ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БЛОК 4. КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ СОВЕТСКОЙ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ
Семинар 13. Политика «перестройки» в Казахстане
Масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни. Реформы М.С. Горбачева. Национальные конфликты в союзных республиках на фоне гласности и демократии. Экономический кризис. Влияние «перестройки» и «гласности» на экономику страны. Возврат национальным республикам отдельных государственных предприятий при системе союзного управления. Афганская война и участие в них казахстанцев (19790-01989 гг.).
Деятельность Д.А. Кунаева. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и других городах республики. Официальная реабилитация деятелей движения Алаш. Образование новых общественных организаций и партий. Выборы Верховного Совета Казахской ССР. Принятие «Закона о языке» и его значение. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР. Августовский путч 1991 года. Прекращение деятельности КПСС. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ).
К середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, политическом и социальном кризисе. В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В апреле 1985 года под его руководством состоялся пленум ЦК КПСС, с которого начинается “перестройка”. На апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на “ускорение социально-экономического развития” СССР на базе опережающего развития машиностроения. В 1986 году в экономической жизни появилось новшество - государственная приемка (госприемка). В социальной сфере был дан старт нескольким кампаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами. В политической области состоявшийся в 1986 году 27 съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социалистическую демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года.
В январе 1987 года состоялся пленум ЦК КПСС, положивший начало экономическим и политическим реформам. Развитие экономических реформ определяли две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектора экономики. В 1986 году был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности, который легализовал частнопредпринимательскую деятельность в 30 видах производства товаров и услуг. В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование. В 1988 году был принят закон «О кооперации в СССР». В 1989 году была разрешена аренда земли сроком на 50 лет.
1988 - 1991 годы ознаменовались также коренными изменениями во внешней политике СССР. В результате встреч М.Горбачева с президентом США Р.Рейганом были достигнуты договоренности об уничтожении ракет средней и малой дальности, в 1988 году начался вывод советских войск из Афганистана. В сентябре 1991 года была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В этом же году СССР выступил на стороне США в осуждении агрессии Ирака (своего давнего союзника) в отношении Кувейта, установил дипломатические отношения с Израилем и ЮАР. Доказательством новой внешней политики стал отказ советского руководства силой подавить революции конца 1989 года в странах Восточной Европы. Благодаря поддержке СССР стало возможным объединение Германии.
Второй год перестройки в Казахстане ознаменовался драматическими событиями. 16 декабря 1986 года состоялся Пленум ЦК КПК. На повестке дня стоял организационный вопрос - выборы первого секретаря ЦК КПК. В течении 18 минут вопрос был решен. Первым секретарем ЦК КПК, вместо отправленного на пенсию Д.Кунаева, был единогласно избран Г.Колбин, работавший до того первым секретарем Ульяновского обкома КПСС.
Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате начались демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошли в историю как Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате.
Период с декабря 1986 по июнь 1989 года была проведена крупная кадровая чистка партийного аппарата, начиная с ЦК, (в 1987 году потеряли должности 28% работников обкомов, более трети - горкомов и райкомов), прием в вузы стал осуществляться со строгим учетом процентного соотношения казахов и не казахов. Была принята и широко разрекламирована государственная программа по строительству жилья “Жилье-91”, которая предусматривала ликвидацию жилищной проблемы к 1991 году. Этот период завершился летом 1989 года, когда Пленум ЦК КПК избрал первым секретарем ЦК КПК Н. Назарбаева.
Одной из первых в повестку дня встала проблема государственного языка. 22 сентября 1989 года Закон КазССР о языках в КазССР был принят Верховным Советом. Государственным языком Казахской ССР объявлялся казахский язык, русский язык получил статус языка межнационального общения. Перевод делопроизводства на государственный язык должен быть завершен, согласно закону к 1995 году.
Весной 1990 года состоялись выборы в Верховный Совет КазССР. Тогда же, в апреле 1990 года Верховный Совет утвердил пост Президента и избрал, (безальтернативно и единогласно), первого секретаря ЦК компартии Казахстана Н.Назарбаева первым Президентом республики. После принятия закона о выборах президента были назначены всенародные выборы Президента. В результате 1 декабря 1991 года в республике был избран первый президент Казахстана. Им стал Н.Назарбаев, за которого проголосовали 98.8% избирателей.
В Алма-Ате 19 августа лишь немногочисленные представители демократических партий собрали митинг и выпустили листовку, в котором произошедшее было названо государственным переворотом.
На второй день путча, 20 августа, Н.Назарбаев выступил с Заявлением, в котором в осторожных выражениях, но все же определенно выразил свое осуждение путча. В целом по республике многие руководители областей и ведомств фактически поддержали путчистов, разработав с разной степенью готовности мероприятия по переходу к чрезвычайному положению.
21 августа путч провалился. М.Горбачев вернулся в Москву. После поражения путча последовала серия акций Президента и Парламента Казахстана. 24 августа было опубликовано Заявление Н.Назарбаева в адрес Политбюро ЦК КПСС о своем выходе из его состава. В тот же день был опубликован Указ Н.Назарбаева “О прекращении деятельности организационных структур политических партий, других общественных объединений и массовых общественных движений в органах прокураторы, государственной безопасности, внутренних дел, милиции, государственного арбитража, судах и таможне Казахской ССР. 25 августа вышел Указ Президента “Об имуществе КПСС на территории Казахской ССР, согласно которому имущество КПСС, находящееся на территории Казахстана, объявлялось собственностью государства. 28 августа состоялся Пленум ЦК КПК, который принял два постановления: о прекращении деятельности ЦК КПК и о созыве в сентябре 1991 года 18 (чрезвычайного) съезда компартии Казахстана. 29 августа - вышел Указ о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона. 30 августа - Указ “О недопустимости совмещения руководящих должностей в органах государственной власти и управления с должностями в политических партиях и иных общественно-политических объединениях”. Кроме того, Н.Назарбаев издал указы “Об образовании Совета Безопасности КазССР”, “О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства Казахской ССР”, “О создании золотого запаса и алмазного фонда КазССР”, “Об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности КазССР”.
В октябре 8 республик подписали Договор об экономическом сообществе. Но он уже не соблюдался. В ноябре 1991 года в Ново-Огарево семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызтан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ).
8 декабря 1991 года в Белоруссии, руководители Беларуси, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Реакция азиатских республик на создание СНГ была негативной. Их лидеры восприняли факт образования СНГ как заявку на создание славянской федерации и как следствие, возможность политического противостояния славянских и тюркских народов. Поэтому 21 декабря в Алма-Ате состоялась встреча лидеров “тройки”, “пятерки”, Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.
БЛОК 5. КАЗАХСТАН В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ (1991-2022 гг.)
Семинар 14. Казахстанская модель экономического развития
Трудности на пути к суверенитету: экономический кризис, социальные трудности, снижение уровня жизни, рост безработицы и преступности. Основные этапы перехода от плановой экономики к рыночной. Переход к рыночной экономике, создание частнособственнических институтов и становление отечественного бизнеса. Трудности и недостатки в формировании новой экономической системы. Введение национальной валюты. Формирование Национального фонда.
Создание национальных компаний в Казахстане. Перспективы развития промышленного, сельскохозяйственного и финансово-банковского секторов экономики. Современные направления реформирования экономики Казахстана.
Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), отчеты о развитии человечества, Индекс человеческого развития (ИЧР). Первое издание Отчета о человеческом развитии в Казахстане
Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Казахстан с крупными компаниями США, Западной Европы, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Реализация программ «Нурлыжол», «100 конкретных шагов».
Экономическое развитие в постпандемический период. «Национальный план развития» до 2025 года. Национальные проекты.
На пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом трудностей: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица, экологические проблемы, криминогенность. Чтобы преодолеть их и знать достойное место в человеческом обществе, необходимо было решать задачи: реструктуризации экономики, ее переориентации на современные наукоемкие технологические отрасли; создания социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей; проведения приватизации собственности, либерализации цен, продуманной инвестиционной политики; формирования правового государства и институтов гражданского общества; развития культуры, образования, науки.
В современном мире, начиная с 1990 года Программа развития Организации Объединения Наций (ПРООН) стала выпускать глобальные отчеты по вопросам человеческого развития. Критерии нового измерения социально-экономического прогресса был взят индекс человеческого развития (ИЧР). Индекс человеческого развития определяется по целому ряду показателей: доход на душу населения; состояние здоровья, окружающей среды, продолжительность жизни; образование, доступ к информации. Если их сгруппировать, то получится, что главными индикаторами ИЧР являются экономика, здравоохранение, образование.
Первый выпуск отчета по человеческому развитию в Казахстане был опубликован в 1995 году.
По данным ПРООН после распада СССР в Казахстане произошло падение ИЧР, в частности, в 1991 году структура этого снижения выглядела следующим образом - на 84% из-за экономического спада, 13% - за счет снижения продолжительности жизни и 3% за счет снижения уровня образования. С середины 1990-х годов начался его подъем. Как же происходил подъем ИЧР в Казахстане? По классификации ПРООН страны, имеющие уровень ИЧР ниже 0,5 — это слаборазвитые страны в социально-экономическом отношении. К ним отнесены в основном страны Экваториальной Африки, небольшие островные государства, страны, где ИЧР составляет 0,8 и выше - это высокоразвитые страны. В эту категорию входят индустриально развитые страны, а также страны с богатыми ресурсами, например - экспортеры нефти. Так вот, в 1996 году в Казахстане ИЧР составил 0,7, а например, этот показатель в Атырауской области составлял 0,813, в Мангыстауской -0,835, в г.Алматы -0,844***. Это свидетельствует об улучшении социально-экономического развития Казахстана, которое стало ощутимым с середины 1990-х годов.
Приватизация — одно из важных направлений экономической реформы. Основой рыночных экономических отношений являются отделение собственности от государства, приватизация собственности. Рыночная экономика способствует укреплению связей между товаропроизводителями и потребителями.
Процесс разгосударствления собственности в республике начался с первых дней независимости. В 1992 году было приватизировано 6200, в 1993 году — 2700 предприятий. В эти годы в основном были приватизированы малые предприятия торговли, бытового обслуживания и общепита.
Программа приватизации была продолжена в 1994-1996 годы. В 1996 году поступление в бюджет составило 19359898 тенге. За два первых месяца 1997 года за счет проданных предприятий в бюджет поступило свыше 2 млрд. тенге.