Файл: Лабораторная работа 1 Описание особей вида по морфологическому критерию.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• В качестве последней химической гипотезы возникновения жизни на нашей планете рассмотрим гипотезу Г. В. Войткевича, выдвинутую в 1988 году. Согласно этой гипотезе, возникновение органических веществ переносится в космическое пространство. В специфических условиях космоса идет синтез органических веществ (многочисленные орпанические вещества найдены в метеоритах — углеводы, углеводороды, азотистые основания, аминокислоты, жирные кислоты и др.). Не исключено, что в космических просторах могли образоваться нуклеотиды и даже молекулы ДНК. Однако, по мнению Войткевича, химическая эволюция на большинстве планет Солнечной системы оказалась замороженной и продолжилась лишь на Земле, найдя там подходящие условия. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной Земле оказался весь набор органических соединений. В этих условиях живое вещество появилось и конденсировалось вокруг возникших абиогенно молекул ДНК. Итак, по гипотезе Войткевича первоначально появилась жизнь биохимическая, а в ходе ее эволюции появились отдельные организмы.
Лабораторная работа № 6
«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
Цель: познакомить с различными гипотезами происхождения человека.
Ход работы.
1. Прочитать текст «Гипотезы происхождения человека» на стр.282-284.
2.Заполнить таблицу:
Ф.И.О. ученого или философа | Годы жизни | Представления о происхождении человека |
Анаксимандр | | |
Аристотель | | |
К.Линней | | |
И.Кант | | |
А.Н.Радищев | | |
А.Каверзнев | | |
Ж.Б.Робине | | |
Ж.Б.Ламарк. | | |
Ч.Дарвин. | | |
3. Ответить на вопрос: Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?
Лабораторная работа № 7
«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
Цель:
Ход работы.
1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:
-
Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
-
Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн. -
Вывод: что отражают правила экологических пирамид?
Лабораторная работа № 8
«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»
Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.
Ход работы.
-
Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума. -
Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты). -
Составьте пищевые цепи в аквариуме. -
Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:
-
падают прямые солнечные лучи; -
в аквариуме обитает большое количество рыб.
5. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.
Лабораторная работа № 9
«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
Цель: выявит черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.
Ход работы.
1. Прочитать текст «Агроценозы» на стр. 334-335.
2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»
Признаки сравнения | | |
Способы регуляции | | |
Видовое разнообразие | | |
Плотность видовых популяций | | |
Источники энергии и их использование | | |
Продуктивность | | |
Круговорот веществ и энергии | | |
Способность выдерживать изменения среды | | |
3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.
Лабораторная работа № 10
«Решение экологических задач»
Цель: создать условия для формирования умений решать простейшие экологические задачи.
Ход работы.
-
Решение задач.
Задача №1.
Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.
Задача №2.
На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.
Определите численность и плотность поголовья лосей:
а) на момент создания заповедника;
б) через 5 лет после создания заповедника;
в) через 15 лет после создания заповедника.
Задача №3
Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет 1100 млрд т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы (атомный вес углерода –12, кислорода – 16).
Решение:
Подсчитаем, сколько тонн углерода содержится в атмосфере Земли. Составляем пропорцию: (молярная масса оксида углерода М(СО2) = 12 т + 16*2т = 44 т)
В 44 тоннах углекислого газа содержится 12 тонн углерода
В 1 100 000 000 000 тонн углекислого газа – Х тонн углерода.
44/1 100 000 000 000 = 12/Х;
Х = 1 100 000 000 000*12/44;
Х = 300 000 000 000 тонн
В современной атмосфере Земли находится 300 000 000 000 тонн углерода.
Теперь необходимо выяснить, за какое время количество углерода "пройдет" через живые растения. Для этого необходимо полученный результат разделить на годовое потребление углерода растениями Земли.
Х = 300 000 000 000 т/1 000 000 000т в год
Х = 300 лет.
Таким образом, весь углерод атмосферы за 300 лет будет полностью ассимилирован растениями, побывает их составной частью и вновь попадет в атмосферу Земли.
Лабораторная работа № 11
«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»
Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.
Ход работы.
-
Рассмотреть карты-схемы территории с.Великомихайловка в разные годы. -
Выявить антропогенные изменения в экосистемах местности. -
Оценить последствия хозяйственной деятельности человека.
Рис.1 Карта-схема территории рек Плотва и
Холок после 1977 года.
|
Рис.2 Карта-схема территории рек Плотва и
Холок до 1977 года.
Лабораторная работа № 12
«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,
глобальных экологических проблем и путей их решения»
Цель: познакомить учащихся с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.
Ход работы.
-
Прочитать текст «Основные экологические проблемы современности» на стр.352-357. -
Заполнить таблицу:
Экологические проблемы | Причины | Пути решения экологических проблем |
| | |
3. Ответить на вопрос: Какие экологические проблемы, по вашему мнению наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?