ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семинар 15. Общественно-политическое развитие
Созыв Первого Всемирного Курултая казахов и его историческое значение. Съезды Всемирного Курултая казахов (1992-2017 гг.). Форум народов Казахстана (1992). Становление общественных движений в Республике Казахстан и формирование многопартийной системы. Изменения в миграционном, демографическом и этническом составе населения Казахстана.
Переписи населения за годы независимости и их результаты (1999, 2009, 2021 гг.). Межнациональное согласие казахстанцев – залог укрепления независимости и демократии. Развитие демократических процессов, введение пропорциональной системы выборов в Парламент и итоги выборов по партийным спискам. Развитие гражданских институтов. Гражданские форумы и их значение. Информационная политика РК, развитие СМИ. Деятельность Национального Совета Республики Казахстан. Постоянно действующая организация при Мажилисе, готовящая предложения по развитию и демократизации гражданского общества. Деятельность Национальной комиссии по демократизации и вопросам гражданского общества. Молодежная политика Республики Казахстан. Совершенствование работы правоохранительных и судебных органов. Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан и ее деятельность. Создание Представительства РК по правам человека (Омбудсмена).
Историческое значение статьи Президента Республики Казахстан К.Токаева «Независимость превыше всего». Политика демократизации и модернизации политической системы страны. Концепция «Слышащего государства».
«Январские события». Послания Президента Казахстана К. Токаева «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации». Создание нового Казахстана и кардинальное реформирование политической системы.
Референдум по внесению поправок в Конституцию страны. Расширение демократических преобразований. Повышение роли парламента в Казахстане и изменения в политической системе страны. Формирование Национального Курултая.
С 29 сентября по 3 октября 1992 года в Алматы прошел Первый Всемирный курултай казахов. Ему предшествовало Постановление Кабинета Министров «О подготовке и проведении Всемирного конгресса казахов». Сама идея проведения такого конгресса возникла еще во время посещения Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым Турции.
После выхода постановления были созданы оргкомитет и штаб. Помощь оказывали широкие слои населения, общественные организации, коммерческие структуры. Для гостей, съехавшихся со всех концов света, была запланирована обширная культурная программа.
В работе курултая приняли участие более 600 делегатов из 30 стран: Турции, Ирана, Монголии, США, Китая, Австралии, Германии, Англии и др.
Председателем Всемирного сообщества казахов был избран Нурсултан Назарбаев. Его первым заместителем общественный деятель, писатель Калдарбек Найманбаев.
В рамках курултая прошли научно-практические конференции с участием ученых Казахстана и зарубежья — А. Кайдарова, М. Козыбаева, С. Сартаева, З. Исмаилова. Был принят ряд документов по социальной защите лиц коренной национальности в случае их возвращения в Казахстан.
Состоялись поездки гостей в Туркестан к мавзолею Ходжи Ахмеда Яссауи, Жамбылскую область, в Улытау. Для гостей курултая состоялся концерт во Дворце Республики. Хроника курултая широко освещалась в периодической печати, по радио и телевидению. Центральное событие курултая — это торжественное заседание 30 сентября во Дворце Республики. На нем с речью выступил первый Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев. В своей речи первый Президент отметил, что в настоящее время около трех миллионов казахов проживает более чем в сорока странах мира, и в связи с этим почетной обязанностью республики является создание таких условий, чтобы каждый казах, где бы он ни жил, чувствовал себя полноправным представителем своей нации.
Закрытие курултая состоялось 30 октября 1992 года. Проведение такого конгресса имело огромное значение для развития самосознания казахского народа, способствовало восстановлению и подъему культуры, обычаев, частично забытых и утерянных.
Всемирная ассоциация казахов, главный итог курултая, на протяжении многих лет проводит огромную культурно-образовательную и просветительскую работу среди казахских диаспор за рубежом. Организует международные научно-практические конференции, симпозиумы, круглые столы, тематические вечера, айтысы, различные выставки и конкурсы. Обеспечивает проведение малых курултаев за пределами Казахстана, на которых знакомит зарубежные казахские диаспоры с современным состоянием и развитием их исторической родины, достижениями в социально-экономическом и общественно-политическом развитии.
С первого дня создания сообщество стало своеобразным мостом между казахскими диаспорами за рубежом и Казахстаном. Налаживались контакты, выяснялось, где, сколько проживает наших соплеменников, кто они, чем занимаются. Создавались национальные центры в странах их компактного проживания, проводились форумы, различные культурные мероприятия, с тем, чтобы удовлетворить их духовные потребности.
Сегодня накоплен большой опыт. Всемирное сообщество казахов, без преувеличения, является авторитетной организацией, которая имеет контакты с представителями казахского этноса в более 40 странах мира, от Канады до Австралии. В 32 странах действуют казахские культурные центры. Есть свой веб-сайт в сети Интернет.
По итогам переписи населения в Казахстане было учтено 130 этносов. Этносы, доля которых превышает 1 % в общей численности населения страны, — это казахи, русские, укра¬инцы, узбеки, уйгуры, татары и немцы. Значимыми элементами полиэтничной структуры являются и относительно малочисленные этносы Казахстана - корейцы (0,67 %), белорусы (0,64 %), азербай¬джанцы (0,56 %), турки (0,55 %), поляки, дунгане, курды.
Особенностью этнодемографической структуры населения Казахстана являются различные ва¬рианты соотношения их численности в составе населения разных областей Казахстана. Выделяются два основных региональных типа: области с преобладающей в численности населения долей титуль¬ного этноса и области, где преобладает население русского и других европейских этносов. Особо су¬щественные перемены за годы независимости произошли в структуре населения южных и пригра¬ничных областей республики - здесь наблюдается серьезное изменение в процентном соотношении населения русского и казахского этносов, что стало следствием иммиграции оралманов, чаще всего оседающих в южных областях, где высока доля казахского этноса, а также эмиграция русского насе¬ления. Так например, в Северо-Казахстанской области русские и украинцы составляют в совокупно¬сти свыше 56 %, казахи - 31,42 % всего населения. А в Кызылординской области диа¬метрально противоположная ситуация. Этнический состав населения области практически моноэтничен: казахи - 95,22 %, русские - 2,25 %, корейцы - 1,33 % всего населения области. Все остальные этносы составляют десятые и сотые доли процента. Ареалы компактного проживания характерны для узбеков и уйгуров Казахстана. Большая часть узбеков сосредоточена в Южно¬Казахстанской области (второй по численности после казахов этнос области). В Сайрамском районе и городе Туркестане узбеки составляют большинство населения, соответственно 64,14 % и 52,86 %.
Постулаты программной статьи Главы государства Касым-Жомарта Токаева «Тәуелсіздік бәрінен қымбат» («Независимость превыше всего») послужат четким ориентиром не только для государственных органов, на которые в Год 30-летия Независимости возложены особые задачи, но и всего общества, для которого этот год станет не просто временем осознания прошедшего пути, но и выбора его дальнейших перспектив.
К.-Ж. Токаев отметил, что общей задачей всей страны является реализация концепции «Слышащего государства», которая даст оперативное и эффективное реагирование на запросы граждан.
В Министерстве информации и общественного развития Республики Казахстан состоялось первое заседание рабочей группы по разработке подходов по переходу к концепции «Слышащего государства» 6 февраля текущего года. Где обсуждались подходы к реализации концепции, на основе текущих проблем каналов прямой и обратной связи.«Слышащее государство» – это, государство, где главным являются интересы гражданина, где налажен механизм взаимодействия государственных органов с гражданами и функционирует безбарьерная инфраструктура, позволяющая гражданам быть вовлеченными в процесс принятия решения и контроля за ними. «Слышащее государство» должно работать по принципу сервисного государства, где главная задача деятельности государственных органов является качественное выполнение потребностей своих граждан.
Нужно понимать, задачей концепции «слышащего государства» является не просто сбор запросов от граждан, а также и вовлечение населения в поиски решения этих проблем и недопущения новых. «Слышащее государство» должно быть системным и охватывать всю страну, все города, поселки и села, а не только агломерации.
В Казахстане необходимость перехода к концепции вызвана кризисом государственной службы, уровень доверия граждан к государственным институтам низкий и вовлеченность населения не на должном уровне.
Нынешнее Послание Президента народу Казахстан происходит в непростое время, когда мир, преодолевающий последствия пандемии коронавируса, вовлечен в новый геополитический кризис, а Казахстан к тому же переживает последствия «трагического января». Послание затронуло множество вопросов жизнедеятельности государства в условиях внутренних и внешних вызовов, с учетом новых политических и социально-экономических реалий. Основной акцент в нем сделан на комплексную модернизацию политической системы, без которой невозможно дальнейшее развитие нового Казахстана. Озвученные меры по совершенствованию законодательной ветви власти направлены на мобильность и открытость принятия политических решений. Укрепление полномочий Парламента, как представительного органа, будет способствовать улучшению законотворческой деятельности. Трансформация избирательной системы также демонстрирует приверженность к курсу дальнейшей демократизации политических процессов в Казахстане с активным вовлечением общественности. В условиях растущей урбанизации и дисбаланса регионального развития поддерживаю инициированные административно-территориальные изменения. Поскольку создание новых областей позволит улучшить качество и комфорт жителей регионов, сельских территорий. В целом, озвученные Президентом предложения соответствуют «духу времени», они обеспечат дальнейшее укрепление национальной безопасности,
внутреннюю социально-экономическую стабильность, гласность, подотчетность и ориентированность органов власти на мнение населения. Всецело разделяя мысли о необходимости подстраиваться под современные условия жизни, учитывая возможные риски и потенциал, полагаем, что цели и задачи, поставленные Президентом созвучны ожиданиям общества, и позволят преодолеть период турбулентности, с которым в последние несколько лет столкнулся не только Казахстан, но и все мировое сообщество.
Духовное развитие
Реформы в системе образованияи науки. Программа «Болашақ». Переход здравоохранения на рыночную экономику.
Государственные программы «Культурное наследие», «Народ в потоке истории»: цель и основные этапы. Создание Фонда гуманитарного образования на государственном языке. Основы идеи «Мәңгілік Ел». Возрождение исторического сознания.
Конфессиональная политика независимого Казахстана. Съезды лидеров мировых и традиционных религий.
«Семь граней Великой степи».
Как отметили в ведомстве, за годы Независимости сформирована национальная модель образования, направленная на повышение качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворение потребностей личности, общества и государства.Сформирована нормативная правовая база. Приняты законы Республики Казахстан «Об образовании», «О высшем образовании», «О науке», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О государственной образовательной накопительной системе», «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», «О статусе педагога» и другие.Реализованы 6 государственных программ, направленных на развитие системы образования (Государственная программа информатизации системы среднего образования на 1997-2002 годы, Государственная программа «Образование», Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы, Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы).Принята в 2019 году новая Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 годы.Казахстан с момента обретения Независимости является активным участником авторитетных рейтингов. Это подтверждение открытости социально-экономической политики страны.По Индексу человеческого развития наша страна за последние10 лет поднялась на 16% и вошла в группу стран с очень высоким человеческим капиталом.С 2009 года Казахстан принимает участие в рейтинге IMD. По субфактору «Образование» мы улучшили свою позицию с 43 места в 2009 году до 26 места в 2019 году (+17).В рейтинге Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2019 год Казахстан улучшил свои позиции с 59-го на 55-е место (на 4 позиции).