влияния режимов работы накопителя энергии на энергетические показатели транспортного комплекса. Показано, что более эффективное сглаживание нагрузок на тяговую сеть реализуется при установке накопительного устройства на подвижном составе. -
Разработаны алгоритмы управления тяговым приводом с накопителем энергии, обеспечивающие работу накопительного устройства в режиме ограничения максимального тока поезда. -
Предложена и обоснована методика регулирования магнитного потока возбуждения в режиме торможения транспортного средства, обеспечивающая снижение массогабаритных показателей накопителя энергии в среднем на 15%. -
Разработаны математические и имитационные модели тягового привода с накопителем энергии в программном комплексе MatLAB Simulink, позволяющие исследовать различные режимы работы энергосберегающих тяговых приводов. -
Создана физическая модель тягового привода с накопителем энергии на базе конденсатора двойного электрического слоя, которая используется в учебном процессе в Новосибирском государственном техническом университете при подготовке специалистов по направлению 140600 – «Электротехника, электромеханика и электротехнологии». Результаты имитационного и физического моделирования подтверждают основные теоретические положения, полученные в работе.
Основные положения диссертации опубликованы в работах:
-
Спиридонов, Е. А. Математическая модель тягового привода с накопителем энергии [Текст] / Е. А. Спиридонов, Ю. А. Прокушев, А. А. Штанг, А. П. Вертохвостов // Науч. проблемы трансп. Сибири и Дальнего Востока. – 2006. – № 1. – С. 239–241. -
Спиридонов, Е.А. Исследование энергетических показателей режимов тяги и торможения троллейбусов [Текст] / В.В. Бирюков, Ю.А. Прокушев, В.И. Сопов, Е.А. Спиридонов, А.А. Штанг // Омский научный вестник. – Омск : Омский научный вестник. – 2006. – №9 (46). – С. 124 – 129. -
Спиридонов, Е. А. Определение параметров накопительного устройства для электротранспортного комплекса [Текст] / А. П. Вертохвостов, Ю. А. Прокушев, Е. А. Спиридонов, А. А. Штанг, Н. И. Щуров // Электричество. – 2007. – №6. – С.53 – 56. -
Spiridonov, E. A. T-Bus Power Supply System Optimization by the Criterion of Process Energy Loss Minimization [Text] / V. V. Biryukov, S. A. Evdokimov, Y. A. Prokushev, V. I. Sopov, E. A. Spiridonov // Proceedings of The Second International Forum on Strategic Technology, Ulanbaatar, Mongolia. – October 3-5, 2007, P. 449 – 451 [Оптимизация системы электроснабжения троллейбуса по критерию минимизации технологических потерь энергии]. -
Спиридонов, Е. А. Повышение эффективности работы системы электроснабжения троллейбуса [Текст] / С. А. Евдокимов, Ю. А. Прокушев, В. И. Сопов, Е. А. Спиридонов // Транспорт: наука, техника, управление. – ВИНИТИ. – 2008. – № 6. – С. 24 – 27. -
Спиридонов, Е. А. Применение накопителей энергии для выравнивания нагрузок в системе электроснабжения городского электрического транспорта [Текст] / Е. А. Спиридонов // Науч. проблемы трансп. Сибири и Дальнего Востока. – 2008. – № 1. – С. 258 – 262. -
Спиридонов, Е. А. Снижение массогабаритных параметров накопителя энергии регулированием возбуждения тяговой электрической машины в режиме торможения [Текст] / Е. А. Спиридонов, А. А. Штанг // Науч. проблемы трансп. Сибири и Дальнего Востока. – 2009. – № 2. – С. 328 – 330. -
Спиридонов, Е. А. Повышение эффективности использования накопителей энергии в электротранспортном комплексе [Текст] / Е. А. Спиридонов, Д. В. Чумачёв, А. А. Штанг, Н. И. Щуров // Электротехника. – 2009. – № 12. – С. 33 – 37. -
Спиридонов, Е. А. Исследование гибридного источника энергии для электрического транспортного средства с накопительными устройствами [Текст] / В. Н. Аносов, Е. А. Спиридонов, А. А. Штанг // Транспорт: Наука, техника, управление. – ВИНИТИ. – 2010. – №8. – С. 7 – 10.
Отпечатано в типографии Новосибирского
государственного технического университета
630092, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20,
тел./факс (383) 346-08-57
формат 60 Х 84/16 объём 1,25 п.л., тираж 100 экз.
заказ № подписано в печать 2010 г.