Файл: В. П. Астафьев. Слово о писателе. Фотография, на которой меня нет. Цели урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В.П. Астафьев. Слово о писателе.
«Фотография, на которой меня нет».
Цели урока:
Образовательная – познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, создать условия для осознания и осмысления нового произведения; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.
Развивающая – учить детей выражать свое отношение к проблеме, уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.
Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой; воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
Эпиграф на доске.
| Как много желтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных фотографий: Огнем, враждой Земля полным-полна, И близких всех душа не позабудет... (Н. Рубцов) |
-
Вступительное слово учителя.
- Ребята, я держу в руках старую чёрно-белую фотографию. Сейчас такое фото можно увидеть только в музее или в старинном семейном альбоме. Для человека со стороны покажется, что недостойна эта фотография места в красивом альбоме (т.к. снимок очень мал и сделан он неказисто). Но для меня это фото - бесценно.
Это последнее фото моего дедушки-ветерана. Как оно было сделано, точно не знаю, но зато знаю, что сделано оно было в последние дни его жизни, когда он был уже смертельно болен. Нет, здесь он не в парадной форме, а совсем наоборот, в домашней одежде. Но тем мне и дороже этот снимок, потому что именно таким я его и помню.
Сейчас, по прошествии многих лет, я очень жалею, что не расспросила его о многом, о том, что ему пришлось пройти там, на фронте. Хотя это и не удивительно, ведь я была ребёнком, а дети не думают и тем более не расспрашивают о войне, они только любят играть в «войнушку».
Жаль, что время нельзя повернуть назад, билеты в прошлое не продаются. А как хочется хоть на минутку там оказаться, чтобы уже с высоты своего жизненного опыта что-то исправить, доделать…
Но у меня только это фото и память…
(прикрепляю фото к доске)
-
Выступление детей.
- Я знаю, что вы тоже сегодня принесли дорогие вашему сердечку фотографии. Время нельзя остановить, но запечатлеть миг времени, мгновение возможно, и в этом помогает нам фотография. На ваших фотографиях – отпечаток времени со свойственной ему аурой, атмосферой, присущими ему деталями быта. Каждая фотография по-своему бесценна, уникальна. Хотите о них рассказать?
А мне очень интересно послушать вас.
(дети рассказывают о фотографиях и тоже прикрепляют их к доске)
-
Работа со словом.
- Так что же символизируют наши фотографии? (память о прошлом)
- Какие слова у вас ассоциируются со словом “память”? Запишите их. Загляните в тетрадь к соседу, позаимствуйте у него слова, которых у вас нет, запишите их.
- Прочитайте определение слова “память” в толковом словаре. Выпишите еще слова. Дополните свое информационное поле.
Память – это:
1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.
2.Воспоминание о ком – чём - нибудь.
3.То, что связано с умершим (вопоминания о нём).
(С.Ожегов. Словарь русского языка).
- Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Выберите то, которое вы бы сделали подписью к вашей фотографии. Почему именно оно? Запишите в тетрадь.
Высказывания писателей, философов, политиков о прошлом, о памяти, о времени (раздаточный материал).
1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль)
2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.)
3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. (Харуки Мураками)
4. Слабая память прибавляет нам сил. (Бертольд Брехт)
5. Время – движущееся подобие вечности. (Платон)
6. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин)
- Вот как о памяти говорит Д.С.Лихачёв в книге «Письма о добром» (цитата на стр. 206,211)
-
Слово учителя.
- Итак, мы попытались с вами остановиться и пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатлённое на снимках, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.
- Но почему мы можем об этом говорить на уроке литературы?
- Не потому ли так дорога старая фотография автору рассказа «Фотография, на которой меня нет» Виктору Астафьеву?
- А кто помнит, что мы читали в предыдущие годы у В.П.Астафьева?( Васюткино озеро, Конь с розовой гривой)
5. Биография писателя. Работа с карточкой. (приём инсерт)
Виктор Астафьев родился 1 мая в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых. В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в 1931 году в Енисее, зацепившись косой за основание боны. В.П.Астафьев никогда не привыкает к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становиться его бабушка – Екатерина Петровна. Только заботами бабушки было скрашено его сиротское детство. Но как ни тяжело было детство, главные трудности были впереди. Впереди будущего писателя ожидала и беспризорность, и детский дом, и интернат, и фронт.
С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку – сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношение с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом – интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки»,- напишет впоследствии В.П.Астафьев.
Учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о озере, напечатанное в школьном журнале
, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро».
В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», впоследствии он назовет его «Сибиряк». С 1951 по 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий».
В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов «До будущей весны», а в 1955 году вторая- «Огоньки». Эти рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман «Тают снега», издает еще две книги для детей: «Васюткино озеро» (1956) и «Дядя Кузя, куры, лисы и кот» (1957), печатает очерки и рассказы в альманахе «Прикамье», в журнале «Смена», сборниках «Охотничье были», «Приметы времени».
С апреля 1957 года Астафьев – спецкор Пермского областного радио. 1958 году увидел свет его роман «Тают снега». В.П.Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР.
В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от 1-го лица о собственном детстве, о тех впечатлениях, которые им были вынесены из той поры. Впоследствии эти рассказы составили книгу “Последний поклон”. Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев писал: «В основном добил «страницы детства», которые начал еще в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя». Рассказ “Фотография, на которой меня нет” входит в книгу «Последний поклон».
-
Прогноз.
- Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием? (записать)
- Будет ли в нём задета проблема, которую мы обсуждали? Назовите ещё раз эту проблему.
-
Домашнее задание
- Узнаете, подтвердился ли ваш прогноз, когда прочтёте рассказ.
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных
фотографий:
Огнем, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет...
Н. Рубцов
Биография писателя Виктор Астафьев родился 1 мая в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых. В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в 1931 году в Енисее, зацепившись косой за основание боны. В.П.Астафьев никогда не привыкает к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становиться его бабушка – Екатерина Петровна. Только заботами бабушки было скрашено его сиротское детство. Но как ни тяжело было детство, главные трудности были впереди. Впереди будущего писателя ожидала и беспризорность, и детский дом, и интернат, и фронт. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом – интернат. Учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский, замечает в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о том, как летом он заблудился в тайге и провёл там несколько дней, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете , Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», впоследствии он назовет его «Сибиряк». С 1951 по 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий». В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов «До будущей весны», а в 1955 году вторая- «Огоньки». Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман «Тают снега», издает еще две книги для детей: «Васюткино озеро» (1956) и «Дядя Кузя, куры, лисы и кот» (1957), печатает очерки и рассказы. С апреля 1957 года Астафьев – спецкор Пермского областного радио. 1958 году увидел свет его роман «Тают снега». В.П.Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР. В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от 1-го лица о собственном детстве, о тех впечатлениях, которые им были вынесены из той поры. Впоследствии эти рассказы составили книгу “Последний поклон”. Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев писал: «В основном добил «страницы детства», которые начал еще в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя». Рассказ “Фотография, на которой меня нет” входит в книгу «Последний поклон». | Биография писателя Виктор Астафьев родился 1 мая в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых. В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в 1931 году в Енисее, зацепившись косой за основание боны. В.П.Астафьев никогда не привыкает к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становиться его бабушка – Екатерина Петровна. Только заботами бабушки было скрашено его сиротское детство. Но как ни тяжело было детство, главные трудности были впереди. Впереди будущего писателя ожидала и беспризорность, и детский дом, и интернат, и фронт. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом – интернат. Учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский, замечает в Викторе склонность к литературе и развивает её. Сочинение о том, как летом он заблудился в тайге и провёл там несколько дней, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». В 1951 году, попав как-то на занятие литературного кружка при газете , Виктор Петрович за одну ночь написал рассказ «Гражданский человек», впоследствии он назовет его «Сибиряк». С 1951 по 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий». В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов «До будущей весны», а в 1955 году вторая- «Огоньки». Это рассказы для детей. В 1955-1957 годах он пишет роман «Тают снега», издает еще две книги для детей: «Васюткино озеро» (1956) и «Дядя Кузя, куры, лисы и кот» (1957), печатает очерки и рассказы. С апреля 1957 года Астафьев – спецкор Пермского областного радио. 1958 году увидел свет его роман «Тают снега». В.П.Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР. В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от 1-го лица о собственном детстве, о тех впечатлениях, которые им были вынесены из той поры. Впоследствии эти рассказы составили книгу “Последний поклон”. Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев писал: «В основном добил «страницы детства», которые начал еще в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя». Рассказ “Фотография, на которой меня нет” входит в книгу «Последний поклон». |
1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль) 2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.) 3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. (Харуки Мураками) 4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон) 5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин) | 1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль) 2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.) 3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. (Харуки Мураками) 4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон) 5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин) |
1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль) 2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.) 3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. (Харуки Мураками) 4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон) 5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин) | 1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль) 2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.) 3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. (Харуки Мураками) 4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон) 5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин) |
1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль) 2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.) 3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. (Харуки Мураками) 4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон) 5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин) | 1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль) 2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.) 3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. (Харуки Мураками) 4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон) 5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин) |
1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль) 2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.) 3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. (Харуки Мураками) 4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон) 5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин) | 1. Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль) 2. Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего. ( Горький М.) 3. Память согревает человека изнутри, и в то же время рвет его на части. (Харуки Мураками) 4. Время – движущееся подобие вечности. (Платон) 5. Самое дорогое, что уходя оставляем — добрая память. (Сергей Малёшин) |