Файл: Изображение войны 18051807 годов в романе Война и Мир.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 523
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«ТОМСКИЙ ТЕХИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Проект
по литературе на тему:
«Изображение войны 1805-1807 годов в романе «Война и Мир»
Выполнила:
Рыжкова Альбина Сергеевна
Студентка: 321/323
Проверила:
Грикова Татьяна Анатольевна
Томск 2022
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Шенграбенское сражение …………………………………………………….. 5
Аустерлицкое сражение ………………………………………………………. 8
Заключение …………………………………………………………………… 10
Список литературы ………………………………………………………….. 11
Введение
В 1867 году Лев Толстой закончил работу над произведением «Война и Мир». Тема войны входит в роман с первых строк. О её необходимости
толкуют в салоне Шерер, о ней говорят и на обеде у Ростовых, и в кабинете
князя Болконского.
Как относится к будущей войне русское общество? Большинство признаёт её справедливой, необходимой, многие желают
её начала.
Какие мотивы движут людьми, собирающимися вступить в бой с
Наполеоном? Для ответа на этот вопрос достаточно обратиться к образам
Николая Ростова и князя Андрея Болконского. У героев нет ни личной
вражды, ни ненависти к французам. Князь Андрей, напротив, восхищается
Бонапартом как великим полководцем. Кроме того, он стремится убежать от света, от нелюбимой жены, мечтает о славе. Николай идёт на войну, потому что «так положено», так все молодые офицеры поступают. Преданность государю, желание отличиться перед ним — главный мотив его поступков.
Понимают ли герои, что такое война? Мы видим, как Николай и князь
Андрей заняты своими планами, повседневными мелочами, отношениями с
другими людьми. Страшное лицо войны ещё не открывалось им.
Изображая войну, Толстой не только предоставляет читателю описание военных действий. Будучи сам участником сражений, Толстой описывает человеческие судьбы и характеры на фоне войны. Он показывает солдат и офицеров, штаб, главнокомандующих и генералов. Толстой дает понять, что и среди начальства, и среди подчиненных есть разные люди – и те, кто готов на настоящие геройские поступки, и те, кто трусит и пытается лишь разжиться на человеческом горе.
В войне 1805 года Толстой показывает два сражения – Шенграбенское и Аустерлицкое. В них он рисует не только переломные моменты истории, но и переломные моменты жизни каждого из участников битв. Через контрастные образы Толстой говорит о жизни и смерти, о чести и предательстве, о трусости и подвигах. Через глаза главных героев Толстой показывает, насколько война меняет приоритеты и взгляды на жизнь. Андрей Болконский, всегда считавший своим идеалом Наполеона, вдруг обращает внимание на то, как искусно и по-человечески ведут сражение Кутузов и Багратион. Сколько силы, сколько чести в них!
Глядя на Кутузова, на его человеческие эмоции, Андрей понимает его мощь. Наблюдает он и за Багратионом, который ведет сражение таким образом, будто дела вершатся сами собой. Но при этом великий князь тактично и мудро делает свое дело по-настоящему, без вычурных фраз и поз, не отдавая приказы, но ведя войско к победе. Он подбадривает всех одним только своим присутствием.
В контексте войны рассматриваются человеческие души, человеческие жизни. Самое прекрасное, самое великое, что дано человеку свыше – жизнь – на войне превращается в расходный материал. Это ужасно и страшно. В любое время, в любую эпоху война всегда будет самым страшным испытанием для человечества.
Цель моей работы заключается в следующем: Идя вслед за Толстым, разобраться в характере военной кампании 1805 г., познакомимся с историческими событиями эпохи, увидеть, как по-разному ведет себя человек на войне, как относится автор к войне.
Шенграбенское сражение
Одним из ключевых эпизодов в романе Льва Толстого «Война и мир» является Шенграбенское сражение. Именно там главные герои получают свои первые военные уроки жизни. На Шенграбенском сражении раскрывается проблема истинного и лживого патриотизма. Все молодые бойцы хотели проявить себя с лучшей стороны, совершить настоящий подвиг. Это сражение показало, готовы ли они к этому или же «война» для них была пустым далеким словом.
Для описания Шенграбенского сражения Толстой активно использует гиперболу. Исторически известно, что это была неравная битва: вдвое меньше наших бойцов и огромная французская армия. В романе же французы выглядят еще больше устрашающими: их ряды автор изрядно увеличивает. Это сражение стало необходимым, чтобы спасти всю русскую армию. Кутузову нужно было добраться до Цнайма раньше, чем это сделают вражеские полки. Поэтому он оставил авангардный отряд Багратиона, который должен был задержать многотысячную французскую армию, чтобы подарить драгоценное время основным русским силам.
Этот маленький отряд в глазах Андрея Болконского уже с первых минут выглядит героическим. Он смотрит, как воины готовятся к сражению. Его поражает их смелые и веселые взгляды, князь ожидал увидеть страх, но никак не беззаботные усмешки. Еще с детства молодого Болконского отец учил тому, что разум – это один из главных ключей к успеху, поэтому он смотрит на французскую армию и в уме описывает возможную военную стратегию. До этого сражения он думал, что самое важное в бою – иметь план. Но потом он понял, что большие войны выигрывает не умная голова, а отважная.
Багратион, командир этого отряда, проявил себя в Шенграбенском сражении как настоящий лидер. Он прекрасно понимал неравенство их сил, но еще больше помнил о том, что они обязаны удержать эту французскую навалу. Багратион старался быть всегда спокойным. Князь Андрей заметил, что это настроение передается всем, даже самым нервным и истеричным простым военнослужащим. Сам же командир вел себя непринужденно. Все его слова были толковые, легкие и не обремененные. Он не отдавал прямых приказов, а просто советовал, как поступить в той или иной ситуации. Багратион – высший пример искреннего патриотизма. Когда силы его солдат иссякли, он стал среди них и повел их за собой, вперед. Еще одним примером героизма в Шенграбенском сражении является Тушин. Именно его батарея взяла на себя главный удар. Но никто не сбежал и не кинул поле боя. Тушин не имел прямого приказа, поэтому действовал так, как ему велел командирский разум и сердце. Он спалил деревню Шенграбен, и это действие спасло много русских жизней. Ведь у французов ушло много времени на то, чтобы затушить пожар. Тушин был маленького роста с добрым детским лицом и храбрым верным сердцем. Имея четыре орудия, он палил так, что французы думали о том месте, как о сборище главных сил Багратиона. Враги даже и подумать не могли, что там четыре незащищенных орудия. Батарея Тушина вернулась к главной армии героем.
Багратион был зол на Тушина, ему казалось, что тот ослушался приказа отступать и по своей глупости потерял два орудия. Но ведь не это было главным, а то, что армия, благодаря этой маленькой батарее, была спасена. Именно об этом и говорит Багратиону князь Андрей Болконский. Он всегда презирал маленьких простых людей из народа, но Тушин поразил его своей отвагой. В итоге Багратион поменял свое мнение о командире спасательной батареи.
Еще одним героем в том сражении был командующий ротой Тимохин. Имея в руках маленькую и хилую шпагу, он смело идет на врага. Несмотря на скудные доспехи, он заставил французов бежать от себя, куда глаза глядят.
Князь Андрей также не спешил покидать поле боя. Он думал о том, что не трус и не посмеет убежать. Тушин отметил про себя тот факт, что Болконский оставался с ними, а не спешил укрыться от французских войск.
Это сражение стало одной из ступенек на пути к становлению главного героя. Князь увидел, что на войне не всегда срабатывает выбранная стратегия. Все, чему его учили, было поддано сомнению, когда он увидел подвиг Тушина. Он понял, что на самом деле на войне не может быть никакого хорошо продуманного плана, потому что нельзя все предугадать, что здесь может происходить.
Ни одно сражение в истории не обходится без тех, кто смелый только на словах, а действия их говорят об обратном. Одним из таких лживых патриотов является Жерков. Он несколько раз получал приказ от Багратиона отправиться в тот или иной фланг и передать об отступлении. Но он настолько боялся туда ехать, что ни одна часть армии не получила этот приказ. Толстой очень ярко описывает сцены, которые рассказывают о последствиях трусости Жеркова. Это молодые, храбрые, лежащие на земле юнцы, которые последний раз в своей жизни видели голубое небо. Как же много их легло из-за того, что в нужный момент они не получили приказ командира и стояли до последнего.
Я думаю, что трусость можно простить человеку, но не бесполезные смерти людей. Нельзя выживать за счет других. Все люди одинаковы, никто не стоит выше, даже если у него есть деньги или власть. Самое ценное на этой земле – человеческая жизнь.
Жерков – эгоистичен и понятия не имеет о существовании альтруистических стандартов. Недалеко уходит от него и Долохов. Он каждый свой шаг на войне расценивает как подвиг. Как только заканчиваются военные действия, он тут же бежит собирать награды. Долохов считает себя достойным ордена, по сути, ничем не отметившись. Толстой противопоставляет ему образ Тушина, который действительно совершил подвиг, но, склонив голову, слушал обвинения Багратиона и соглашался с ним.
В Шенграбенском сражении первый военный опыт получил и Николай Ростов. Для него он оказался печальным. Он испугался и, бросив под ноги врагу свое оружие, позорно сбежал с поля боя. Позже его ранили в руку. Для молодого Николая это действительно был позор. Я не осуждаю его за такие действия. Он был слишком молод для того, чтобы понимать, что такое война. В будущем он совершит не один подвиг и даже получит свой орден. Николай Ростов больше не покинет поля боя, но всегда будет помнить об этом бегстве.
Шенграбенское сражение – это военная сцена в романе Толстого об истине и фальши, смелости и страхе, патриотизме и лживости. Каждый из героев произведения находит здесь что-то новое для себя или в себе. Бояться смерти – это нормально, не все рождаются героями. Искать себе славы среди отважных павших солдат – это не по-человечески.
Аустерлицкое сражение
История человечества состоит из побед и поражений в войнах.
В романе «Война и мир» Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице.
Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» Толстой стало решающим в войне «трех императоров». Толстой показывает двух императоров сначала напыщенными и самодовольными, а после поражения растерянными и несчастными людьми.
Уделяя значительную часть описанию смотра в Ольмуце, настроению солдат накануне сражения, императору Александру и Кутузову, Толстой показывает читателю причины неудачи в битве. В отличие от Шенграбена, теперь все обстоятельства были на стороне русских. Положение армии перед Аустерлицем «стало как будто незыблемо прочным». На победу надеялись все генералы, кроме Кутузова и Багратиона. Простые солдаты же не понимали, ради чего они должны умирать. Толстой уверен, что именно настрой войска предопределил крах сражения, ведь эта война была не в интересах русских людей, а в интересах молодого императора, которому очень хотелось отобрать победу у Наполеона.
Поэтому туман, окутавший армию перед сражением, можно воспринимать как художественный приём. Это символ неопределённости и непонимания цели сражения у простых солдат, и туман тщеславия, окутавший сознание тех, кто затеял эту войну. В конце битвы он рассеялся, и осталось только «высокое небо». Эти два символа противопоставлены друг другу как истина и ложь.
Само сражение передано Толстым через восприятие многих лиц, но чувства и поступки главных героев он показывает крупным планом. К ним относится Николай Ростов, не утративший романтического духа после Шенграбена. Герой мечтает о встрече со своим кумиром — императором Александром. Ростов видит русского царя после Аустерлица. Тот плачет под яблоней, утешаемый своим генералом Толем. Безупречно владеющий собой, красивый, всеми любимый император, предстает перед героем в довольно жалком виде. Николай Ростов не решается приблизиться к своему кумиру и не разочаровывается в своём идеале. Герой так и не смог понять, что его слепая преданность императору – туман.